Анализ и описание структуры деятельности на операционно-психологическом уровне

Категория:
Эргономика


Анализ и описание структуры деятельности на операционно-психологическом уровне

Анализ деятельности на операционно-психологическом уровне основан на существующих представлениях о закономерностях преобразования информации человеком. Качественно эти закономерности описываются особенностями формирования и функционирования концептуальной модели.

В результате анализа должно быть сделано операционно-структур-ное описание деятельности. Его сущность заключается в разложении рабочего процесса на качественно различные составляющие, определении их логической связи между собой, порядка следования друг за другом во времени и вычислении ряда показателей, имеющих определенный психологический смысл. Расчленение рабочего процесса желательно производить до уровня простых действий. В этом случае составляющие процесса — это оперативные единицы информации и элементарные действия.

Под оперативной единице информации (ОЕИ) донимают сообщение (образ, понятие, суждение, команда и т. п.), дифференцируемое в процессе данной деятельности от других сообщений по одному активно осознаваемому признаку, а под элементарным действием (ЭД) — преобразование информации и (или) энергии (восприятие, извлечение из памяти, мысленное действие, двигательная реакция и т. п.), приводящие к формированию одной ОЕИ. Из этих определений следует, что уровень сложности ОЕИ и ЭД зависит от содержания деятельности, степени обученности и в целом определяется структурой той концептуальной модели, которая имеется у оператора по отношению к данному трудовому процессу. Таким образом, проблема выделения ЭД и ОЕИ сводится к проблеме выявления соотношения между внешней (по отношению к человеку) информационной моделью и внутренней, концептуальной моделью. Практическое решение этой задачи очень трудно и не всегда возможно с нужной степенью достоверности. Поэтому в ряде случаев приходится в качестве условно элементарных действий использовать такие типовые трудовые действия (ТД), которые приводят к формированию одного управляющего воздействия (например, поворот тумблера, речевая команда) или к получению сигнала, который предположительно может быть воспринят одномоментно (например, считывание показания с прибора) или будет фигурировать в процессе принятия решения как одно логическое условие.

Под логическим условием (ЛУ) понимается сигнал (воспринимаемый извне или актуализируемый в памяти), определяющий выбор того или иного действия (операции). Логическое условие находится в таких же отношениях с ОЕИ, как типовое действие с элементарным действием. Поэтому в дальнейшем пойдет речь о ЛУ и ТД, как о практически используемых при анализе на операционно-психологическом уровне составляющих трудового процесса, причем имеется в виду, что нужно стремиться к максимальному приближению логических условий к оперативным единицам информации, а типовых действий к элементарным действиям.

Эффективным методом анализа трудового процесса на операционном уровне является алгоритмический анализ. Его преимущества состоят в том, что самый сложный трудовой процесс может быть представлен компактно и обозримо. Это особенно важно в тех случаях, когда целью анализа является получение количественных характеристик деятельности, оценки «загрузки» оператора, а также исходных данных для проектирования устройств отображения информации, на основании реальной структуры трудового процесса. Ограниченность метода обусловлена неизбежной при всякой формализации потерей некоторых качественных характеристик (мотивационные факторы, уровень отражения в сознании тех или иных операций и т. п.). Поэтому описываемые ниже приемы алгоритмического анализа не должны исключать в качественных методов профессиографии.

Алгоритмическое описание деятельности оператора может выполняться в виде таблично-текстуальной, графической или логической схемы. В последнем случае используют символические обозначения. Большими латинскими буквами обозначают отдельные акты переработки информации — типовые операции, малыми буквами — логические условия, -определяющие выбор того или иного ТД.

Логические схемы представляют собой формализованные выражения, составленные из ТД и ЛУ (членов алгоритма), следующих друг за другом. От каждого символа логического условия начинается нумерованная стрелка ( f 3), которая оканчивается у какого-либо другого члена. Работа алгоритма начинается с того, что срабатывает самый левый член схемы. После этого определяется, какой член должен работать следом за ним. Если первый член был ТД, то за ним должен сработать тот член схемы, который стоит непосредственно справа. Если же предыдущий член был логическим условием, то возможны два случая: или проверяющееся условие выполняется (обозначается «1») — тогда должен работать следующий за ним член справа, или же оно не выполняется (обозначается «О»)—тогда должен работать тот член, к которому ведет стрелка, начинающаяся после данного логического условия. В некоторых случаях вводится специальный символ — всегда ложное логическое условие (со). После него во всех случаях должен срабатывать член, указанный стрелкой.

Применение в чистом виде метода составления логических схем рабочего процесса по А. Ляпунову с психологической точки зрения имеет ряд недостатков. Эти недостатки в определенной степени удалось уменьшить путем введения специальных приемов.

Сущность первого приема заключается в учете психологической специфики разных членов алгоритма или их сочетаний. Сущность второго приема состоит в использовании двухстрочечной записи алгоритма, что соответствует двум генеральным каналам переработки информации человеком: автоматизированному и поисковому.

На основании этого введен ряд дополнений в правила составления логических схем алгоритма. Например, различают типовые действия афферентные, эфферентные и мнемические, обозначая их соответственно индексами |а|, |е|,- |ц|. Кроме того, в ряде случаев применяется оператор задержки (Т) для обозначения, например, ожидания команды или окончания срабатывания автоматического устройства. Среди логических условий выделяют те, которые специалист получает не в результате непосредственного восприятия,- а путем «извлечения» из своей памяти (^i). Отмечают потенциал сигналов, промежуточных и окончательных решений оператора.

В качестве примера рассмотрим в несколько упрощенном виде одну из операций в деятельности пилота: принятие решения при встрече самолета с грозовым фронтом. Логическая схема алгоритма в виде графической схемы изображена на рис. 5.3. Поисковый и автоматизированный каналы переработки информации отделены горизонтальной линией.

Пилот, восприняв информацию о грозовой туче по курсу (5°), продолжает пилотирование, выдерживая режим полета, соответствующий принятому ранее решению Dn (запись под линией) и параллельно принимает решение о способе ч уклонения от встречи с грозовым фронтом (запись над линией). Пилотирование осуществляется путем оценки соответствия образа текущего и прогнозируемого положения самолета образу, эквивалентному решению …0 (Dn) с принятием Соответствующего решения (D„) по устранению рассогласований, если таковые обнаруживаются, и выполнением необходимых моторных Действий (Я,). Образ О (D\) формируется у пилота на основании сопоставления воспринимаемых с приборов (SaA — авиагоризонта, S^ — вариометра, и т. д.) значений пилотажных параметров с их эталонными значениями, актуализируемыми в оперативной памяти (S^, S4 и т. д.).

Рис. 1. Логическая схема принятия решения

Описание структуры деятельности является важным этапом решения любых практических задач эргономики. В зависимости от вида этих задач содержание и глубина анализа структуры деятельности, а также формы ее описания могут изменяться.

Для инженерно-психологического проектирования акцент должен быть сделан на выявлении структуры процессов преобразования информации оператором.

При разработке рекомендаций по профессиональному отбору основной целью является изучение психофизиологической структуры деятельности для выявления профессионально важных функций организма и свойств личности.

Для рационализации процесса производственного обучения и тренировки основное внимание следует направить на выявление тех психофизиологических функций, которые, являясь профессионально важными для работы, наиболее подвержены развитию.

При изучении динамики работоспособности операторов в процессе эксплуатации ЭС главной целью является определение наиболее лабильных психофизиологических функций, которые подвержены неблагоприятным воздействиям (факторов среды, режимов труда и т. п.) и состояние которых, в конечном итоге, влияет на эффективность деятельности, самочувствие и здоровье оператора.


Реклама:



Читать далее:



Статьи по теме:


Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум