Элементы конструкций зданий

Категория:
Литейные цеха


Элементы конструкций зданий

Основными элементами здания являются фундаменты, колонны и стены, подкрановые балки, несущие конструкции, перегородки, полы, двери, ворота, тамбуры, лестницы, световые фонари, галереи, эстакады, туннели, каналы, антресоли и др. .

Фундаменты, колонны, стены и перекрытия образуют несущий остов здания, воспринимающий на себя все нагрузки. Все здание опирается на основание. Основанием называется слой грунта, воспринимающий вес всего здания или сооружения. Прочность грунта должна быть достаточной, чтобы исключить неравномерную осадку зданий и сооружений. Нормальным можно считать грунт, допускающий нагрузку 2,0—2,5 кГс/см2.

Физико-механические свойства грунтов определяют по образцам породы, взятой из буровых скважин и шурфов. При бурении скважин, а также по шурфам делают геологические разрезы грунтов.

При наличии грунтовых вод несущая способность грунта, как правило, понижается. При необходимости грунты укрепляют вибрированием, нагнетанием цементных и химических растворов, гравием или щебнем или устройством свайных оснований.

Фундаменты — это подземная часть здания, передающая нагрузку от наземной части на основание. Поверхность фундамента, непосредственно передающая нагрузку на основание, называется подошвой фундамента.

Глубина заложения фундамента зависит от расчетной нагрузки и допустимого давления на грунт. Фундаменты под колонны выполняются монолитными или сборными в виде отдельно стоящих столбов ступенчатой формы. Сборные фундаменты рекомендуется вы-поднять в виде одного блока. Применение сборных или монолитных фундаментов должно быть подтверждено технико-экономическим обоснованием.

Для распределения давления от колонны на большую площадь устраивают подколенник.

Площадь подошвы фундамента определяется расчетом и зависит от нагрузки на колонну и допустимого давления на грунт. У фундаментов под колонны крановых пролетов подошва имеет вид прямоугольника с основанием от 1:1,5 до 1:1,8.

Рис. 1. Привязка колонн и стен к продольным разбивочным осям

Фундаменты для колонн, стен зданий и подвалов, а также стены подвалов рекомендуется проектировать и строить из сборных бетонных и железобетонных элементов.

Железобетонные колонны применяются сборные, типовые прямоугольного сечения и двухветвенные. Выбор колонн определяется расчетом в зависимости от нагрузки. Стальные колонны бывают сплошные и решетчатые.

Для зданий общего назначения без кранов или с кранами в один ярус грузоподъемностью до 125 тс колонны проектируются из сборного железобетона. Колонны, на которых устанавливаются мостовые краны, выполняются переменного сечения, так чтобы на нижнюю усиленную часть опирались подкрановые балки. Размеры железобетонных колонн в сечении выше консолей равняются 400X400 мм, ниже консолей — 400X400 или 600X600 мм в зависимости от нагрузки колонн.

Привязка колонн и стен к продольным разбивочным осям показана на рис. 1. Наружные грани крайних колонн и внутренние поверхности стен совмещают с продольными разбивочными осями (нулевая привязка) в зданиях без мостовых кранов и в зданиях, оборудованных мостовыми кранами грузоподъемностью до 30 тс включительно при шаге колонн 6 м и высоте от пола до низа несущих конструкций покрытия менее 16,2 м.

Рис. 2. Привязка колонн в местах продольных температурных швов в зданиях при разных размерах между осями: а — без подстропильных конструкций; б — с подстропильными конструкциями

Наружные грани крайних колонн и внутренние поверхности стен смещают с продольных разбивочных осей на 250 мм в зданиях, оборудованных мостовыми кранами грузоподъемностью до 50 тс включительно при шаге колонн 6 м и высоте от пола до низа несущих конструкций покрытия 16,2 и 18 м, а также при шаге колонн 12 м и. высоте от 8,4 до 18 м.

Колонны средних рядов, за исключением колонн, примыкающих к продольному температурному шву, и колонн, установленных в местах перепада высот пролетов одного направления, следует располагать так, чтобы оси сечения над крановой частью колонн совпадали с продольными и поперечными разбивочными осями.

Продольные температурные швы в зданиях с железобетонным каркасом следует осуществлять на двух колоннах со вставкой, при этом шаг колонн должен равняться шагу колонн по средним рядам. Продольные температурные швы в зданиях с цельнометаллическим и смешанным каркасом (железобетонные колонны и стальные фермы) следует, как правило, размещать на одной колонне.

Привязка стен и колонн к поперечным разбивочным осям показана на рис. 7.4.

Подкрановые балки бывают железобетонными и стальными. Предварительно напряженные подкрановые железобетонные балки предназначены для пролетов шириной 12—30 м, оборудованных злектромостовыми кранами грузоподъемностью от 5 до 50 тс среднего и тяжелого режима работы. Стальные подкрановые балки применяются для тяжелых кранов грузоподъемностью свыше 30 тс или в зданиях, где применены стальные колонны.

При использовании железобетонных элементов в здании пользуются данными СНиП II-B.1—62 «Бетонные и железобетонные конструкции, нормы проектирования».

Стены зданий выполняются из кирпичной кладки и бетонных панелей. Стеновые панели имеют высоту 1,2 и 1,8 м и длину 6 и 12 м. В неотапливаемых зданиях крупнопанельные стены изготовляются из железобетонных плит, в отапливаемых — из армопенобе-тонных.

Наружные стены каркасных зданий опираются на фундаментные балки. Толщина стен для климатического пояса северной полосы принимается 640 мм (два кирпича), для средней полосы 380 или 510 и для южной полосы — 380 мм.

Для естественного освещения зданий в наружных стенах выполняются световые проемы, заполненные оконными переплетами. Переплеты бывают стальными и железобетонными. В помещениях с небольшим влаговыделением рекомендуется применять стальные переплеты, а в помещениях с вредными выделениями и переменным температурно-влажным режимом — железобетонные. Размеры оконных переплетов стандартные: ширина 1,0; 1,5; 2,0; 3,0; 4,0; 6,0 м; высота 1,2; 1,8; 2,4; 3,0; 3,6; 4,8 м и т. д. Подоконники располагаются на высоте 1,2 м от уровня пола.

В зданиях, оборудованных мостовыми кранами, оконные проемы иногда устраивают в два яруса. Верхний ярус используется для освещения надкранового пространства. Для освещения всей площади цеха используют верхнее освещение через фонари, которые служат и для естественной вентиляции помещения. В настоящее время практикуется строительство литейных цехов без фонарей.

Рис. 7.4. Привязка торцевой колонны к разбивочной оси

Покрытия литейных цехов делают бесчердачными, состоят они из несущих балок и ферм, настила, теплоизоляции и кровли, разделяются на теплые, полутеплые и холодные. Когда здания не отапливаются или имеют значительное тепловыделение, покрытия делают холодными. Полутеплые покрытия устраивают в отапливаемых цехах с нормальной или пониженной влажностью. В цехах с нормальной или повышенной влажностью применяют теплые покрытия, с тем чтобы избежать образования конденсата на внутренних поверхностях и таяния снега на крыше.

В последние годы применяют покрытия, изготовленные из напряженного железобетона в виде решетчатых ферм с параллельны.-ми поясами. Такие здания имеют плоскую крышу с водяной ванной для поддержания требуемого режима внутри помещения в летнее время.

Несущие конструкции покрытий и подстропильные балки изготовляют из сборного железобетона, предварительно напряженного.

Для размещения транспортных систем или трубопроводов в литейных цехах предусматривают подвальные помещения или туннели и каналы.

Перекрытия подвалов рассчитываются из расчета нагрузки в 1 — 3 тс/м2 площади и выполняются монолитными или сборными. Для строительства туннелей и каналов используют сборные железобетонные панели и плиты. Каналы закрывают съемными чугунными или железобетонными плитами. Используются следующие размеры проходных туннелей: ширина 1 —1,5 и высота 1,7—1,8 м. В отдельных случаях размеры могут увеличиваться.

Пешеходные галереи в литейных цехах устраиваются на высоте от уровня пола до низа выступающих конструкций’покрытий галерей не менее 1,9—2,0 м. Ширина их зависит от количества людей, проходящих в смену в одном направлении (до 400 человек), и составляет 1,5 м. Дальнейшее увеличение ширины берется из расчета 0,5 м на каждые последующие 200 человек.

Ворота в литейных цехах устанавливаются размерами 2X2,4; 3X3; 4X3; 4X3,6; 4X4,2 м. Размеры ворот выбирают в зависимости от габаритов транспортируемых грузов и интенсивности работы ворот. По конструкции ворота бывают раздвижными и двустворчатыми с ручным и механическим закрыванием. Размеры ворот на железнодорожных линиях с широкой колеей — 4,7×5,6 м.

В зданиях устанавливаются одно- или двустворчатые двери с высотой 2,8 м. Ширина одностворчатой двери составляет 0,9 м, минимальная ширина двустворчатой — 1,3 м.

Полы выкладываются из различных материалов в зависимости от назначения участка.

Здания литейных цехов оборудуются основными, служебными и пожарными лестницами. Основные лестницы размещаются внутри здания, пожарные — снаружи. Минимальная ширина основных лестниц 1,05 м, служебных — 0,9 м. Лестничные площадки выполняются шириной не меньше марша основных лестниц и не менее 1,2 м. Количество маршей на один этаж достигает 2—3.

Междуэтажные перекрытия устраивают из ребристых плит размером 1—-1,2X6 м, которые размещаются на железобетонных прогонах, опирающихся на колонны.


Читать далее:



Статьи по теме:


Реклама:




Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум