Формирование обшетрудовых умений

Категория:
Основы технического моделирования


Формирование обшетрудовых умений

Одним из принципов советской педагогики является принцип воспитания в учебной и трудовой деятельности. Трудовая деятельность детей младшего школьного возраста рассматривается в педагогике не как деятельность, дающая материальное благо, а как средство всестороннего развития и воспитания детей. Поэтому на практических занятиях по развитию детского технического творчества важна не столько сама модель, вещь, которую делает школьник, а то, что он узнал в процессе ее изготовления, то, чему он научился, какие качества у него сформировались, какие чувства, ощущения он испытал в данной деятельности.

Непосредственное участие детей в труде и настоящая подготовка к нему должны занять особое место в работе технического кружка. Первые шаги младших школьников в конструкторско-технологической деятельности во внеурочное время имеют то преимущество, что здесь можно более гибко откликнуться на потребности и интересы детей. Внеурочная работа позволяет использовать различные организационные формы и, главное, как можно более самостоятельно проявить себя в практической деятельности.

Общетрудовыми умениями школьники овладевают как на уроках, так и на внеклассных технических занятиях. Внеклассные технические занятия способствуют закреплению и совершенствованию этих умений. При систематической работе накапливаются умения и отрабатываются общетрудовые навыки. Вовлечь ребят в активную деятельность, вызвать у них желание трудиться сравнительно легко. Они берутся за любое, даже непосильное дело, но трудятся только до тех пор, пока им интересно. Недостаток трудового опыта, неумение реально оценить свои силы и способности часто приводят к тому, что школьнцки младшего возраста теряют сначала уверенность, а затем и интерес к делу. Только хорошо продуманная организация практической деятельности ребят может развить и сохранить у них устойчивый интерес к работе. При этом следует учитывать такие особенности детей, как неустойчивость внимания, быстрая утомляемость, частая сменяемость интересов, подражательность и полное доверие учителю. Без продуманного педагогического руководства дети действуют примитивными приемами, допускают много лишних нецелесообразных движений, они запоминают в общем виде, что делать, а не как делать.

Работа младших школьников в кружке по начальному техническому моделированию как логическое продолжение трудового обучения способствует более прочному усвоению знаний, совершенствованию и накапливанию общетрудовых умений, т. е. умений рационально организовывать рабочее место, правильно и по назначению применять инструмент, планировать свои действия и осознанно действовать; умений самоконтроля и взаимоконтроля в трудовой деятельности; умений искать и находить пути рационального решения в новой ситуации.

Для того чтобы ребенок полюбил труд, чтобы труд доставлял ему удовлетворение, важно научить его деловому, практически оправданному подходу к организации рабочего места, познакомить младших школьников с доступными для них задачами и основными направлениями научной организации труда, привести конкретные примеры трудовой деятельности передовиков производства, способы достижения ими высокой производительности, такие, как экономия в затратах времени на рабочие операции, повышение качества изделий, сокращение брака в работе и т. д.

С первых дней практических занятий важно довести до сознания школьников, что образцовое содержание рабочего места на занятиях в кружках, так же как и на уроке,— обязательное условие работы, что строгое соблюдение правил организации рабочего места постепенно обеспечит свободное владение инструментом и успешное осуществление их технических идей.

Задача руководителя кружка — добиваться исполнения основных требований к организации рабочего места, показывать это детям на практике:
— рабочее место содержат в чистоте. На рабочем месте находятся только те материалы, инструменты и принадлежности, которые необходимы для данной работы;
— рабочее место организуют так, чтобы было удобно работать двумя руками;
— на рабочем месте каждый предмет имеет свое место и его располагают на таком расстоянии (на расстоянии вытянутой руки), чтобы не было лишних движений;
— то, что полагается брать правой рукой, лежит справа, а то, что левой,— слева;
— инструмент, который требуется чаще, находится ближе и всегда на определенном месте (как говорят, «под рукой»), чтобы его можно было брать и возвращать на место привычным движением;
— наглядные пособия (рисунок, чертеж, шаблон, образец изделия и т. д.) располагают так, чтобы они не мешали работе, не были испорчены и чтобы пользоваться ими было удобно;
— рабочее место каждый организует для себя сам, сохраняет его порядок до конца работы, затем укладывает инструменты на отведенные им места, производит уборку, выполняет необходимые правила личной гигиены и сдает рабочее место бригадиру или руководителю кружка.

Опыт передовых учителей, воспитателей и руководителей кружков показал, что привитие детям с ранних лет умений и навыков в организации рабочего места помогает им быть более собранными и ответственными во всех делах. Добиваются этого методично, настойчиво и систематически до тех пор, пока школьники осознают и на собственном опыте почувствуют необходимость организованных действий и преимущество порядка в делах.

Этим достигается и другая задача учителя и руководителя — дети учатся ценить хороший инструмент и пользоваться им по назначению. Учащиеся на практике убеждаются в том, насколько инструменты и приспособления облегчают работу и улучшают качество исполнения. А правильное и по назначению использование инструмента делает труд для них приятным. Привить учащимся трудовые навыки достаточно свободного владения инструментом можно только при условии рациональной организации рабочего места. Не меньшее значение для работы в кружке имеет совершенствование умений планировать свою деятельность. Это умение формируется постепенно в процессе исполнения каждого задания.

Опыт показал, что для младших школьников наиболее целесообразным способом совершенствования планирования своей работы является формирование умения задавать себе вопросы в процессе изготовления поделки. Например, с чего начать изготовление этой модели? Из какого материала делать корпус и другие детали? В какой последовательности собирать модель? Постепенно школьники привыкают выбирать главное в работе, разбивать ее на этапы и устанавливать последовательность этапов, выбирать методы ее выполнения. Совершенствование планирования трудовой деятельности наиболее эффективно происходит при изготовлении объекта по графической документации. Рисунок, чертеж или схема конструкции как бы подсказывает этапы работы и Порядок ее выполнения. Уже в процессе начального технического моделирования целесообразно готовить школьников к более развернутому планированию практической деятельности: выбору объекта для изготовления; определению назначения изделия и цели его изготовления; ознакомлению с конструкцией изделия по образцу, рисунку, чертежу, описанию; подбору конструкторско-технологической документации, относящейся к Данному изделию или аналогичному (технический рисунок, шаблон); выполнению недостающей графической документации (создание силуэта, выполнение наброска, эскиза, необходимых расчетов); заготовке материала, подбору готовых деталей из конструктора; выбору способов обработки материала и подбору инструментов и приспособлений; изготовлению отдельных деталей; монтажу отдельных сборочных единиц (узлов); монтажу и сборке всего изделия; предварительным испытаниям и устранению дефектов; отделке изделия, его окраске; налаживанию и окончательному испытанию; подготовке изделия к выставке или соревнованию.

Процесс анализа своих действий и умение заранее продумывать их содержание и последовательность тесно связаны с простейшими формами самоконтроля. Чем подробнее ученик умеет представить себе содержание предстоящих действий, чем яснее для него этапы изготовления модели, тем чаще он может осуществлять самоконтроль своих действий. При этом надо отметить, что контролирующие приемы используются не в конце изготовления объекта, а сопровождают все этапы работы. Важно так организовать процесс изготовления объектов, чтобы у школьников контрольные операции не выделялись специально, а были бы объединены с исполнительскими. Самоконтроль в начальном техническом моделировании, так же как и на уроке,— это умение находить, исправлять и предупреждать ошибки на каждом этапе работы, сопоставляя изделие с образцом, чертежом или рисунком.

Для формирования отдельных операций самоконтроля можно предложить детям правильно изготовленные образцы для того, чтобы они сличили их со своей работой путем внешнего осмотра и замера, а затем установили допущенные ими отклонения. Осуществление самоконтроля воспитывает волю и целеустремленность, критическое отношение к себе, умение преодолевать личные недостатки. Умение контролировать свою работу и искать пути исправления ошибок способствует развитию способности искать и находить пути рационального решения в новой ситуации. Для этого руководитель составляет специальные задачи и учит школьников их решать. В условиях таких задач можно показать ученикам, как один и тот же принцип или закон служит решением в разных случаях. Например, учащийся режет ножницами бумагу. А если изменится материал? Не бумага, а ткань — ножницы все равно произведут операцию резания. А если изменится не материал, а инструмент? Можно ли резать бумагу ножом? А если изменятся условия работы? В первом случае учащийся резал, когда бумага лежала на столе, а затем ее надо резать на весу и т. д. Научить использовать имеющиеся знания, умения и опыт в новой ситуации так, чтобы учащийся не шел методом проб и ошибок, а учился анализировать заданные условия и сопоставлять их с ранее решенными примерами.

Новую ситуацию руководитель может создать при планировании процесса изготовления, при подборе материалов и инструмента и т. д. Наряду с общетрудовыми умениями во внеклассной, внешкольной работе большое внимание уделяется совершенствованию умений обрабатывать различные материалы.


Реклама:



Читать далее:



Статьи по теме:


Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум