Чугунное художественное литье

Категория:
Искусство литья


Чугунное художественное литье

Чугунные кружева

Нигде в мире искусство чугунного художественного литья не заслужило такой славы, как в России. «Будничный» сплав — чугун приобрел в руках талантливых русских мастеров особое звучание, став обычным материалом монументальных скульптур, изящных предметов прикладного назначения и кабинетных статуарных отливок. Именно они, щедро одарившие мир замечательными литейными произведениями, убедительно доказали, что серый чугун может стать прекрасным материалом для художественных отливок. Именно они наиболее полно использовали различные свойства чугуна: усиливать массивность изображений, подчеркивать изящество ажурных отливок, торжественность монументальных произведений, оттенять смешные, приятные или неожиданно схваченные обычные черточки в кабинетных изделиях.

Мало какой материал может поспорить с чугуном по исключительной тонкости и выразительности ажурных изделий: литые кружева и художественные орнаменты отличаются прекрасной прорисовкой и изяществом. Литые чугунные узоры — излюбленные произведения литейного искусства русских мастеров. Что бы они ни лили — ажурное блюдо с сотней изображений зверей и птиц или сложным плетением, вазы или кружевные шкатулки, их изделия выделяются тщательностью исполнения и почти ювелирной отделкой. Простая шкатулка работы русских модельщиков, формовщиков и чеканщиков (рис. 25, а) воспринимается как художественное ювелирное произведение.

Рис. 1. Ажурные чугунные отливки: а — шкатулка;

Большого искусства достигли литейщики в литье ажурных подносов, блюд и тарелок. Иные из них настолько изящны и так тонко сплетены, что порой даже искушенные люди спрашивают: «В самом ли деле они литые? Неужели это из чугуна?» На рис. 25, б приведена фотография одного из простейших чугунных блюд работы уральских литейщиков, которое может достойно представлять искусство литья России. К числу сложных ажурных отливок из чугуна относятся также различного вида вазы.

Истоки чугунного художественного литья

Истоки чугунного художественного литья уходят в глубокую древность. Начало им было положено в литых орнаментах разного рода плит, печных дверок и т. п.

Многие считают, что с хозяйственных отливок и началос! изготовление художественных изделий из чугуна. Даже такие отливки, как печные дверцы, пищеварочные горшки, очажные плиты, выполнялись русскими мастерами с большим искусством. Художественное литье и литье узорных предметов связано также с зарождением литья для нужд строительства. Первые опыты такого литья распространились из европейских районов, прежде всего из Тульско-Каширского, где оно возникло в первой половине XVII в.

Интересные художественные отливки изготовлялись петрозаводскими литейщиками. Перенесенный на Урал опыт художественного литья нашел там благодатную почву. Многие чугунолитейные заводы уже в XVIII в. отливали для своих цехов, заводоуправлений и других зданий художественно оформленные строительные детали — литые чугунные колонны, кронштейны, детали для украшения фасадов и внутренней отделки, лестницы, перила. Так, в построенной в XVIII в. Демидовым церкви (в Нижнем Тагиле) цоколь облицован чугунными плитами на высоту до 1 м. В Государственном историческом музее хранятся уральские чугунные плиты для пола с рельефными розетками по углам, отлитые в 1702 г.

Особенно большой успех в художественном чугунном литье был достигнут в середине XIX в. Оно стало самостоятельной ветвью русского декоративно-прикладного искусства. В первой трети XIX в. многие заводы производили художественные отливки, которые имели большой спрос. На всероссийских и международных выставках наши чугунные художественные изделия получают всеобщее признание и самую высокую оценку, покоряя всех своим совершенством.

Литые портреты

Кроме «кружевных» художественных отливок, из чугу-. на изготовлялось большое количество статуэток, предметов прикладного назначения, литых портретов и других художественных произведений.

Став популярным, чугунное художественное литье привлекает многих заказчиков с разными вкусами и потребностями. Появляются заказы на литые иконы, а позже и на литые портреты в виде медалей, плакеток, овалов и т. п. На ряде заводов отливают строгие, почти фотографические портреты. Хотя изготовление таких отливок считается сравнительно простым делом, но оно требует

весьма тщательной подготовки формовочных материалов, ювелирной точности формовки и высокохудожественной чеканки (окончательной отделки) отливок. Чугунных дел мастера успешно справляются с этими трудностями и изготовляют прекрасные образцы литых портретов. Тематика их самая разнообразная. С большой любовью литейщики выполняют в чугуне знаменитую серию медалей Ф. П. Толстого на тему Отечественной войны. К сожалению, эти произведения стали сейчас весьма редкими, не говоря уже о полном комплекте чугунных медалей Ф. П. Толстого. Некоторые плакетки, медали представляли собой односторонние литые портреты людей, имевшие то или иное отношение к заводам или районам расположения чугунолитейных заводов — графа П. X. Витгенштейна, инженера Г. Ф. Зотова и других.

Однако большинство таких произведений составляли портреты видных или выдающихся деятелей науки, культуры, общественных деятелей. Тем самым чугунолитейщики своим искусством увековечивали образы людей, сыгравших ту или иную роль в прогрессе общества. Не все чугунные портреты представляют одинаковую художественную ценность. Однако во всех случаях литейщикам удавалось найти в своих работах портретное сходство и добиться высокого качества изображения.

Литые портреты из чугуна — замечательные миниатюры искусства литья. Они не ограничиваются лишь медальонами, плакетками и небольшими овалами. Из чугуна отлиты и более монументальные горельефы. В советское время отлиты барельефы К. Либкнехта и Р. Люксембург. На могиле французского писателя Анри Барбюса в Париже установлен литой чугунный барельеф, выполненный литейщиками Каслей по заказу рабочих Франции.

Уральское искусство литья

Во многих районах России изготовляли чугунные художественные отливки, но самое высокое мастерство в художественном литье чугуна достигнуто на Урале. Самобытное искусство уральских литейщиков, накопивших опыт многих поколений, принесло огромные творческие успехи.

Рис. 2. Лошадь и всадник (копии одной из фигур Аничкова моста)

Точность техники исполнения, хорошо развитое чувство формы скульптурного изображения, проникновение в замыслы ваятеля и ощущение процесса творческого труда — таковы качества многих уральских умельцев, формовщиков, подлинных соавторов ваятелей. Скульпторы М. Д. Канаев, Н. Р. Бах, К. А. Клодт и П. К. Клодт (внук и правнук знаменитого П. К. Клодта) и другие, работавшие с уральскими литейщиками, старались привить формовщикам художественный вкус, раскрывали перед ними таинства творчества лепки.

Уральские литейщики обращаются к лучшим произведениям скульпторов и с успехом доказывают, что многие из них в чугуне выглядят тонко и выразительно. Работы П. К. Клодта, Э. М. Фальконе, Е. А. Лансере и других приобретают в чугуне новое звучание, а иногда и новое «чтение». Особенно удаются уральцам фигуры лошадей П. К. Клодта. Уральские формовщики сами делали уменьшенные копии оригиналов. Так, например, талантливый формовщик В. Ф. Торокин, сделав копии с работ Е. А. Лансере, создал уменьшенные копии конных фигур П. К. Клодта (рис. 2), изменив многие детали оригинала, придав произведению новое содержание «непокоренной свободной стихии».

Рис. 3. Собака с щенками.

С особенным вкусом отливали уральцы изображения животных (рис. 3), чему в немалой степени способствовала уральская природа, а также «почерк» работавших там скульпторов, например, Н. Р. Баха.

На Урале отливали не только копии прославленных работ. Лучшие скульпторы присылали им свои оригиналы. Замечательные произведения создавались как литейщиками-умельцами, так и работавшими здесь профессионалами ваятелями.

Охотйо и любовно работали уральские литейщики над комедийными персонажами. Среди них особое место занимают герои гоголевских сатир — «Солоха и черт», персонажи «Ревизора», «Мертвых душ» и др.

Литейщики в этих скульптурах воплощают в металл идеи ваятелей, отливают лишь копии ранее созданных оригиналов. Однако мастерство литейщиков в том и состоит, чтобы глубоко раскрыть замысел художника, оттенить его и донести до зрителя. И в этом уральские мастера были непревзойденными художниками. Им по душе была гоголевская сатира, и над ее персонажами они трудились вдумчиво, творчески.

Так, в композиции «Пропавшая грамота» (скульптор С. Оссовская) формовщик Г. Пермин удачно дорисовывает некоторые штрихи, уместно подчеркивающие хищность ведьмы, делающие изображение еще более колоритным. Согласуясь с особенностями литого сплава, литую сатиру дорисовывают не только ваятели-формовщики, но и чеканщики. Известно, что чеканщику надлежит завершать процесс создания скульптур и других художественных произведений, как и всех прочих отливок. Ему же приходится «дорисовывать» детали, о которых могли и не позаботиться формовщик и скульптор. Считается, что именно чеканщики своими особенными приемами нашли средства, чтобы сдержанно, но выразительно подчеркнуть гротескность гоголевского Плюшкина или самодовольного городничего.

С особенной любовью умельцы Урала трудились над скульптурой гоголевского Манилова, и она, как нам кажется, больше других удалась им. Конечно, в этом главная «вина» скульптора А. Соловьевой, но и каслинские ваятели-самозчки «повинны» в этом. Только глубокое чувство гоголевской сатиры и понимание идеи скульптора позволили формовщику С. Хорошеину найти выразительный жест Манилова, так точно отразивший характер тунеядца-мечтателя.

В период царизма литейщики-ваятели, простые формовщики и модельщики Урала в своих произведениях часто поднимались до уровня политической сатиры, что свидетельствует об их храбрости, ибо литые бунтарские проделки трудно укрыть от чужого глаза, да и почерк крамольного мастера легко разгадать. Иногда в подобных произведениях литейщики прибегали к особым уловкам и хитростям, делавшим намек не слишком откровенным. Хочется рассказать об одной из таких отливок. Если посмотреть на нее, то сразу нельзя найти в ней что-нибудь особенное, тем более крамольное: обычная несколько стилизованная голова лошади с уздечкой, отлитая из чугуна, Размеры ее небольшие, в кармане поместить можно. Повернув же отливку на 90° по часовой стрелке, можно узреть нечто иное: вместо конской головы предстает четкий профиль самодержца всероссийского — Николая II. На отливке имеется заводская марка, год изготовления и фамилия формовщика: «Кас. 1896, Т. Теплеков». Отливка-карикатура не единична: экземпляры ее имеются на Каслинском заводе, в Туле, в Куйбышеве и у некоторых каслинских жителей. Несомненно, подпись на отливке-карикатуре является псевдонимом, созвучным с фамилией знаменитого каслинского формовщика Н. Теплякова. Литая карикатура была своеобразным откликом уральского рабочего класса на коронование царя (он короновался в 1896 г.), их ответом на кровавые события Ходынского поля, политическим протестом против царизма и эксплуатации.

Произведения уральских мастеров-литейщиков получили признание как в России, так и за рубежом. На выставках и ярмарках в России, на международных выставках в Париже, Вене, Филадельфии, Милане, Стокгольме, Копенгагене и других городах чугунные художественные отливки приобретают истинных поклонников, многочисленных покупателей, завоевывают множество медалей и дипломов.

Первыми на Урале начали выпускать художественные отливки Каменский и Кушвинский заводы. Кроме них, чугунным художественным литьем прославились Верх-Исетский, Сысертский, Кусинский и Каслинский заводы. Многие литые произведения Кушвы, Верх-Исетска, Сысер-ти и других мест Урала до сих пор не изучены. Часть из них хранится в частных собраниях, не установлены изготовители некоторых произведений, многие отливки вообще утеряны. Однако то немногое, что можно узнать по архивным данным, по музейным и известным частным собраниям, свидетельствует о повсеместном высоком мастерстве уральских литейщиков.

Слава Кусы

Ведущее место среди уральских заводов, производивших художественные чугунные отливки, длительное время занимал завод г. Кусы, часто успешно соперничавший по мастерству даже с Каслями. Изделия Кусы — настоящие произведения искусства, широко признанные не только в нашей стране, но и за рубежом. И это не удивительно, так как в Кусе работали многие умельцы, известные на всем Урале, смело бравшиеся за сложную работу. В Кусе с большим мастеоством изготовлены произведения по скульптурам Е. Лансере, Н. Либериха, П. Клодта и других.

Рис. 4. Декоративное блюдо. Куса, 1880 г.

Изделия Кусы, являющиеся гордостью русского прикладного искусства, сохранились в небольшом количестве Слава кусинского искусства литья всегда была в тени славы Каслей. Лучшие произведения Кусы часто называют каслинскими художественными отливками. Это можно объяснить тем, что во многих случаях и Куса и Касли использовали одни и те же модели. И создалось неправильное мнение о кусинских умельцах как об имитаторах.

Однако те немногие произведения, что и поныне украшают музеи, выставки и частные собрания, позволяют высоко оценить мастерство Кусы, дают достаточное представление о тонкости, ажурности и филигранности их мастерства. На рис. 4 приведена рядовая работа кусинских мастеров — декоративное блюдо. Можно с уверенностью сказать, что по изяществу рисунка эта отливка не только не уступает, но и превосходит многие аналогичные работы Каслей. Высокую оценку получали кусинские чугунные изделия на международных выставках. В 1888 г. произведения Кусы получили похвальный отзыв на выставке в Копенгагене, в 1897 г.— серебряную медаль в Стокгольме, а в 1906 г.— высшую награду в Милане.

Среди мастеров кусинского литья прославились Н. Мурзин, Ф. Иконников, П. Шалапов, В. Завоеванов, В. Сабуров, В. Дятлов, И. Зубов и другие. В Кусе работал и местный скульптор Васенин, немало произведений которого получило широкое распространение.

В музее В. И. Ленина бережно хранятся подарки Владимиру Ильичу — литые лампа «Коваль мира» и скульптура Жанны д’Арк.

Камерные литые статуи

Среди чугунных художественных отливок, пожалуй, наибольшую славу завоевали камерные статуи. Когда изучаешь эти произведения, приходишь к выводу, что литейщики трудились над ними с какой-то неутолимой жаждой: где только возможно, доставали образцы, ваяли сами, копировали бронзовые статуэтки, уменьшали и приспосабливали к кабинетным условиям известные монументальные произведения. Благо многие скульпторы верили искусству художественного литья из чугуна и охотно сотрудничали с литейщиками, отдавая им свои произведения.

За короткую историю искусства чугунного статуарного литья создана целая галерея скульптур выдающихся деятелей, литературных персонажей, героев народных сказок. Изваяния из чугуна поражают своим художественным содержанием и безупречным исполнением. К литым образам литейщики всегда относились с большой любовью, добиваясь совершенства их форм и подлинного изящества. Можно без преувеличения сказать, что самого высокого мастерства в искусстве художественного литья чугунных дел умельцы достигали именно в литье камерных скульптур. Каждая статуя этой серии отливок (будь то обобщающий образ или конкретный литой портрет) является настоящим произведением искусства. Чтобы проиллюстрировать справедливость здесь сказанного, достаточно взять любую работу. При выборе иллюстраций для этой главы перед автором стояла одна проблема — подобрать статуэтки наименее популярные, редко публиковавшиеся. Таковыми являются статуэтки «Ермак» и «Солдат, стреляющий из ружья» (рис. 6), хранящиеся в Государственном Историческом музее. Насколько мне известно, обе эти отливки из чугуна ранее в специальной литературе не публиковались. Вероятно, авторов привлекали не эти, а «более достойные» представители литейного искусства. Тем не менее нельзя не признать, что и «Ермак» и «Солдат, стреляющий из ружья» выполнены уральскими формовщиками и чеканщиками безукоризненно. Что касается таких общеизвестных кабинетных статуй из чугуна, как «Дон-Кихот» и «Мефистофель», то, по общепризнанному мнению специалистов, они являются шедеврами искусства литья. В этих работах уральские мастера превзошли самих себя.

Рис. 5. Статуэтка «Ермак». Формовщик Забелов.

Создание русскими, и прежде всего уральскими, умельцами чугунных кабинетных статуй — одна из замечательных страниц истории изобразительного искусства и, в частности, искусства художественного литья.

Знаменитые Касли

В числе многих уральских заводов, изготовлявших чугунные художественные отливки, мы назвали Каслинский чугунолитейный завод. Он приступил к художественному литью позже многих других заводов Урала. Еще в начале XIX в. в Каслях отливают горшки, чаши «для азиатцев» и другие хозяйственные изделия. Лишь во второй четверти XIX в. зарождается и быстро развивается художественное литье. Так, по архивным данным, уже в январе 1845 г. отлито 6 диванов, 8 подсвечников, 6 тарелочек; позже начали отливать корпуса для часов, садовые кресла и другие изделия. В 40-х годах XIX в. Касли завоевй-вают широкую известность своими художественными отливками. Творения каслинцев становятся непревзойденными. И это не случайно.

Каслинские мастера умело и разумно использовали опыт лучших мастеров других заводов. На завод были приглашены с Кушвинского завода 12 формовщиков художественного литья и 12 чеканщиков и среди них выдающиеся мастера — братья Смолины. Чтобы придать ремеслу чеканки истинный дух творчества, из Златоуста приглашают мастеров чеканки по стали. И каслинские мастера не только впитали все лучшее, что было достигнуто в художественном литье на передовых заводах Урала, но и развили его дальше и в технике литья и в филигранной отделке отливок.

В стремлении каслинцев к совершенству, к приобретению творческих навыков, а также в подвижнической деятельности ряда скульпторов, высоко оценивших богатые возможности чугуна как материала для художественных отливок, поверивших в талант простых людей, в их умение глубоко чувствовать красоту пластики,— одна из причин огромных успехов каслинских мастеров.

Рис. 6.

В 1876 г. на завод приглашается скульптор М. Д. Канаев, который не только обогатил каслинское литье своими произведениями («Избушка на курьих ножках», «Цыганочка», «Геркулес, разрушающий пещеру ветров» и др.), но и под воздействием творчества уральских умельцев придал своим творениям народный характер, а темы для них брал из самой жизни. Хорошо понимавший творческую сторону труда литейщиков, М. Д. Канаев старался развить в них художественный вкус. Предвидя большую перспективу развития чугунного художественного литья, он стремился повысить профессиональное мастерство формовщиков и чеканщиков. В организованной им на заводе художественной школе литейщики обучались приемам формовки, лепке и чеканке по металлу.

Вслед за М. Д. Канаевым в Касли переезжает скульптор Н. Р. Бах. Он руководит художественной школой, трудится над повышением художественного уровня литья и, отрешась от академизма, становится замечательным анималистом.

Большой вклад в развитие каслинского художественного литья внесли русские скульпторы Е. А. Лансере, Н. И. Либерих, А. Л. Обер. Каслинцам посылали свои работы Р. Р. Бах, Ф. Ф. Каминский и другие.

В 1921 г. в Касли приезжает К. А. Клодт, продолживший традиции М. Д. Канаева и Н. Р. Баха. Он восстанавливает художественную школу, исправляет многие модели и создает ряд самостоятельных произведений.

В советский период над современной тематикой, кроме К. А. Клодта, в Каслях работали скульпторы Н. Горский и М. Озерский. Искусство каслинского художественного литья оттачивалось, шлифовалось на протяжении всей его истории.

Каслинские умельцы создали огромное количество художественных произведений из чугуна. Только за последние 30 лет прошлого столетия замечательные каслинские отливки двенадцать раз удостаивались самых высоких наград на всероссийских и международных выставках, оставаясь непревзойденными в мире. В прейскуранте завода за 1913 г. числилось 750 наименований. Эти изделия принесли мировую славу каслинцам.

Рис. 7. Прощание казака с дивчиной

Всемирное признание получили такие отливки, как уже упоминавшиеся «Мефистофель» и «Дон-Кихот» скульптора Готье и формовщика Самойлина, а также «Клоун и наездница» скульптора А. Соловьевой и формовщика Н. Теплякова, «Крестьянка с граблями на лошади» скульптора Н. И. Либериха, «Киргиз на лошади» скульптора А. Л. Обера, «Прощание казака с дивчиной» и многие другие.

Особенно интересной является скульптура «Россия». Долгое время считалось, что было изготовлено всего две такие отливки, после чего модель была уничтожена. Одна из них направлена царю и по дороге разбита, а вторая вошла в коллекцию художественных изделий, которые со знаменитым каслинским павильоном демонстрировались в 1900 г. на Всемирной выставке в Париже. С тем же павильоном она вернулась в Касли и в настоящее время хранится в Свердловской картинной галерее. Однако известный знаток истории металлургии Н. А. Незенин на одном из уральских заводов обнаружил третью скульптуру «Россия» работы Каслей. Фотография этой третьей скульптуры приведена на рис. 32. Сейчас трудно сказать, откуда она взялась. Быть может, это «царский» экземпляр, по каким-то причинам так и не дошедший к адресату. Но может быть, это действительно третий экземпляр статуи, изготовленный литейщиками тайно. Это предположение вероятнее всего, ибо раньше литейщики так часто и поступали.

Рис. 8. Статуя «Россия». Скульптор Н. Леве-рецкий, формовщик Карасов

Чугунные погрудья

Бюсты — как вид скульптуры, как погрудные изображения человека в скульптурах, получили распространение еще в античном искусстве.

Кабинетные бюсты из чугуна выразительны и контрастны. Даже при недостаточном освещении черты в них мягки, но четки. Эти замечательные свойства чугуна в сочетании с высоким мастерством литейщиков принесли чугунным кабинетным бюстам большое признание. Чугунные бюсты отливали на ряде заводов Урала, но больше всего ими прославились умельцы Каслей и Кусы.

Многие модели бюстов передал каслинским литейщикам известный скульптор Р. Р. Бах. По этим моделям в Каслях были изготовлены бюсты П. И. Чайковского, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, И. С. Тургенева, А. Мицкевича и других.

Рис. 9. Монумент в честь победы под Плевной

Не только Касли и Куса прославились литыми бюстами из чугуна. Сейчас искусствоведов и литейщиков волнует тайна одного из чугунных бюстов Петра I, хранящегося в Магнитогорском музее. Он был найден лет десять назад в чугунном ломе, привезенном на Магнитогорский металлургический комбинат. Исследования показали, что отлит он был около 150 Лет назад, но ни Куса, ни Касли к нему отношения не имели. Загадка находки до сих пор не разгадана.

Искусство лить высокохудожественные чугунные по-грудья — бюсты является огромным достижением русского мастерства, оно заслуживает развития и в наше время.

В настоящее время бюсты часто отливают преимущественно из бронзы и алюминия. Так, например, дважды и трижды Героям Советского Союза и дважды Героям Социалистического Труда бюсты отливаются из бронзы и устанавливаются на родине героев. Бронза в этом случае выбрана не потому, что она является сплавом цветных металлов, а потому, что ее цвет хорошо гармонирует с окружающей перспективой парков, площадей и зданий улиц. На кабинетных бюстах бронза выглядит значительно тусклее или теряет естественность (если она начищена). И совсем маловыразительны, несилуэтны кабинетные бюсты из алюминия.

Монументальные отливки

Монументальные отливки из чугуна известны давно. Достаточно назвать такую из них, как отлитая в Китае в 954 г. Шицзыван весом около 100 т (см. гл. VI). Но эта отливка не является художественным произведением ни по замыслу, ни по технике исполнения. Говоря о монументальных чугунных отливках, мы имеем в виду не только литые памятники или художественные отливки мемориального назначения, но и другие крупные литые художественные произведения из чугуна: статуи, архитектурные сооружения и разного рода литые крупные украшения, входящие в ансамбли площадей, парков и специальных сооружений (например, выставок). Чугунное литье имеет отношение к знаменитой Невьянской падающей башне, построенной еще в 1725 г.: в ней многие детали из чугуна, в том числе полы, окна, дверные проемы и т. п.

Подлинно художественными монументальными отливками являются стасовские беседки и Чугунный павильон в Грузино, Триумфальная арка в Москве и знаменитый литой ансамбль-усадьба в Кузьминках, а также чугунные сооружения парка «Александрия» в Петродворце. Прославились своими выставочными павильонами и Касли. Об одном из них — чуде искусства литья рассказано в шестой главе книги. О русских монументальных отливках можно многое написать. Но мне хочется сказать несколько слов о чугунном монументальном сооружении в самом центре Москвы (на Новой площади), о памятнике (мемориале) в честь победы под Плевной.

Выполнен памятник в виде часовни с двухярусным на-вершием. Первый ярус, в виде граненого шатра, заканчивается фигурным фризом из перемежающихся треугольных и бочкообразных фронтонов. Второй ярус представляет собой цилиндрический барабан с рядом декоративных закомар, из которых выступает крест с полумесяцем у основания как символ победы над мусульманами-завоевателями. Арки монумента, опирающиеся на небольшие колонны, делят всю его поверхность на ряд ниш, в которых располагаются высокие рельефные литые зарисовки сцен, изображающих страдания болгар под игом турок и освобождение их русскими воинами.

Этот памятник интересен и как свидетельство извечной дружбы болгарского и русского народов, и как редкое монументальное произведение из чугуна.

После Октябрьской революции каслинские мастера ознаменовали возрождение искусства чугунного художественного литья изготовлением памятника бойцам революции, павшим в боях гражданской войны. Чугунная фигура этого памятника — рабочий с молотом в одной руке и винтовкой в другой — была отлита в Каслях по модели К. А. Клодта.


Реклама:



Читать далее:



Статьи по теме:


Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум