Архитектура и литье

Категория:
Искусство литья


Архитектура и литье

Отливки вокруг нас

Использование отливок в архитектуре имеет довольно широкое распространение и разнообразные формы в зависимости от стиля и назначения того или иного изделия. В период расцвета русского классицизма создаются триумфальные арки, особенно посвященные победе русского народа в войне с наполеоновскими полчищами. Этой теме посвящена арка Главного штаба, построенная Росси в 1829 г. Грандиозная, щедро украшенная скульптурой, арка завершается триумфальной колесницей, которая воспринимается как заключительный аккорд всей композиции. Колесница, достигающая 16 м в длину и 10 м в высоту, создана выдающимися скульпторами С. С. Пимено-вым и В. И. Демут-Малиновским. Шестерка бронзовых коней, ведомых двумя пешими воинами, медленно и торжественно движется к Зимнему дворцу. В повозке — крылатая фигура Славы, в руках у которой эмблема государства. Скульптурная группа так органически связана со всем сооружением, что без нее невозможно представить себе это здание.

Еще одним архитектурным памятником победы над Наполеоном явились Нарвские ворота, возведенные в 1834 г. В. П. Стасовым в юго-западной части города, на пути возвращения победоносных русских войск из Парижа. Мощную суровую арку также венчает бронзовая колесница Славы, влекомая шестеркой коней. Группа создана теми же скульпторами С. С. Пименовым и В. И. Демут-Малиновским, а кони выполнены П. К. Клодтом. Один и тот же сюжет, но как не похожа стремительная, динамичная скульптурная группа Нарвских ворот на величавую, парадную колесницу Главного штаба. Клодтовские кони мчатся вскачь, как бы торопясь быстрее донести весть о победе.

В память побед России над Турцией в 1838 г. по проекту В. П. Стасова в Петербурге воздвигнуто необычное сооружение — грандиозные чугунные Московские ворота. На двенадцати массивных дорических колоннах, поставленных в два ряда, покоится тяжелое перекрытие. Но в целом ворота не кажутся тяжеловесными благодаря прекрасно найденным пропорциям.

К этому же периоду относятся и знаменитые квадриги бога Аполлона — покровителя искусства на зданиях Алек-сандринского театра (архитектор Росси, скульптор С. С. Пименов) в Петербурге и Большого театра (архитектор О. И. Бове, скульптор Витали) в Москве (рис. 34). Литые вздыбленные кони прекрасно прорисовываются на фоне светлых стен и составляют неразрывное целое со строгой и величавой торжественностью классического фасада театра.

Кроме чисто украшательских функций, отливки выполняют в архитектуре и сугубо утилитарную роль, однако всегда несут в себе творческий элемент, создавая гармоничное единство со зданиями или с целым архитектурным комплексом.

С XVIII в. многие заводы России предоставили в распоряжение строителей и архитекторов дешевый, с хорошими свойствами материал — чугун, который с этого времени начали широко использовать для создания художественных отливок городской и садово-парковой архитектуры. Опыт такого литья распространился из европейских районов России, прежде всего из Тульско-Каширского, где чугунные строительные и архитектурные изделия начали отливать в первой половине XVII в. Первоначально здесь отливали, кроме половых плит, двери каменных палат, дворцов и церквей, оконные рамы московских магазинов и балюстрады.

Прекрасные образцы чугунных половых плит сохранились в Дивной церкви г. Углича, в приказных палатах усадьбы-музея Коломенское, в Ростовском кремле (рис. 35), в церквах г. Суздаля, в киевском Софийском соборе и т. д.

Рис. 1. Колесница Большого театра

Рис. 2. Плита пола из Ростовского кремля

В середине XVIII в. архитектурные отливки в значительном объеме изготовляют и уральские чугунолитейные заводы.

Русские архитектурные отливки из чугуна издавна славились ажурностью, высокой художественностью и прекрасным исполнением. Чугун позволял создавать недорогие архитектурные отливки, хорошо вписывающиеся в любой пейзаж, выгодно использовать контраст темного чугунного изделия и светлого фона природы, зданий, подчеркивать монументальность или легкость, художественную простоту или затейливость архитектурного изделия. Дешевизна и простота приемов техники литья давали возможность архитекторам не ограничиваться размерами отливок, масштабами их применения в том или ином сооружении, а прекрасные литейные свойства чугуна позволяли сочетать в изделиях монументальность и тончайшую проработку архитектурных деталей. Все это учитывалось и скульпторами и мастерами — творцами архитектурных художественных изделий.

Архитектурные чугунные отливки применялись в виде колонн и кронштейнов, как элементы отделки фасадов и внутренних частей зданий. Часто роскошные здания украшались чугунными отливками в виде портиков, входных лестниц, перил, балконов и т. п. В некоторых случаях уральские здания представляли собой собрание уникальных архитектурных отливок. Примером может служить здание бывшей Горной канцелярии (ныне Государственная консерватория в г. Свердловске). В этом здании чугунные и ажурная балконная решетка второго этажа, и своеобразная с утонченным рисунком лестничная решетка, и даже поддерживающие колонны и плиты на площадках лестничной клетки.

Интересные архитектурные литые изделия были изготовлены для балкона конторы Чермизовского завода. По тонкости рисунка и исполнению они могут быть отнесены к лучшим образцам художественного литья. Большое впечатление своей ажурностью и строгостью стиля производит ограждение особняка горного начальника (теперь это здание городской больницы на набережной городского пруда г. Свердловска), построенного по проекту архитектора М. П. Малахова и являющегося памятником архитектуры XIX в. Оригинальное решение, свежесть орнамента и ажурность художественных деталей портика бывшего особняка Поклевского-Козелл (ныне здание Педагокого института в г. Свердловске).

Большим спросом на Урале поль-зовались художественно изготовленные печные дверки и литые чугунные камины, которые отличались богатством фантазии художника, высоким мастерством исполнения и часто представляли собой целые ансамбли, произведения искусства с законченным сюжетом. Особенно живописными делались камины высоких и просторных залов; они выполнялись в виде порталов со сложным и ажурным рисунком. Даже подставки для угольных щипцов (в виде журавля, собаки с кнутом и т. п.) представляли собой художественные произведения, хорошо вписывающиеся в общую композицию камина.

Наибольшее число интереснейших отливок находится в Ленинграде и его пригородах. Широкое применение чугуна в таких архитектурных сооружениях, как бывшие царские резиденции близ Ленинграда, свидетельствуют о том, что этот материал мог удовлетворить запросы самых взыскательных зодчих. Архитектурные ансамбли ленинградских дворцов щедро включают разнообразные чугунные художественные отливки: жардиньерки, вазы, фонарные столбы, акротерии. Все они входят в сокровищницу русского архитектурного литья и придают дворцам Ленинграда необыкновенную красоту и художественную завершенность.

Немало прекрасных образцов городского литья можно встретить в Москве и в подмосковных усадьбах. Наиболее распространенной литой деталью архитектурного убранства московских домов являются чугунные балконы и ограждения крыш, в которых, как и в любом произведении искусства, проявляются творческая индивидуальность художника и мастерство исполнителя. Московские балконы отличаются разнообразием форм, размеров, рисунков, оформлением в зависимости от стиля здания и, может быть, вкусов заказчика. Можно увидеть тяжеловесный балкон, состоящий из массивных фигурных столбов, почти скрывающих внутреннее пространство (например, на ул. Солянке). И совсем другой тип — ажурные легкие переплеты между угловыми столбами, поддерживаемые изящными узорчатыми кронштейнами.

Рис. 3. Детали городского архитектурного

В оформлении общественных зданий нередки литые бра, фонарные столбы, навесы и т. д. Привлекают внимание стройные, прекрасных пропорций фонарные столбы у главного входа в Большой театр. А над боковыми входами возведен навес с тонким литым кружевом подзоров, поддерживаемый рядом сдвоенных изящных колонок, между которыми расположены красивые узорчатые светильники в виде подсвечников.

Советские архитекторы также в больших масштабах используют литье для создания законченных, полноценных ансамблей, отражающих новые стили нашей эпохи.

Интересно применение металла в архитектуре нового здания Государственной библиотеки им. В. И. Ленина. Оно построено в 1929 г. архитекторами В. А. Шуко и В. Г. Гельфрейхом. Основным мотивом архитектуры является здесь система вертикальных членений. А этажные перекрытия, замаскированные металлическими листами и украшенные чугунными рельефами мыслителей и писателей всех времен, сливаются с темными переплетами окон, не нарушая композиции стен.

В 50-е годы уральские мастера выполнили интересные архитектурные отливки для высотного здания Московского государственного университета, для Волго-Донского канала им. В. И. Ленина. Широко использованы отливки в интерьере гостиницы «Ленинградская» в Москве, построенной в эти же годы. Массивные бронзовые набалдашники на перила, висячие канделябры, люстры, бра в сочетании с мрамором лестниц, коврами и бархатом кресел придают холлу роскошный и торжественный вид.

Широкое применение чугунные и бронзовые отливки нашли в оформлении станций Московского метрополитена. Решетки вестибюлей (станция «Динамо»), оформление дверей (станция «Фрунзенская»), разнообразные по форме и размерам люстры и бра на многих станциях и переходах, бронзовые фигуры работы скульптора Манизеpa (станция «Площадь Революции») создают в этих цД земных дворцах атмосферу праздничности и торжеств ности. Чугунные отливки для метрополитена в основу? выполнены мастерами знаменитого Каслинского завод”

Богато украшена литьем станция метро Октябрьская кольцевая. Возле входа на каменном пьедестале возвьцца ются удлиненные стройные вазы, как бы тянущиеся й. цветка-подставки. Внутри станции можно увидеть несколь ко видов ажурных вентиляционных решеток; ряды све тильников-бра в виде древних факелов; столбы, представ ляющие собой прекрасное сочетание металла и серогс мрамора; фонарные подставки. Все это выдержано в еди-ном строго-торжественном стиле, усиленном приглушен ным мерцанием бронзы.

Отливки для садов и парков

Литые художественные изделия для украшения парков и садов распространены во многих странах. Кроме фонтанов, арок, фонарей, встречаются целые литые архитектурные сооружения. Так, во дворце-парке Ихэюань (Китай) находится беседка Баоюньгэ, построенная в 1750 г. Балки, колонны, карнизы, черепица беседки отлиты из бронзы и хорошо сохранились до наших дней.

Однако литье для садово-парковой архитектуры в России превзошло достижения всех стран. Русские архитекторы и чугунных дел умельцы создали высокохудожественные произведения зодчества, вплели в парки, сады, набережные, мосты усадеб, дворцов и городов тончайшие чугунные кружева. Мастерски сочетая особую выразительность формы и своеобразный стиль рисунков с пейзажем, они заставили этот серый, неказистый материал зазвучать одновременно сдержанно и выразительно. Архитектурные дополнения к пейзажам и сооружениям не затенили прелестей природы, а, наоборот, позволили выявить ее красоту как в гармонии целого архитектурного ансамбля, так и в привлекательности деталей.

Изумительные по творческому замыслу, красоте, исполнительскому мастерству произведения литья в г. Грузино Новгородской области, во время Великой Отечественной войны разрушенные фашистами, были созданы в начале XIX в. В. П. Стасовым и И. С. Семеновым. Судя по фотографиям, особенно красивой была литая ажурная беседка, увенчанная большими статуями орлов. Почти все произведения В. П. Стасова были изготовлены петрозаводскими литейщиками при участии мастера художественного литья Кларка.

Помимо оград и решеток, о которых еще пойдет речь, парковые отливки охватывали разнообразную тематику: от скромного акротерия фронтона до садовой мебели и самостоятельных литых ансамблей, включающих ворота, арки, столбы, фонтаны и целые сооружения — беседки, террасы и т. п. Не удивительно, что эти произведения литья, давшие возможность архитекторам, скульпторам и литейщикам проявить свое мастерство, являются выдающимися в мировой сокровищнице художественных отливок.

Говоря о парковой архитектуре и о значительной роли в ней отливок, невозможно не вспомнить знаменитый комплекс фонтанов Петродворца. Фонтаны вообще довольно распространенное парковое сооружение, но ленинградские фонтаны Петродворца, объединенные единым замыслом, буквально поражают своим эстетическим совершенством, гармоничным слиянием с окружающей природой и другими парковыми постройками. Фигуры, являющиеся композиционными центрами фонтанов, в большинстве своем входят в сокровищницу русской скульптуры и статуарного литья, как, к примеру, статуя фонтан «Самсон» работы скульптора М. И. Козловского.

Рис. 4. Литье

Оригинальный чугунный ансамбль представляли собой усадьба и парк в Кузьминках (Москва), созданные в конце XVIII — начале XIX в. От того времени дошли часть ограды, чугунные лежащие львы, столбы с грифами у въезда, две группы «Укрощение коней» работы Клодта и великолепные ажурные ворота, созданные по проекту Ю. И. Жилярди В 1818—1820 гг.

В парках и скверах широко используются чугунные вазы, самых различных форм и по-разному украшенные. Ваза в сквере возле метро «Арбатская» лак-онична, ее строгий темный силуэт четко выделяется на фоне зелени и здания метро. Украшения здесь были бы излишни, так как глаз прохожего успевает зафиксировать только общие контуры вазы, ее расположение и цветовую гамму, в которую вплетен цвет чугуна. А вот ваза на террасе Елагина дворца оформлена рельефными изображениями растительного орнамента, фигурами итиц и замысловатыми ручками с масками у основания. Ее расположение предполагало неторопливый осмотр с близкого расстояния, поэтому ее рисунок изящен и тонок.

Они отличаются особой тонкостью рисунка и удоб-Ством при пользовании. Так, некоторые садовые кресла С-станавливали на колесиках, чтобы можно было без труда пер’еДвИГать их по песчаньш дорожкам парков. Орнамент на мебели был тонкий, приятный для глаза: он как бы сливался с природой, четко прорисовываясь на ее фоне. На столах и столешницах (рис. 38) изображались детали садов и парков (озера, цветы, рыбы), знаки зодиака и пр.

Ажурная уральская литая мебель в сочетании с другими чугунными произведениями хорошо вписывалась в садово-парковую архитектуру, удачно ее дополняла и создавала законченные ансамбли, соединенные воедино общим мотивом.

„…оград узор чугунный”

Наибольшей славой и популярностью пользуются литые ограды и решетки. Можно ли себе представить Ленинград без чугунного ажура, без литого кружева, который не только удачно дополняет ансамбль города, но и является его органической частью, связанной разумно и гармонично с дворцами, парками, набережными и мостами.

Чугунные решетки в России начали применяться со времен Петра I и особенно широко распространились с первой половины XVIII до последней четверти XIX в. Железные кованые решетки и деревянные ограды почти повсеместно сменялись чугунным литьем.

Тонкие ажурнЫе ограды призваны не скрывать усадьбы от нескромных взоров или отмежевывать личные владения. Они играют роль прекрасной оправы для драгоценного камня-зодчества, подчеркивая цельность и законченность композиции.

В числе лучших «кружевных» произведений из чугуна встречаются работы многих всемирно известных архитекторов. По проекту Растрелли создается решетка Смольного, чугунная ограда с воротами в центре, отделяющая дворец графа М. И. Воронцова от Садовой улицы. Это деталь ограды Михай. ловского дворца наиболее раннее выдающееся произведение подобного рода. Решетка состоит’ из тонких широко расставленных вертикальных прутьев, монотонность которых прерывается то завитком, то изящным накладным узором, ни в коей мере не нарушающим прозрачности ограды. По верху ворот идет сплошная лента меандра. Чертежи решетки Летнего сада разработали Е. Фельтен и П. Егоров. Ограды в Екатерининском и Александровском парках г. Пушкина создали Ч. Камерон и Д. Кваренги. Творения Ч. Камерона отличает легкость, строгость пропорций и простота композиции (например, Олений мостик в Павловском парке г. Слуцка, Китайский мостик в Александровском парке г. Пушкина). Решетки Д. Кваренги более массивны, в их орнамент вплетены розетки, приподнятые узоры, рельефные детали (мостик Концертного зала в Екатерининском парке г. Пушкина, ограды Аничкова дворца, решетка бывшего Ассигнационного банка в Ленинграде).

Рис. 5. Ограды и Решетки:

Один из крупнейших представителей классицизма в русской архитектуре И. Е. Старов проектирует вместе со зданиями Таврического дворца и чугунную ограду. Отвечая общему замыслу дворца, решетка не содержит и следа растреллиевского великолепия, все просто, спокойно и строго, в соответствии с особенностями классического стиля. Основной рисунок — широкая лента из пересекающихся окружностей — оживляется легкими завитками верхней части ворот.

Крепостной архитектор Ф. Л. Аргунов создает узорчатую чугунную решетку, отделяющую главный фасад дворца Шереметева от набережной.

Много чугунных произведений, до сих пор украшающих крупные архитектурные ансамбли, создано архитектором А. Н. Воронихиным. К ним относятся изящная ограда с венками и гирляндами в Павловске, литые произведения в Стрелке, Гатчине, Петродворце, у Александровского дворца в г. Пушкине и др. Одно из лучших его творений — чугунная ограда Казанского собора, созданная в 1811 г. Ее литая решетка, отличающаяся красотой и сложностью композиции, имеет величественный вид.

Большие прясла решетки, заключенные между монументальными стояками из красного гранита, состоят из богатого фриза, выполненного в виде античного орнамента и ромбовидных накладок на прямых прутьях. Мотивы этой решетки воспроизводятся архитекторами и литейщиками и в наши дни.

Особенно много оград создано литейщиками по рисункам архитекторов К. И. Росси и В. П. Стасова — творцов позднего ампира. Как крупнейший создатель чугунных оград К. И. Росси проявил себя в кружевных произведениях Аничкова, Елагина, Михайловского и других дворцов. До сих пор сохранились многочисленные ограды частновладельческих зданий и балконы, решетки которых созданы К, И. Росси или архитекторами его школы. Одно из самых удачных его произведений — монументальная ограда у главного фасада здания Михайловского дворца. Военная арматура, четкий рисунок решетки, изящные контрформы, удачные пропорции придают ограде торжественность и ставят ее в число лучших в Ленинграде.

К выдающимся художественным отливкам можно отнести Царскосельские ворота «Любезным моим сослуживцам», отлитые в 1817 г. знаменитым петрозаводским ли-теищиком Кларком по проекту В. П. Стасова. Выполнены они в дорическом стиле. Между колоннами и по сторонам протянута решетка из копий, с накладными украшениями то в виде римских щитов, пронзенных копьями, то маски медузы, то меха, обвитого ремнями.

Большинство литых изделий для парков, садов, мостов, набережных поставляли Петрозаводский, Александровский заводы, заводы Шепелевых, Баташовых, Демидова, Строганова, Яковлева, Голицына и др., накопившие в чугунном художественном литье огромный опыт и располагавшие прекрасными кадрами литейщиков.

Садовые решетки занимали самое большое место в числе архитектурных отливок Урала. В огромном количестве отправляли их во многие города России. Уральские чугунные садово-парковые решетки отличались многообразием рисунка, свободно раскинутыми орнаментами, порой с весьма сложными завитками или замысловатыми густыми переплетениями Уральцы редко прибегали к рисункам с различного рода накладками на решетку (венки, лиры и т. д.), к такому типу орнаментовки, как меандр, или к мотиву пик, часто встречающемуся в решетках других районов России. Распространенный рисунок уральских решеток — пересекающиеся в разной вариации круги, обрамленные тонкими колонками с вершинами готического типа. Прекрасным образцом уникальной уральской чугунной решетки XVIII в. может служить ограда дома городской усадьбы Демидовой в Москве.

Для архитектуры Москвы ограды не играли такой огромной роли, как в Петербурге, где ажурные решетки не столько разделяли, сколько связывали отдельные ансамбли города в общий грандиозный комплекс. Застройка Москвы проходила в разное время и без единого плана, усадьбы и дворцы разбросаны на большой территории, так что отдельные участки ограды никак не могли образовать сплошное кружевное полотно. По времени московские чугунные решетки моложе ленинградских, относятся в основном к концу XIX в. Московские ограды значительно уступают ленинградским по тонкости рисунка и красоте исполнения, хотя можно найти такие образцы, которые делают честь и художнику, и литейщику. Может ли, к примеру, оскорбить чей-либо вкус решетка особняка Морозова, окрещенного москвичами «испанским подворьем» (в настоящее время здесь располагается Дом дружбы народов). Сам дом, покрытый раковинами, являет собой типичный пример эклектизма и вычурности в архитектуре на рубеже XIX и XX вв. В ограде же гораздо гармоничней сочетается классическая прозрачность и строгость прутьев с барочной динамичностью горизонтальных поясов приподнятого растительного орнамента. Чтобы увязать рисунок ограды с оформлением стен дома, художник вводит накладные рельефы раковин, которые хоть и весьма искусно выполнены, но выглядят чужеродными элементами.

Из современных оград, пожалуй, наибольшее впечатление производит изящная, прозрачная ограда парка культуры и отдыха им. Горького, напоминающая по рисунку знаменитую решетку Летнего сада.

Создание литых обрамлений набережных и мостов связано с определенными творческими трудностями, но и здесь художники смогли развернуть свое дарование, найти самое точное решение, органическую связь литого кружева с архитектурными сооружениями, с окружающим пейзажем. Прекрасны набережные Ленинграда, подобных которым нет во всем мире. Они — очаровательная грань между водой и сушей. Создатели набережных нашли удачные формы и рисунки для пролетов низких решеток. Вы-тянутость линий, простота и прозрачность рисунка пре-вращают решетки на фоне водной глади в тончайшие литые кружева.

Рис. 6, а. Литые набережные и мосты: решетка моста в Ленинграде

Над созданием литых деталей набережных Ленинграда трудились выдающиеся архитекторы и литейщики. А. Ри-нальди совместно с литейщиками создал ажурную решетку из тонких прутьев, переплетенных античным орнаментом, Набережной 9 января. Архитектор Е. М. Фельтен прославился главным образом оформлением набережной Невы. Им создан также ряд перил каналов, в частности канала Грибоедова.

Набережные Москвы получили свое чугунное обрамление уже в годы Советской власти. Одними из первых были отлиты Каслинским заводом в 1936 г. чугунные решетки набережной водоотливного канала Москвы. Вообще московские набережные решетки не отличаются разнообразием, рисунок их прост, но обладает своеобразной прелестью.

Недосягаемыми образцами мостовых ограждений опять-таки обладает Ленинград. I Инженерный мост через р. Мойку (архитектор К. Росси), мост Пестеля (архитектор Л. А. Ильин), Аничков и Литейный мосты (архитектор А. П. Брюллов), Банковский и Львиный мостики через канал Грибоедова, Новолебяжий через Лебяжью канавку (инженер П. П. Базен), Садовый мост № 2 через р. Мойку (В. П. Стасов) и многие другие.

Часто, помимо решеток, мосты украшают и другими деталями, в том числе и литыми. На Аничковом мосту установлены знаменитые скульптурные группы «Укрощение коня» Клодта. Фонарные столбы и декоративные литые вазы моста метрополитена через Москву-реку около Киевского вокзала (архитекторы К. П. и Ю. П. Яковлевы) и Малого Краснохолмского моста (архитектор В. Ю. Кокорин) прекрасно увязаны со звеньями решеток.

Своеобразным памятником великой битве является Бородинский мост, выстроенный по проекту архитектора Р Клейна к столетней годовщине Бородинской битвы. Архитектура моста подчеркнуто торжественна и триумфальна, намеренно выдержана в излюбленных формах александровского классицизма времен 1812 г. Композиция звеньев решетки представляет собой сменяющиеся круглые и вытянутые многогранные картуши с рельефами, наложенные на пикообразные прутья. Две полукруглые колоннады в виде четвертей ротонд и два обелиска в центре моста как бы перекликаются с памятниками Бородинского поля. В нижней части обелисков с четырёх сторон укреплены мемориальные доски с литыми изображениями древнеримских военных атрибутов и фамилиями выдающихся военачальников русской армии. На ротондах помещена литая композиция, включающая изображения доспехов, шлемов, знамен и штандартов.

За годы Советской власти Москва украсилась множеством замечательных мостов, в оформлении которых наряду с архитекторами приняли участие и мастера-литей-щики. Это Малый Каменный мост, Большой Каменный мост, Новоспасский, Большой Устинский, мост через р. Яузу и др.


Реклама:



Читать далее:



Статьи по теме:


Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум