Форма и качество

Категория:
Дизайн, форма и качество


Форма и качество

Лучу света, падающему на неосвещенную поверхность, подобны, по словам Альберта Эйнштейна, человеческие знания. С их ростом увеличивается освещаемое пространство и протяженность границ, отделяющих свет от тьмы, познанное от еще неведомого. На постоянно удлиняющейся линии нерешенных проблем вызывают интерес и становятся предметами наук все более малые отрезки; одновременно появляется необходимость (и возможность) охватить более широкие взаимосвязи, чтобы глубже понять специфику отдельных областей или увидеть их в общей совокупности связей на фоне общей картины мироздания.

Писать эту книгу по ряду причин оказалось нелегко. Прежде всего (как это всегда бывает с новыми дисциплинами), в науке о дизайне — технической эстетике — нет еще принятой в национальном или международном масштабе терминологии, хотя английское слово design сегодня приобрело права гражданства во многих странах, да и сами контуры технической эстетики не обозначились пока достаточно четко. Эта относительно новая область представляет собой арену для широкой дискуссии и в капиталистических, и в социалистических странах — правда, ведется она зачастую в совершенно различных плоскостях.

Независимо от применения — будь то производство, транспорт, жилище или сфера отдыха — дизайн имеет важное общественное значение. Он соприкасается с социологией, эргономикой, экономической наукой и nrpaet существенную, а порой и решающую роль в планировании ассортимента, проектировании и сбыте промышленных изделий, в развитии экономики и культуры. Поэтому понять и правильно оценить дизайн можно, лишь рассматривая его как составную часть современного промышленного товарного производства.

Существующие сегодня конструкции, технические приемы и технологические методы с точки зрения их технико-эстетических возможностей не так легко обозримы, как традиционные материалы или методы производства. Несмотря на успехи промышленности, мы находимся лишь в начале эпохи высокоорганизованного научно-прогнозируемого промышленного производства, поставленного на службу человеку. Возникновение и развитие дизайна весьма многопланово и сложно переплетается с этим современным производством. Однако дизайн сможет выполнить стоящие перед ним задачи только в том случае, если будет развиваться как особая дисциплина. Овладение достижениями научно-техниче-ской революции требует приспособления техники к человеку, независимо от того, идет ли речь о единичных изделиях или об их комплексах. Дизайн призван участвовать в создании предметной жизненной среды, благодаря этому он становится фактором социального прогресса.

До последнего времени эстетика почти не уделяла внимания вопросам дизайна, связанным с материальным производством. Предполагалось, что проблемами дизайна должны попутно заниматься теоретики изобразительного искусства. О недостаточном внимании эстетики к продуктам дизайна говорилось уже не раз. Но положение не менялось. Учитывая это, автор заранее просит извинить его: когда в дизайне используют новую конструкторскую идею, новое сочетание изделий, новый материал, новую форму или исходят из новых потребностей, то первые образцы обычно оцениваются не слишком строго, даже если они еще недостаточно зрелы. Автор просит так же отнестись и к его книге. Практическая деятельность научно-исследовательских и проектных организаций в области дизайна в социалистических странах показала, что интересные и плодотворные идеи встречают заслуженное внимание представителей промышленности.

Конечно, предлагаемая книга является всего лишь попыткой в какой-то степени подготовить почву для разработки этих проблем эстетики. Как и в любом другом случае, созданию верной теории здесь может способствовать осмысление существующей практики. Само собой разумеется, что одна из первых работ на эту тему, написанных с позиций марксистской эстетики, может иметь значение лишь для первоначальной постановки проблемы, хотя правильность этой последней находит подтверждение в практике дизайна в странах социализма.

Следует отметить, что мы не можем ограничиваться только критикой дизайна в капиталистических странах, прежде всего в США, критикой злоупотребления дизайном в угоду прибылям монополий. Основная наша задача — создание марксистской теории дизайна. Ведь дизайн как неотъемлемый элемент качества изделий играет важную роль не только в экономике и культуре, но и в политике: одним из критериев развития социального строя является степень культурно-технического освоения современного промышленного производства. В этой связи заложены основные проблемы теории дизайна.

Марксистская теория дизайна может ускорить познание его закономерностей, способствуя тем самым повышению национального дохода и жизненного уровня в странах социализма.


Читать далее:



Статьи по теме:


Реклама:




Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум