Деревообрабатывающие цехи

Категория:
Техника безопасности в деревообрабатывающем производстве


Деревообрабатывающие цехи

Помещения деревообрабатывающих цехов, имеющих по характеру технологических процессов близкое назначение, целесообразно располагать в общих блоках застройки или в непосредственной близости одно к другому. Это дает возможность более эффективно использовать транспортные средства, сократить пути перемещения грузопотоков и переходы рабочих.

В деревообрабатывающем производстве поступают и перерабатываются в большом количестве штучные материалы: длинные доски, бруски и заготовки, выпускаются изделия и полуфабрикаты, имеющие значительные габариты. Поэтому производственные здания деревообрабатывающих цехов проектируют, как правило, одноэтажными формы прямоугольника, вдоль длинных сторон которого и направляются основные потоки технологического процесса.

Станки в производственном помещении следует устанавливать по принципу последовательности технологического процесса и прямопоточности, чтобы поток обработки заготовок, деталей, полуфабрикатов и изделий был по возможности прямым, без перекрестных, петлеобразных, встречных и возвратных направлений. В небольших деревообрабатывающих цехах с малой производственной мощностью, оборудованных станками общего назначения, не соединенными транспортными механизмами, станки устанавливают обычно в шахматном порядке. В таком случае между станками необходимо устраивать резервные площадки под буферные складочные места для межоперационного запаса заготовок и деталей, чтобы устранить их скопление у станков и загроможденность в цехе рабочих мест, проходов и проездов.

Расстояние между станками и строительными конструкциями здания деревообрабатывающего цеха определяется местом установки станка относительно строительных конструкций (стен, колонн) и наибольшими размерами обрабатываемых на нем заготовок и деталей, а также способами и поточностью процессов обработки. Например, планировка станков и расстояние между ними будут различными: при отдельно установленных позиционных или проходных станках; на поточных механизированных участках или полуавтоматических линиях, связанных между собой транспортными средствами или подвесными транспорт-но-загрузочными механизмами.

При цепном расположении (в линию один за другим) проходных станков, связанных между собой транспортными средствами, расстояние между станками в каждом случае определяется максимальной длиной обрабатываемых заготовок, скоростью подачи, наличием и величиной межторцовых разрывов.

Расстояния от станков до стен, колонн и между станками, если они не встроены в линии и не соединены транспортно-загрузочными механизмами, показаны на рис. 1.

При расположёнии станков с ручной продольной подачей материала и установке их один за другим в линию расстояние между станками принимается кратным не менее 2,5 максимальной длины заготовок или деталей, обрабатываемых на смежных станках. Во всех случаях при планировке станков надо принимать в расчет габариты проектируемых средств колесного или других видов напольного и подвесного транспорта, а также передаточной межоперационной тары.

Рис. 1. Схема расстояний между оборудованием и элементами зданий в деревообрабатывающих цехах

Рис. 2. Размеры цеховых проходов и проездов

Рис. 3. Планировка рабочих и складских мест у проходных станков:
а — прирезной станок с механической подачей; б — четырехсторонний строгальный станок; в — фуговальный станок; г — двусторонний рейсмусовый станок; д — фуговальный станок с механической отдачей; е — четырехсторонний строгальный станок; ж — шлифовальный трех-цнлиндровый станок; з — односторонний рейсмусовый станок; и — четырехсторонний строгальный станок с питательным столом

Рис. 4. Планировка рабочих и складских мест у позиционных станков:
а — ленточнопильный станок; б — фрезерный станок; в—шлифовальный ленточный станок; г — кондеравнитель форматный; д — односторонний шипорезный станок; е — двусторонний шипорезный рамный станок; ж — станок оверлильно-шиповальный с механической подачей

Кроме подъездов и проходов к рабочим местам, в цехах надо проектировать сквозные проезды по всей длине производственного помещения. В цехах шириной до 24 м может быть Один сквозной проезд, а при большей ширине — два и более проезда. Ширина проездов и проходов зависит от характера и размеров производства и транспортируемой продукции, а также

габаритов транспортных средств и перевозимых на них материалов и изделий. Если в цехе не применяются траспортные средства, что может быть в малых деревообрабатывающих цехах, и сквозной проход служит только для прохода рабочих, то его ширина должна быть не менее 1,2 м. В цехах, где применяются ручные или механизированные тележки, ширину сквозного проезда при одностороннем их движении надо принимать больше ширины груженой тележки на 1 м (по 0,5 м на каждую сторону), но не менее 2 м, а при двухстороннем движении — 3 м. Для рельсовых узкоколейных путей ширину проезда следует принимать равной ширине груженой вагонетки с добавлением по 0,7 м на каждую сторону от габарита груженой вагонетки.

Поперечные сквозные проходы и проезды в производственных помещениях цеха предусматриваются на расстоянии 75 м, если по технологическим условиям нет необходимости в более близком расположении этих проходов. Ширина поперечных проходов и проездов принимается такая же, как и для продольных.

При планировке расположения подъемно-транспортных и загрузочно-разгрузочных механизмов (кранов, тельферов, монорельсов и т. п.) необходимо учитывать, чтобы грузопотоки не находились над рабочими местами. Для подъема на станки и снятия с них после обработки тяжелых громоздких пиломатериалов, пакетов и узлов изделий у рабочих мест следует предусматривать установку подъемников. Если размеры обрабатываемых материалов превышают более половины длины или ширины стола станка, то следует устанавливать приставные стационарные или подвижные опоры: рольганги, ролики, столы, козлы, имеющие устойчивые основания.

Для удаления от станков мелких сыпучих отходов (стружек, опилок, пыли) необходимо использовать пневмоустановки, а кусковых отходов — транспортеры.


Реклама:



Читать далее:



Статьи по теме:


Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум