Договор о патентной кооперации и другие соглашения по вопросам охраны промышленной собственности

Категория:
Патентоведение в СССР


Договор о патентной кооперации и другие соглашения по вопросам охраны промышленной собственности

Договор о патентной кооперации (РСТ). В условиях бурного развития патентования изобретений правила Парижской конвенции во многом стали недостаточными, особенно для стран, которые проводят зарубежное патентование в широких масштабах. Около половины от общего числа заявок на изобретения, подаваемых во всех странах мира, по существу, дублируется, поскольку заявки делаются на одни и те же изобретения, но в разные страны. Возникла потребность в углублении международного сотрудничества в этой области. В результате большой подготовительной работы в 1970 г. в Вашингтоне было заключено другое многостороннее соглашение — РСТ. Из крупных капиталистических государств в нем участвуют такие страны, как Великобритания, США, Франция, ФРГ, Япония. СССР ратифицировал Договор о патентной кооперации, и он вступил в силу для СССР с 1 июня 1978 г. Всего в договоре участвуют 32 государства.

Договор предусматривает возможность составления и подачи в национальное патентное ведомство так называемой «международной заявки» в тех случаях, когда заявитель желает обеспечить охрану изобретения в нескольких странах. Одним из таких органов является Госкомизобретений. Этот орган проводит документационный поиск по материалам заявок, облегчающий затем проведение экспертизы в национальных ведомствах стран, куда подается заявка для патентования.

В результате проведения поиска составляется перечень документов, которые следует принять во внимание при проведении экспертизы. Отчет о поиске и копии противопоставленных документов (при необходимости) направляются заявителю, который может на данной стадии патентования внести изменения в формулу изобретения.

Затем международная заявка вместе с отчетом о произведенном поиске направляется в национальные патентные ведомства тех стран, в которых заявитель хочет получить охрану изобретения. При этом должны соблюдаться следующие сроки: международная заявка подается к концу 12-месячного срока с даты приоритета. Рассмотрение международной заявки в странах патентования начинается после истечения 20 месяцев с даты приоритета с тем, чтобы к этому времени был уже подготовлен отчет о международном поиске. Международные заявки публикуются ВОИС через 18 месяцев с даты приоритета.

Преимущества для патентных ведомств рассмотренной системы состоят таким образом в том, что ведомства стран патентования освобождаются от проведения повторной экспертизы по формальным требованиям; проведение экспертизы в значительной степени облегчается, поскольку был осуществлен международный поиск и выявлены источники, на основе которых определяется новизна изобретения.

Преимущество для заявителя состоит в том, что он может подать одну международную заявку и на одном языке.

В связи с участием СССР в этом договоре в советском законодательстве было специально указано, что предусмотренные этим договором международные заявки на изобретения подаются гражданами и юридическими лицами СССР, а также проживающими в СССР иностранными гражданами в Госкомизобретений, который является получающим ведомством в отношении названных заявок (п. 39 Положения). Поскольку заявка подана в Госкомизобретений, он действует и в качестве международного поискового органа. Кроме того, он осуществляет и функции органа международной предварительной экспертизы (ОМПЭ).

По желанию заявителя поисковый орган может не ограничиться проведением международного поиска, а провести и предварительную экспертизу в отношении определенных стран. Международный поисковый орган осуществляет экспертизу по критериям патентоспособности, определенным договором РСТ, обобщает свои выводы в отчете о международной предварительной экспертизе, направляемой заявителю, а также национальным (или региональным) ведомствам тех стран, в которых заявитель намеревается использовать результаты экспертизы. Экспертиза и прохождение заявки в национальных (или региональных) ведомствах начинаются по истечении 25-го месяца с даты приоритета. На основе проведенной экспертизы например, Госкомизобретений (ВНИИГПЭ) национальное ведомство страны патентования вынесет решение о выдаче патента, если выводы экспертизы не будут противоречить требованиям национального законодательства.

Осуществление договора о патентной кооперации уменьшит затраты труда при проведении зарубежного патентования, сделает его более оперативным.

Региональные соглашения. Имеются отдельные региональные соглашения, предусматривающие унификацию законодательства об изобретениях и выдачу единых патентов. Так, в 1962 г. было подписано соглашение о создании Афро-Маль-гашского ведомства промышленной собственности, установившее единый порядок охраны изобретений, регистрации товарных знаков, образцов для группы африканских стран, бывших ранее колониями Франции. В 1977 г. это соглашение было заменено договором о создании Африканской организации интеллектуальной собственности (ОАПИ), в котором участвует 12 африканских государств. В 1976 г. группой других африканских государств (бывших в прошлом колониями Великобритании) было заключено аналогичное соглашение о создании организации промышленной собственности англоговорящей Африки (ЕСАРИПО).

Как указывалось, в 1973 г. на конференции в Мюнхене, в которой участвовало 21 европейское государство, была подписана Конвенция о выдаче европейских патентов. Конвенция предусматривает выдачу так называемого «европейского патента» европейским патентным ведомством на основе унифицированных для этой цели правил. Установлены единые условия выдачи патентов и единые формальные требования к заявкам. В каждой стране — участнице конвенции 1973 г., за исключением стран Общего рынка (ЕЭС), выданный патент будет действовать как национальный патент, т. е. патентообладатель будет пользоваться правами на основании правил национального законодательства. В 1975 г. странами ЕЭС была подписана Люксембургская конвенция о европейском патенте для «Общего рынка», предусматривающая, что в этих странах выданный европейский патент будет действовать на всей территории ЕЭС как единый патент, т. е. его обладатель будет пользоваться правами, предусмотренными конвенцией.

В Мюнхене было создано Европейское патентное ведомство, Люксембургская конвенция предусмотрела создание единого патентного права, общего для всех договаривающихся государств. Патенты, выдаваемые для стран ЕЭС, носят название «патентов сообщества». Создание наднационального европейского патентного органа и системы европейского патента должно обеспечить проведение патентной политики стран ЕЭС, угодной прежде всего государственно-монополистическим объединениям.

Соглашения о товарных знаках. Регистрация товарных знаков за рубежом осуществляется на основании как национального законодательства, так и положений международных соглашений.

Ряд стран — участниц Парижской конвенции подписали в 1891 г. Мадридскую конвенцию о международной регистрации товарных знаков. В соответствии с конвенцией в Международное бюро в Женеве подается заявка на товарный знак, по-договоренности между компетентными органами заинтересованных стран эти научно-технические результаты могут передаваться и безвозмездно. Безвозмездная передача осуществляется на началах взаимности или в целях оказания помощи и содействия для достижения более высокого научно-технического уровня стран — членов СЭВ.

Углубление интеграционных процессов ведет к переходу от передачи результатов исследований к совместному проведению проектно-конструкторских и научно-исследовательских работ на основе договоров.

Результаты работ могут использоваться как в странах, организации которых являются сторонами договора, так и в третьих странах. В странах — участницах договора обычно предусматривается возможность неограниченного и безвозмездного применения результатов работ в пределах каждой из этих стран. Использование результатов работ в других странах может выразиться в передаче их в последние в соответствии либо с соглашениями о научно-техническом сотрудничестве, либо на безвозмездных началах или на взаимовыгодных началах с учетом возмещения определенной части затрат, произведенных странами на проведение работ. Передача может осуществляться и путем продажи лицензий. Вопрос о передаче результатов совместных работ и определение условий такой передачи могут решаться в каждом отдельном случае только по согласованию между сторонами договора о совместном проведении работ. Доходы от продажи лицензий в третьи страны могут распределяться либо в зависимости от доли участия сторон в расходах по проведению работ, которые окончательно определяются после осуществления всех работ по договору, либо в зависимости от прямо зафиксированной в договоре доли распределения доходов.

В договорах устанавливаются также некоторые положения, касающиеся порядка продажи лицензий (взаимная информация сторон о поступающих к ним заявках на приобретение лицензий на отдельные или совместные изобретения, поручение осуществлять операции по продаже лицензий какой-то одной организации). Условия продажи лицензий предусматриваются по договоренности между сотрудничающими организациями. Совместные исследования проводятся также во временных международных коллективах ученых и специалистов, в совместных лабораториях (отделах), в международных институтах и научных центрах.

При использовании этих и других форм сотрудничества возникают вопросы правового регулирования отношений, связанных с созданием как совместных изобретений, так и изобретений в других странах и о правах на использование таких изобретений. Эти вопросы регулируются в отношениях между странами — членами СЭВ прежде всего в соответствии с правилами Соглашения о правовой охране изобретений, промышленных, общеполезных образцов и товарных знаков при осуществлении экономического и научно-технического сотрудничества от 12 апреля 1973 г. (далее именуется Соглашение) Участниками этого Соглашения являются НРБ, ВНР, Республика Куба, МНР, ПНР, СРР, СССР и ЧССР.

Под совместными в Соглашении понимаются изобретения: во-первых, изобретения, созданные в соавторстве гражданами стран — участниц Соглашения, независимо от того, на территории какой из стран они созданы. Права на такие изобретения принадлежат странам — участницам Соглашения, граждане которых являются их создателями, или соответствующим организациям указанных стран, поскольку это допускается национальным законодательством.

Во-вторых, изобретения, созданные в международных научно-исследовательских институтах, проектно-конструкторских организациях, совместных лабораториях и отделах, в международных научно-производственных объединениях и других международных организациях и коллективах, независимо от того, сделаны ли эти изобретения гражданами одной страны или нескольких стран — участниц Соглашения, если соглашениями об образовании таких организаций и коллективов не предусмотрено иное.

В-третьих, изобретения, созданные при проведении странами — участницами Соглашения совместно финансируемых работ, если это предусмотрено соглашениями и договорами о проведении работ. Права на такие изобретения во втором и третьем случаях принадлежат странам — участницам указанных организаций или работ либо соответствующим организациям данных стран, поскольку это допускается национальным законодательством.

Под правами на совместные изобретения в соглашении понимаются: а) право на обеспечение правовой охраны и использование изобретений на территории своей страны в соответствии с национальным законодательством; б) право на обеспечение правовой охраны изобретений в странах, которым не принадлежит право на эти изобретения; в) право на экспорт продукции, изготовленной с использованием таких изобретений; г) право на передачу их в страны, которым не принадлежит право на изобретения. Такая передача может быть осуществлена на безвозмездной основе или на условиях возмещения определенной части затрат на разработку, или по лицензионным соглашениям на коммерческой основе.

Все эти права, за исключением прав по охране и использованию такого изобретения на территории своей страны, могут осуществляться только по взаимному согласию между компетентными организациями стран — участниц Соглашения, имеющих право на совместные изобретения, или в порядке, предусмотренном документами, регулирующими деятельность соответствующих международных организаций и коллективов.

В основу правовой охраны совместных изобретений, созданных гражданами нескольких социалистических стран в результате сотрудничества этих стран, положен принцип полного равноправия авторов изобретений. Всем авторам такого изобретения должна быть обеспечена одинаковая возможность правовой охраны изобретения. Для этого изобретение должно охраняться не только на территории страны, где оно было создано, но и на территории стран всех государств, граждане которых являются соавторами данного изобретения. Поэтому охрана такого изобретения не может быть ограничена страной, где находится, например, международный научно-исследовательский институт. Защита изобретения должна обеспечиваться в других странах, гражданами которых являются соавторы (независимо от их числа), степени их участия в создании изобретения и других условий.

Соглашение от 12 апреля 1973 г. предусматривает, что при взаимной подаче заявок на охрану совместных изобретений в странах — участниках Соглашения, организации которых участвуют в сотрудничестве, испрашивается охранный документ, предоставляющий право использования изобретения государству или соответствующей организации, поскольку это допускается национальным законодательством страны, в которой испрашивается охранный документ. В отдельных договорах, заключаемых между сотрудничающими организациями, может быть предусмотрена и иная форма охраны этих изобретений. Такие договоры должны утверждаться компетентными государственными органами (ст. 5 Соглашения).

Первая заявка на совместное изобретение, как правило, подается в ведомство по изобретательству страны, на территории которой оно было сделано, а последующие заявки на это изобретение — в ведомства по изобретательству других стран, имеющих право на совместное изобретение.

Под самостоятельно созданными изобретениями обычно понимаются изобретения, сделанные в результате осуществления экономического и научно-технического сотрудничества гражданами одной из стран, если в соответствии с Соглашением 1973 г- эти изобретения не являются совместными. Права на самостоятельные изобретения принадлежат стране гражданства изобретателя или соответствующей организации данной страны, поскольку это допускается национальным законодательством.

Права на такие изобретения и промышленные образцы, созданные советскими гражданами (при сохранении за ними авторства) принадлежат СССР. Право использования таких объектов другим странам может предоставляться на условиях, согласованных советской компетентной организацией и организацией зарубежной страны.

5 июля 1975 г. было заключено правительствами НРБ, ВНР, ГДР, Республикой Куба, МНР, ПНР, СССР и ЧССР Соглашение об унификации требований к составлению и подаче заявок на изобретения. Соглашение имеет практическое значение для облегчения и упрощения составления и взаимной подачи заявок на изобретения в целях получения их правовой охраны в странах — участницах Соглашения, а также способствует унификации требований к составлению и подаче заявок на изобретения и сближению соответствующих национальных правовых норм в области изобретений.

18 декабря 1976 г. страны — члены СЭВ подписали Соглашение о взаимном признании авторских свидетельств или иных охранных документов на изобретения. Порядок правовой охраны изобретений на основе взаимного признания странами — членами СЭВ документов на изобретения, предусмотренный Соглашением, дает странам-участницам право неограниченного использования заявленных изобретений, обеспечивает экономию трудовых и материальных средств, связанных с проведением экспертизы заявок на изобретения, и надежную охрану государственных и авторских интересов.

Согласно ст. 2 названного Соглашения признание охранного документа заключается в том, что в силу решения он действует в соответствии с национальным законодательством страны — участницы Соглашения, в которой в отношении его была произведена специальная публикация о признании охранного документа полностью или частично, так как если бы он был выдан в этой стране.

Соглашение предусматривает порядок подачи ходатайств о таком признании, вынесения решения о признании и другие вопросы

Сотрудничество СССР с капиталистическими государствами.

В ходе реализации миролюбивой внешней политики Советского государства успешно развиваются экономические и научно-технические связи СССР с теми капиталистическими государствами, которые идут на развитие таких взаимовыгодных связей на основе строгого соблюдения взаимных обязательств. Осуществлен переход к более эффективной форме международных связей с рядом стран — заключению соглашений о научно-техническом сотрудничестве, охватывающих самые различные его виды вплоть до совместных разработок с последующим совместным патентованием и даже с совместной продажей лицензий. Межправительственные соглашения такого типа были заключены с Францией, ФРГ, Италией, Великобританией, Финляндией, Австрией, Швейцарией, Швецией, Бельгией и др. С отдельными странами (Францией, Австрией) были заключены соглашения по вопросам охраны промышленной собственности.

При осуществлении сотрудничества СССР со странами Запада также возникают проблемы охраны и использования совместных изобретений. Рассмотрим, как решаются эти вопросы на примере советско-французского сотрудничества в области науки и техники в соответствии с Соглашением между правительствами СССР и Францией о взаимной охране и использовании прав промышленной собственности от 19 мая 1970 г.2, а также утвержденным Смешанной советско-француз-ской комиссией по научно-техническому и экономическому сотрудничеству специальным Порядком решения вопросов охраны и использования прав промышленной собственности, связанных с осуществлением научно-технического и экономического сотрудничества между СССР и Францией.

Совместное изобретение должно быть создано советскими и французскими специалистами, которые являются соавторами при проведении совместных научно-технических исследований в одной организации, находящейся в СССР или во Франции, по одной и той же теме, заранее предусмотренной конкретным соглашением о сотрудничестве. Права на совместные изобретения принадлежат тем советским и французским организациям, специалисты которых являются соавторами таких изобретений, независимо от того, на территории какой страны изобретение сделано. Из того обстоятельства, что права на совместные изобретения принадлежат организациям обеих стран, неизбежно вытекает необходимость правовой охраны и в СССР, и во Франции.

Совместный характер прав на изобретение находит свое проявление и в решении вопросов патентования такого изобретения в третьих странах, т. е. в иных, чем СССР и Франция. Все вопросы такого патентования (выбор стран, несение расходов, сохранение полученных патентов в силе и т. д.) должны решаться по согласованию между организациями, имеющими право на совместное изобретение.

Права на использование совместных изобретений должны осуществляться советскими и французскими организациями совместно на условиях, определяемых конкретными соглашениями о сотрудничестве. Согласно ст. 3 Соглашения, советские и французские сотрудничающие организации определяют по взаимной договоренности выбор формы охраны (авторское свидетельство или патент в СССР) совместных изобретений. Выдача патента, как уже отмечалось, будет носить в этом случае характер исключения из общего правила.

В соглашениях о сотрудничестве рекомендуется предусматривать территории, предназначенные для исключительного использования результатов этих работ каждой из сотрудничающих организаций. Отсюда следует, что для советской сотрудничающей организации в качестве такой территории прежде всего будет определена территория СССР. Эта советская организация сможет передать другим организациям своей страны права на использование данного изобретения на обычных безвозмездных началах. Передача изобретений организациям третьих стран осуществляется по согласованию между советскими и французскими организациями, имеющими право на совместное изобретение. Такая передача может осущест-влиться путем заключения лицензионных соглашений, договоров об уступке патентов, а также договоров об осуществлении совместных изобретений в других допустимых формах.

На состоявшемся в 1975 г. общеевропейском совещании в Хельсинки государства-участники признали желательность более широкого использования коммерческих каналов и деятельности для проведения исследований в области прикладной науки и техники и для передачи достижений, полученных в этой области, при обеспечении защиты прав на интеллектуальную и промышленную собственность и предоставлении информации, касающейся этих прав.

Советское законодательство о правовой охране и использовании совместных изобретений и промышленных образцов. В связи с развитием практики проведения совместных конструкторских и научно-исследовательских работ ряд правил по этим вопросам был предусмотрен советским законодательством. Постановлением Совета Министров СССР от 28 декабря 1978 г. № 1078 «Вопросы правовой охраны изобретений и промышленных образцов при осуществлении экономического и научно-технического сотрудничества СССР с зарубежными странами» предусмотрено, что проекты договоров, заключаемых министерствами, ведомствами и другими организациями СССР с аналогичными организациями зарубежных стран в связи с осуществлением экономического и научно-технического сотрудничества с этими странами должны быть согласованы с Госкомизобретений, если в проектах этих договоров предусматриваются вопросы правовой охраны совместных изобретений и промышленных образцов, созданных в ходе сотрудничества, а также условия использования совместных и советских изобретений и промышленных образцов в странах, которым не принадлежит право на такие изобретения и промышленные образцы. Это правило не распространяется на контракты и соглашения, в том числе лицензионные, заключенные внешнеторговыми организациями. Цель введения этого правила состоит в том, чтобы обеспечить в максимальной степени квалифицированное решение в соглашениях сложных вопросов правовой охраны и использования изобретений.

Советские сотрудничающие организации обязаны обеспечить возможности своевременной правовой охраны таких изобретений и промышленных образцов как в СССР, так и за границей. Заявки на совместные изобретения и промышленные образцы в возможно короткий срок подаются сотрудничающими организациями в страны, которым принадлежит право на такие изобретения и промышленные образцы, причем первую заявку, как правило, следует подавать в страну, на территории которой создано изобретение или промышленный образец Обо всех вопросах подачи заявок в другие страны договариваются между собой сотрудничающие организации. Положение (п. 105) предусматривает, что в случаях, когда изобретение создано советским гражданином в соавторстве с иностранцем, для подачи заявки в стране гражданства соавтора-иностранца решения Госкомизобретений не требуется. Такое решение не требуется также в случаях, когда изобретение создано в международной организации, в которой участвует СССР или советские организации, и патентование производится в соответствии с учредительными документами международной организации.

Патентование осуществляется и в странах, которым не принадлежит право на эти изобретения. Советским сотрудничающим организациям при подготовке материалов для патентования в этих странах следует руководствоваться соответствующими указаниями о порядке патентования советских изобретений за границей, принимая меры к обеспечению конвенционного приоритета (см. гл. 13).

В СССР, как правило, на совместные изобретения, которые являются служебными, выдаются авторские свидетельства.

Согласно п. 24 Положения на совместное изобретение, созданное в связи с выполнением служебного задания при осуществлении экономического и научно-технического сотрудничества советских организаций с организациями зарубежных стран, на основе взаимной договоренности может быть выдан, в порядке исключения, патент.

Такая форма охраны изобретения в СССР может быть предусмотрена лишь на основе договоров о сотрудничестве, которые должны быть согласованы с Госкомизобретений. При решении вопроса о выдаче в СССР патента на совместное изобретение министерства, ведомства и другие организации СССР должны всесторонне рассмотреть экономические последствия получения такой охраны с учетом особенностей отрасли, объекта изобретения, а также характера сотрудничества с тем, чтобы выдача патента на данное изобретение не причинила ущерба интересам государства. В случае выдачи патента в проекте договора о сотрудничестве целесообразно оговорить условия использования такого изобретения на территории СССР.

Патент выдается на имя советской и иностранной сотрудничающих организаций с указанием в патенте соавторов. На советских авторов совместных изобретений, созданных в связи с выполнением служебного задания при осуществлении сотрудничества и защищенных в СССР патентами, распространяются права и льготы, предоставляемые авторам изобретений, защищенных авторскими свидетельствами. Эти права и льготы предоставляются независимо от истечения срока действия патента.

Вознаграждение советским авторам совместных изобретений, использованных в других странах, которым принадлежит право на эти изобретения, а также поступающие из третьих стран выплачиваются Госкомизобретений из средств, перечисляемых из соответствующих стран за эти изобретения (п. 112 Положения).


Реклама:



Читать далее:



Статьи по теме:


Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум