Эргономические и дидактические требования к ТСП

Категория:
Эргономика


Эргономические и дидактические требования к ТСП

Эргономические и дидактические требования к ТСП разрабатываются на основании общего назначения этих средств и специфических условий их применения.

Как правило, они включают требования к:
— учебным информационным моделям;
— дозированному воспроизведению условий для отработки алгоритма будущей деятельности или его составляющих;
— управлению процессом подготовки;
— контролю и оценке деятельности обучаемых и их психофизиологических характеристик в ходе подготовки;
— условиям обитаемости.

При разработке эргономических и дидактических требований к ТСП главное внимание уделяется обоснованию требований к учебным информационным моделям. Так как перед ТСП не ставится задача воспроизведения внутренних физических свойств объекта, то в их составе можно использовать модели, отличающиеся по структуре и математическим зависимостям от моделей, построенных на основе описания физических свойств объекта. Однако при этом следует обеспечивать подобие указанных типов моделей по реакциям на заданный класс управляющих воздействий и внешних возмущений.

Исходя из дидактических требований, целесообразно создавать технические средства подготовки, конструкция которых предусматривает возможность дозированного воспроизведения условий задачи в процессе подготовки в зависимости от хода усвоения учебного материала обучаемым. При этом обучаемый будет отрабатывать алгоритм деятельности по частям с соблюдением принципов положительного переноса навыков и последовательного перехода от более простых частей алгоритма деятельности к более сложным.

Обеспечение возможности дозированного освоения сокращает время полной отработки алгоритма деятельности в процессе обучения операторов.

Необходимым условием успешной подготовки операторов является управление учебной информационной моделью в зависимости от хода подготовки. Для этого в ТСП необходимо предусмотреть возможность автоматизированного или ручного управления учебной информационной моделью непосредственно в ходе ее воспроизведения. Автоматизированное управление учебной информационной моделью целесообразно для ТСП, в которых обучающий не в состоянии непрерывно контролировать ход подготовки каждого обучаемого.

Такое управление должно предусматривать возможность:
— изменения объема и последовательности предъявления информации;
— изменения степени сложности выполнения отдельных операций, задач и алгоритмов в целом;
— перехода от одной задачи к другой за требуемое время;
— выделения из общего алгоритма работы любых отдельных операций для их отработки.

В ряде случаев для обучения работе в условиях быстротечных процессов возникает необходимость их более медленного воспроизведения (обучение в нереальном времени). Если указанное изменение скорости воспроизведения невозможно обеспечить обычным путем, в состав ТСП следует ввести специальное устройство.

Управление учебной информационной моделью осуществляется по результатам анализа хода подготовки операторов и контроля за их психофизиологическими характеристиками. Быстротечность физических процессов в современных системах, сложность информационных моделей, правомерность нескольких тактик поведения оператора, а также необходимость статистической обработки результатов отдельных действий обучаемых требуют включения в состав ТСП специальных устройств, обеспечивающих объективный контроль деятельности операторов, проходящих подготовку. Так как деятельность операторов современной СЧМ содержит огромное число операций, обеспечить регистрацию, анализ и оценку выполнения каждой из них практически невозможно. В связи с этим применительно к каждому виду деятельности необходимо выделить тот минимальный круг операций или параметров, по которому можно судить об уровне и ходе подготовки операторов. Выделение информативных операций или параметров деятельности должно быть основано на эргономическом анализе алгоритма работы конкретного оператора.

Кроме перечисленных требований следует отметить требования к интерьеру рабочих мест обучаемых и условиям обитаемости. В ТСП, предназначенных для совершенствования психофизиологических качеств обучаемых, интерьер может отличаться от реального и удовлетворять лишь обычным нормативам эргономики. В ТСП, предназначенных для формирования профессиональных навыков и умений, внешний вид пультов должен соответствовать реальному. Из внутреннего оборудования реальной системы целесообразно воспроизводить только устройства, непосредственно влияющие на деятельность обучаемого или ограничивающие поступление внешней информации и сферу его деятельности.

Показатели физических и химических факторов обитаемости должны соответствовать общепринятым нормативам, за исключением ТСП, предназначенных для подготовки операторов к работе в условиях экстремальных значений этих факторов. В этом случае требования к условиям обитаемости разрабатываются, исходя из анализа уровней физических и химических факторов.


Реклама:



Читать далее:



Статьи по теме:


Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум