Аэрография

Категория:
Столярное дело


Аэрография

Аэрографией называется имитирование древесины нанесением красок способом распыления при помощи особого распылителя — аэрографа. Имитация способом аэрографии наиболее хорошо воспроизводит текстуру древесины, состоящую из ярко выраженных полос, линий и штрихов, например палисандра, ореха.

Аппараты и материалы. Он лишь несколько меньше его по размерам и при этом стаканчик для краски прикреплен так, что его можно устанавливать относительно корпуса аэрографа в любом положении. Благодаря этому облегчается отделка неудобно расположенных поверхностей. Регулированием силы нажима на курок увеличивают или уменьшают количество поступающих в аэрограф сжатого воздуха и краски. При большом объеме работ можно заменить стаканчик подвесным бачком.

Потребное давление сжатого воздуха при работе аэрографом — до 2 ат. Питание аэрографа воздухом может происходить от общезаводского воздуховода, от компрессора или от специальной воздуходувки несложного устройства.

Аэрограф, как и любой пистолет-распылитель, требует заботливого ухода, прежде всего тщательной и своевременной промывки.

Материалы. Имитация способом аэрографии выполняется преимущественно кроющими красками — тонкотертыми масляными, казеиново-масляными, темперой, нитроэмалями. Готовые масляные краски разбавляют на месте работ олифой, скипидаром или уайт-спиритом; темперу — водой в соотношении от 1 : 1 до 1 : 2 с фильтрованием через марлю; нитроэмали — разбавителем РДВ или растворителями № 646, 648.

Рис. 1. Аэрограф с переносной воздуходувкой: 1 — аэрограф со стаканчщюм; 2 — шланг для подачи сжатого воздуха; 3 — воздухосборник; 4 — лопасти воздуходувки, укрепленные на валу электродвигателя (закрыты ребристым металлическим кожухом); 5 — электродвигатель 0,3 кет

Краску подбирают под цвет породы, под которую древесину имитируют. Например, для имитации под палисандр берут жженую умбру. Довольно часто применяют коричневый марс разных тонов, жженую кость, краплак. Лучшими для имитации аэрографией считаются нитроэмали. Они быстро сохнут и образуют прочные водо- и светостойкие покрытия. Применение нитроэмалей допускается только при наличии на рабочих местах вытяжной вентиляции.

Масляные краски дают хорошую имитацию, но они долго сохнут.

Темпера сохнет быстрее масляных красок. Кроме того, она не требует устройства вытяжной вентиляции, но дает менее прочное покрытие. Второй недостаток темперы состоит в том, что нерастворенными частичками входящего в нее казеина часто засоряется аэрограф.

Перед имитацией на поверхности заполняют поры. В случаях необходимости вместо порозаполнения поверхность можно шпаклевать с предварительным грунтованием. Грунтование и шпаклевание с подкраской под цвет древесины, под которую делают имитацию, могут заменить первую фоновую окраску, которую обычно выполняют имитирующей краской. Поверхность, подлежащую после имитации полированию, шпаклевать нельзя.

Для порозаполнения и грунтования рекомендуется эмульсия, в которую входят 13% канифоли, 27% скипидара, 9% казеиио-вого клея, от 1 до 3%; красителя, остальное — вода. Применяется также порозаполнитель менее сложного состава. Его приготовляют из отмученного мела (36%), натуральной олифы (4%), казеинового клея (10%) и воды (остальное).

Шпаклевки употребляют быстросохнущие — МБШ и АШ-30. На месте можно приготовлять лаковую шпаклевку из молотого мела (51%), тяжелого шпата (6%), пигмента (17,5%), подма-зочного масляного лака (23%) и воды (2,5%), а также масляно-клеевую шпаклевку, в которую входит 60% мела, 8% олифы, 2% клея, 30% воды.

Техника выполнения аэрографии. Аэрография производится по тщательно подготовленной, полностью просушенной и хорошо отшлифованной поверхности. Обязательно удаление ворса, так как после аэрографии, особенно в тех случаях, когда она выполняется водными составами (темперой), неудаленный ворс поднимается и поверхность становится шероховатой.

Процесс аэрографии состоит из операций: нанесения фона, нанесения текстуры, создания оттенков.

Фон наносят краской под цвет самого светлого тона натуральной древесины, под которую производят имитацию. Покрытие делают оплошное. Аэрограф держат на расстоянии 150 — 200 мм от отделываемой поверхности. Скорость движения аэрографа при нажиме на курок до отказа можно доводить до 20 м/мин; при меньшем нажиме движение аэрографа замедляют. Краску наносят вдоль волокон.

Текстуру наносят полосами и линиями, похожими по цвету, ширине и расположению на полосы и линии натуральной текстуры. Расстояние, на котором держат аэрограф от имитируемой поверхности, зависит от ширины наносимых полос. Например, при имитации под палисандр полосы должны быть шириной 2 — 3 мм и отстоять одна от другой на расстоянии 2 — 5 мм; в этом случае аэрограф держат на расстоянии 10 — 15 мм от поверхности и перемещают его со скоростью 1 — 2 м/мин с небольшим нажимом на курок. С увеличением ширины полос аэрограф от поверхности отдаляют, одновременно усиливают нажим на курок и увеличивают скорость движения распылителя. Усилить или смягчить тон полос можно путем регулирования подачи краски.

Для обработки текстуры, т. е. для придания оттенков, применяют ту же краску, которой наносили полосы, но более разбавленную, или краску, специально подобранную по цвету. Тонирование производится широким распылением с удалением аэрографа от отделываемой поверхности на 150 — 200 мм. Скорость Движения аэрографа при этом зависит от наносимого оттенка и составляет в среднем около 10 м/мин. Степень оттенения того или иного места определяется характером натуральной текстуры.

Отделка древесины пленками фенолоформальдегидных смол. Первой для отделки древесины была применена пленка, пропитанная фенолоформальдегидной смолой, известная под наименованием бакелитовой пленки (ГОСТ 2707 — 44). Подготовленную для отделки поверхность детали покрывают бакелитовой пленкой, на пленку накладывают полированную прокладку и деталь запрессовывают под давлением 15 — 18 кг/см2 с нагреванием плит пресса до 140 — 150°. Выдержка под прессом 30 — 40 мин.

Фенолоформальдегидные пленки от наличия в них свободного фенола под действием света краснеют, поэтому отделывать ими древесину можно только в темные тона.

В 1950 г. в СССР пленки фенолоформальдегидной смолы применили для отделки дрейесины с имитацией под красное дерево. Для этого отделываемую поверхность древесины покрывают двумя листами пленки с проложенной между ними тонкой бумагой, на которую нанесен рисунок текстуры древесины красного дерева. Смола после запрессовки с нагреванием приобретает тон, близкий к тону натуральной древесины красного дерева, а рисунок текстуры, нанесенный на текстурную бумагу, становится более четким и красивым. Рисунок текстуры можно подобрать «в елку», «в уголок», «в шашку», «в конверт».

Текстурная бумага может быть изготовлена типографским путем и непосредственно на месте работы при помощи клише, на котором выгравирован рисунок текстуры. Вместо металлического клише можно применить строганую фанеру красного дерева. Фанеру наклеивают на ровный деревянный щит. Такое упрощенное клише дает четкие оттиски, но оно быстро изнашивается.

Плоские детали из массива древесины с наложенной на них пленкой и прокладкой отделывают непосредственно с подачей их в пресс. Профильные детали отделывают по способу панелиро-вания, т. е. отделывают тонкий лист шпона или фанеры и его наклеивают на деталь способом фанерования. Такие отделанные листы шпона или фанеры называют панелином.

Шпон берут березовый однотонный (без полос ложного ядра), без сучков и челноков, хорошо отшлифованный, толщиной от 0,4 до 0,8 мм. Часто берут не один, а два и больше листов шпона толщиной 0,4 мм, располагая их с одинаковым направлением волокон и переслаивая листы смоляными пленками. На верхний лист шпона накладывают две пленки с листом текстурной бумаги между ними. Лицевая сторона верхнего листа шпона должна быть хорошо отшлифована.

Сформированный таким образом пакет накрывают полированной металлической прокладкой и подвергают горячему прессованию. Режим прессования такой же, как для деталей из массива. Клеем служит расплавляющиеся и затем снова затвердевающие смоляные пленки. После прессовки получают окончательно отделанный лист высококачественного панелина.

Толщина шпона, собираемого в пакет, и количество листов шпона в пакете зависят от назначения панелина. Для оклеивания деталей сложного профиля панелин должен быть тонким, эластичным, должен состоять из одного-двух листов наиболее тонкого шпона. Однослойным панелином можно оклеивать профильные детали с радиусом кривизны от 7 мм, двухслойным — с радиусом кривизны от 30 мм.

Отделка древесины пленками карбамидных и мелами новых смол. В настоящее время отделочные пленки изготовляют также из карбамидных и меламиновых смол. Эти пленки светостойки, бесцветны, могут быть окрашены красителями в любой цвет. Ими можно отделывать изделия под натуральный цвет древесины и с имитацией текстуры древесины любой породы и любого цвета при помощи текстурной бумаги. Пленки из карбамидных смол (без меламина) недостаточно водостойки, поэтому применяют пленку из карбамидо-мелами-новой смолы, обладающую хорошей водостойкостью. Наибольшее применение имеет пленка из карбамидо-меламино-фор-мальдегидной смолы ММП-0. Недостаток ее — малая жизнеспособность: 3 — 5 дней. Поэтому изготовляют пленку на месте ее применения. Для изготовления пленки применяют пропиточно-сушильную установку, устройство которой видно из рис. 3. Высота вертикальной сушильной камеры 4 м; угол наклона транспортера 30°; температура в сушильной камере во входном конце 60°, а выходном — 80°; скорость движения бумаги от 0,5 До 1 м/мин. Установка работает от электродвигателя.

Рис. 3. Схема пропиточно-сушильной установки для изготовления пленки: 1 — рулон бумаги; 2 — ванна с пропиточным составом; 3 — сушильная камера; 4 — транспортер; 5 — стол; 6 — привод

Читать далее:



Статьи по теме:


Реклама:




Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум