Бандажирование и балансировка роторов и якорей

Категория:
Электромонтер-ремонтник


Бандажирование и балансировка роторов и якорей

Бандажирование роторов и якорей. Бандажи роторов и якорей ремонтируют в случае повреждения самих бандажей (обрыв, ослабление) и при ремонте обмоток, когда приходится снимать бандажи. Для бандажей применяют стальную луженую проволоку (бандажную) с временным сопротивлением разрыву 1600-2000 МПа. Натяжение проволоки при намотке бандажей определяется по чертежам ремонтной документации.

Бандажи накладывают следующим образом. Ротор укладывают на козлы приспособления. Бандажную проволоку пропускают через устройство, обеспечивающее необходимое натяжение. Вращением рукоятки проволоку наматывают на ротор, диаметр и количество витков которого берут такими же, как у поврежденного бандажа. Если приходится использовать проволоку другого диаметра, то количество витков берут таким, чтобы суммарное сечение витков старого бандажа соответствовало суммарному сечению витков нового бандажа.

Рис. 1. Приспособление для бандажирования вручную:
1 — барабан с проволокой, 2 — натяжное устройство, 3 — ротор, 4 — рукоятка, 5 — козлы

Бандажную проволоку укладывают на механически прочную изоляцию. В качестве такой изоляции применяют обычно электрокартон или гибкий миканит с электрокартоном. Начало и конец бандажа закрепляют скобами, сделанными из белой жести толщиной 0,25 мм, шириной 15 — 20 мм и длиной на 20 — 25 мм больше ширины бандажа. Начало бандажа закрепляют скобой, которую загибают вокруг первого витка; на загнутый конец ее наматывают последующие витки. Конец бандажа заправляют в петлю, образованную из скобы и удерживаемую последними витками бандажа. Концы витков бандажа после закрепления скобами загибают, чтобы предотвратить ослабление бандажа.

Рис. 2. Закрепление бандажа:
1 — начальная скоба, 2 — промежуточная скоба, 3 — конечная скоба; Н — начало, К — конец

В промежутках между началом и концом бандажа устанавливают не менее шести промежуточных скоб шириной 8—10 мм и длиной на 8—12 мм больше ширины бандажа.

Чтобы придать бандажу большую прочность, его пропаивают по всей окружности ротора припоем ПОС. В результате образуется сплошное кольцо.

Пропайку ведут быстро и непрерывно хорошо прогретым паяльником, не допуская перегрева обмотки, на которую наложен бандаж. Пропаянные места охлаждают струей холодного воздуха. Незастывшие наплывы в процессе пропайки счищают тряпкой.

В последнее время при ремонте для бандажирования фазных роторов и якорей применяют специальную стекло-ленту. Бандаж, выполненный из стеклоленты ЛСБ, обеспечивает высокую эксплуатационную надежность, хорошие электроизоляционные свойства, высокую прочность при растяжении, твердость, монолитность бандажа. Экономится олово, подбандажная изоляция, а трудоемкость снижается в 2 — 3 раза. Ленту наматывают с определенной степенью натяжения в 3/4 нахлеста, начиная от пакета активной стали ротора. Количество витков определяется расчетом.

Для закрепления бандажа на последний виток первого слоя следует наложить три витка в полный нахлест, затем наложить второй слой в обратную сторону. Последний виток бандажа закрепить к нижеследующему слою на длине 60 — 80 мм электропаяльником. Бандаж запекают вместе с обмоткой.

Балансировка роторов. Чтобы обеспечить спокойную, без вибраций, работу электрической машины после ее ремонта, ротор в сборе, т. е. со всеми вращающимися частями (вентилятором, кольцами, муфтой), балансируют. Балансировку производят добавлением или перемещением балансировочных грузов или высверливанием части металла.

Различают статическую и динамическую балансировки. Первую обычно применяют для машины с числом оборотов в минуту до 1000, вторую — более 1000 и для машин с удлиненными роторами.

Хорошо сбалансированный ротор остается неподвижным в любом положении при перекатывании его по линейкам или при повороте в центрах станка.

Если ротор не сбалансирован, он под действием собственной массы повернется и установится в положение, при котором его более тяжелая часть окажется снизу.

Для балансировки уменьшают массу утяжеленной части (высверливают часть металла) или увеличивают массу облегченной части ротора (устанавливают балансировочный груз). Балансировочные грузы прикрепляют сваркой или винтами. При использовании в качестве груза свинца его забивают в специальные канавки, профиль которых имеет форму ласточкина хвоста. Чем дальше от оси вала разместить балансировочный груз, тем он может быть меньше по массе.

Динамическую балансировку выполняют на специальном балансировочном станке, подшипники которого укреплены на пружинах. Установленный для проверки вращающийся несбалансированный ротор начинает вместе с подшипниками вибрировать. Чтобы определить место дисбаланса, один из подшипников закрепляют неподвижно, тогда другой при вращении продолжает вибрировать.

К ротору подводят иглу индикатора, которая отметит место наибольшей вибрации ротора. После этого ротор вращают в противоположную сторону с той же скоростью и тем же способом получают вторую метку. Утяжеленная часть ротора находится в середине расстояния между двумя метками. В диаметрально противоположной точке закрепляют балансировочный груз или высверливают отверстие между метками.

Аналогичным образом, закрепляя второй подшипник и освобождая первый, производят балансировку ротора со стороны второго подшипника.

Для проверки балансировки ротора собранную электрическую машину устанавливают на гладкую металлическую плиту. В случае правильной балансировки при нормальной скорости вращения машина не будет перемещаться по плите.


Реклама:



Читать далее:



Статьи по теме:


Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум