Динамичность

Категория:
Композиция в технике


Динамичность

Форму, активно односторонне направленную, как бы вторгающуюся в пространство, принято называть динамичной. Если динамичность ярко выражена, она может стать главным, определяющим композицию качеством.

Динамичность формы связана прежде всего с пропорциями. «Равенство или нюанс отношений величин по трем координатам пространства характеризует относительную статичность формы. Контраст в отношениях создает динамику как «зрительное движение» в направлении преобладающей величины».

Сравним куб и вытянутый параллелепипед. В первом случае концентрация массы при равенстве размеров, определяющих форму, создает впечатление «устойчивого постоянства». В другом— реакция на форму определяется движением глаза вдоль длинной стороны объема, причем имеет значение и то, как происходит это движение. В цитированном определении динамичности (иногда употребляют термин «динамика формы») отсутствует, как нам представляется, еще одно существенное для появления динамичности условие — активная односторонняя направленность формы. Ведь только в этом случае и будет направленным движение глаза вдоль формы*. Если взять тот же параллелепипед и поставить его вертикально, произойдет качественное изменение — появится активная односторонняя’ направленность по линии низ — верх (от основания к вершине), а с ней и динамичность формы. Небоскреб, устремленный ввысь, динамичен, ибо мы видим начало формы и ее стремительное движение вверх. Положим параллелепипед плашмя: вертикаль исчезнет, а с ней и односторонняя направленность. Теперь это статичный, «лежачий» объем. Динамичность формы «лежачего» параллелепипеда существует лишь потенциально, подготовленная основными размерными отношениями (у куба этого нет, и он статичен в основе), но мы воспринимаем ее совершенно одинаково и слева направо, и справа налево. Чтобы динамичность проявилась, необходимо как-то обозначить начало, придав форме направленность.

Динамичная форма может быть свойственна как неподвижным объектам (архитектурным сооружениям, станкам и пр.), так и движущимся (различным транспортным средствам и т. п.). Однако проявления этого свойства в неподвижных и движущихся объектах весьма различны. Динамичная форма станка— следствие определенной конструктивной компоновки, взаимодействия объемов и отношений размерных величин. Вполне возможно, что при иной компоновке технической структуры динамичность вообще могла бы не проявиться и форма станка оказалась бы статичной. Динамичность в данном случае не вызвана условиями эксплуатации и, таким образом, не является определяющим форму качеством. Динамичная же форма гоночного автомобиля или сверхзвукового самолета выражает сущность самого предмета, определяясь условиями аэродинамики,— чем выше скорость, тем жестче эти условия. Следовательно, понятие «динамичная форма» объединяет качественно различные явления.

В области станкостроения два разных начала—например, статичность несущей основы конструкции и динамичность раскрытой движущейся части механизма— нередко сталкиваются между собой. Здесь важно найти меру динамичности, не поддаться соблазну искать ее нарочитую остроту там, где это не вызвано ни функциональной необходимостью, ни требованиями конструкции.

Динамичность формы транспортных средств зависит прежде всего от скорости: чем выше скорость, тем строже она обусловливает форму, но когда скорости невелики, нет никакой нужды в остродинамичной форме, хотя встречаемся с устойчивой тенденцией выражать в форме разных машин скорость значительно большую, нежели фактическая.

Так, в 40—50-х годах пассажирские автобусы имели формы куда более обтекаемые и динамичные, чем многие модели позднейшего времени, когда по воле моды кузов постепенно начал приобретать угловатость.

Что же касается тенденций формообразования в технике вообще, то мода на динамичность, начав свое наступление с транспортных средств, распространилась затем на множество изделий, не связанных с передвижением, в частности на бытовые машины и приборы. Доходит и до курьезов: например, динамичная форма циферблатов настольных или настенных часов мешает считывать показания стрелок. Формалистические гримасы моды!…

И все же в развитии техники XX в. это порожденное скоростью свойство формы несомненно сыграло прогрессивную роль. Для воспроизведения обтекаемых форм транспортных средств потребовалось развитое модельное и штамповое хозяйства, совершенная технология, высококвалифицированные специалисты, особо сложные приемы и методы проектирования, что, в свою очередь, способствовало ускорению технического прогресса.

Чтобы в общем виде представить себе проявление важных закономерностей развития динамичной формы конструкции транспортных средств, обратимся, как мы уже это делали, к условным моделям (рис. 46, а — в).

Модель а—параллелепипед, не имеющий никакой односторонней направленности. У модели б эта направленность появилась. Может быть, привыкнув прочитывать движение слева направо, мы и здесь видим его развитие по направлению, указанному стрелкой, но если повернуть брусок вырезом в обратном направлении, как показано на рис. 46, в, то в нашем представлении о направленности формы возникает противоречие: вырез как будто задает ей движение по стрелке в противовес привычному движению глаза. В транспортном машиностроении встречаются оба варианта решения головной части автобусов, и в обоих случаях форма развивается естественно и динамично— все зависит от того, как выявлена в форме машины ее компоновка.

У модели г динамичность формы уже реально обозначилась, но в ней есть что-то архаичное, напоминающее те старые открытые туристические автобусы, которые когда-то курсировали по дорогам Крыма и Кавказа. Скорость пассажирского автобуса не такова, чтобы его форма приобретала подчеркнуто аэродинамичный характер. На эскизах д—к в общих чертах показан поиск динамичного образа современных туристических автобусов.

Основным стремлением современных дизайнеров, работающих над формой автобусов, является передача во внешнем облике машины ее повышенной комфортабельности, что по-разному сказывается на формах городских и туристических автобусов, особенно машин для дальних рейсов. Широко распространились приемы увеличения обзорности салона, зачастую за счет части крыши, а у некоторых моделей и всей крыши, имеющей в этом случае специальные жалюзи для защиты от солнца. Внешне во многом видоизменяется и головная часть автобуса с водительской кабиной. В облике туристических машин находят отражение принципы компоновки багажных отсеков, перепады уровней салона, расположение кабин санитарного обслуживания и т. д. Высокопрочные конструкции кузовов позволили довести простенки между окнами до минимальных размеров, так что композиционно зона остекления читается как единое целое. Современные системы кондиционирования увеличивают комфорт, и все это вместе взятое призвано психологически воздействовать на пассажиров, создавая своего рода общий «климат» внутренней среды и в то же время не отрывая человека от среды внешней.

Что же касается динамичности формы, то у моделей последних лет, несмотря на растущие скорости, она выражена довольно сдержанно, хотя и по-своему у разных фирм. На рис. 47, а видно, каков примерна диапазон в проявлениях динамичности современных автобусов. Одни фирмы предельно обостряют динамичность образа, но в основном с помощью цветовой композиции, другие — путем наклона несущих стоек каркаса, третьи— еще более активным решением самого объема—выделением кабины, некоторым подъемом фонаря крыши, допустимым по габаритам акцентированием воз-духозаборных устройств и т. п.

Динамичность формы находит специфическое выражение у различных объектов транспорта. По-своему динамичны, например, современные суперсамосвалы. Их образ захватывает воображение огромной массой и мощью машины. Образность формы далеко не второстепенное качество для такого объекта техники. Выше уже отмечалось, что вряд ли правильно лишать сверхмощный самосвал признаков тектоничности формы. Это относится и к ее динамичности. Отечественные суперсамосвалы весьма выразительны по композиции. Видимо, здесь сказывается постоянное участие заводских дизайнеров в их проектных разработках. Ведь выражение образа самосвала, колеса которого выше легкового автомобиля,— задача непростая, и здесь в первую очередь важно найти правильную трактовку в отношениях тектоники этого гиганта и динамичности его формы. Пожалуй, важнейшим композиционным свойством здесь выступает масштабность. Собственно, именно она и производит впечатление: не вообще абсолютная величина (сегодня она никого не удивляет), но отношение такой машины к человеку, создание ее по человеку. Это никогда не получается само собой: слишком сложная и тонкая дизайнерская задача—выражение масштаба. В данном случае она означает: выделить в гигантской форме все средства человеческих коммуникаций — выделить, сделав заметней. А при чем тут динамичность? Она важна, так как в свою очередь отражает масштаб. Убрали мощный стреловидный козырек над кабиной—динамичность исчезла, а с ней утрачена и масштабность.

Микролитражка по проявлению динамичности находится как бы на другом полюсе — крохотному автомобильчику противопоказано какое-либо подражание формам крупных легковых автомобилей. В любом случае необходимо верно отражать через форму сущность данной машины, ее компоновку, конструкцию, характер размещения пассажиров или груза, скорость, устойчивость, безопасность. И все же было бы неверным утверждать, что динамичность формы транспортных средств должна отражать только эти объективные условия. Многое здесь связано с художественным образом машины. В одних случаях динамичность достигается усилением обтекаемости машины и берет начало от действительного стремления уменьшить аэродинамические нагрузки; в других это чисто формальные приемы, например, «динамичных» накрасок (кстати, иногда весьма броских, эффектных и по-своему выразительных); в третьих—использование цветовой композиции в сочетании с хромированными или темными молдингами и другими деталями.

Интересно, например, как проявляется динамичность у мало- и микролитражных автомобилей в отличие от более мощных машин. Это любопытно еще и потому, что у микролитражки своя система пропорций и свое выражение масштаба. Человек как мера вещей остается тем же и для большой, и для маленькой машины, но уже одно это в корне меняет всю форму микролитражки, о чем подробнее говорится далее. Анализируя проявления динамичности легковых автомобилей, здесь важно лишь подчеркнуть, что форма машины во многом зависит от отношения ее абсолютных размеров к человеку. Миниавтомобиль не может уподобляться крупной машине не только по своим пропорциям, членениям, но и по характеру динамичности. Во многих случаях интересные по изобретательской мысли модели легковых автомобилей, представляемые на конкурсах изобретателей, грешат именно уподоблением формы малых машин строению гораздо больших автомобилей. Во всех подобных случаях микролитражка становится своего рода игрушечной копией «взрослой» машины.

Что касается влияния моды, то в легковом автомобилестроении оно всегда было чрезвычайно сильным. И менялось в форме прежде всего отношение к динамичности. Достаточно вспомнить модели автомобилей США 50-х годов, на которые сильнейшее — и притом чисто внешнее— влияние оказали формы авиационной техники.

Любопытно, что для гоночных автомобилей в целом не характерны формалистические композиционные решения. И это тоже понятно. Достижение максимальной скорости — главная цель конструкторов этих машин, что предопределяет гораздо более рациональный подход к их форме, хотя и не приводит к однообразию. Если вдуматься, то динамичность формы гоночного автомобиля настолько образна, что воздействует на человека эмоционально, пожалуй, даже в большей мере, чем форма сверхзвуковых самолетов. Видимо, само выражение через форму огромных скоростей на земле, в непосредственной связи машины с нею значительно острее, нежели машины в воздухе.

На рис. 48 модели современных гоночных автомобилей. Что самое характерное в их форме? Общее снижение высоты машины при все более низком расположении центра тяжести; изменение отношения диаметра колеса к ширине ступицы; предельная обтекаемость формы, а сегодня уже и огромная мощь этого снаряда с человеком внутри (см. также рис. 90). Все это объективно отвечает увеличению скоростей, волнующих воображение.

Динамичность в легковом автомобилестроении за его богатейшую историю могла бы сама по себе служить темой специального емкого исследования— настолько многогранно, интересно, временами противоречиво проявлялось это качество. На рис. 49 боковой вид нескольких моделей легковых автомобилей, по-разному отразивших динамичность формы.

Как будет развиваться это свойство легкового автомобиля? Каким он станет в начале следующего тысячелетия? Впрочем, так ли уж вообще долга жизнь автомобиля с бензиновым двигателем? Не за горами, видимо, появление массового электромобиля. Пока что первые его опытные модели идут проторенной дорогой форм автомобиля с двигателем внутреннего сгорания. Именно так чаще всего и бывает в истории техники на первых порах появления нового принципа действия машины — лишь много спустя, постепенно возникают иные, вполне самобытные формы. Возможно, проявление динамичности формы у электромобиля будет переосмылено только следующим поколением конструкторов. И, наконец, последнее: было бы упущением вообще не упомянуть об эмоциональном восприятии объектов техники. Произведения техники, особенно в век НТР, достигли такого совершенства, в том числе и эстетического, что выступают источником глубоких эмоций. Динамичность формы подсознательно ассоциируется с образами авиа- и космической техники — современными реактивными самолетами, ракетами, спутниками, как бы символизируя бурное развитие технической мысли.


Реклама:



Читать далее:



Статьи по теме:


Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум