Фрикционная передача

Категория:
Машиноведение


Фрикционная передача

Во фрикционных передачах вращательное движение передается от ведущего вала к ведомому валу посредством плотно прижатых друг к другу гладких колес цилиндрической или конической формы. Фрикционная передача применяется в швейных машинах, лебедках и прессах.

Чтобы фрикционная передача могла работать без скольжения, т. е. чтобы получить необходимую величину силы трения, поверхности колес покрывают кожей, резиной, прессованной бумагой, древесиной и другими материалами, которые дают достаточное сцепление со сталью или чугуном, а также делают специальные канавки или выступы на колесах.

Рис. 1. Фрикционная передача с цилиндрическими колесами.

Рис. 2. Фрикционная передача с коническими колесами.

Рис. 3. Повышение трения фрикционной передачи.

Рис. 4. Фрикционная передача между пересекающимися валами.

Для передач движения между пересекающимися валами применяются колеса конической и цилиндрической формы.

Часто для фрикционной передачи применяют не колеса, а два или несколько дисков, плотно прижимаемых друг к другу торцовыми поверхностями, например муфта сцепления автомобилей.

Основной характеристикой фрикционной передачи, так же как и ременной, является передаточное число, величина которого определяется отношением чисел оборотов ведущего и ведомых колес или обратным отношением их диаметров.

Заметим также, что строго это равенство соблюдается только при идеальном фрикционном сцеплении, т. е. при отсутствии проскальзывания колес.

Для изменения передаточного числа фрикционной передачи применяют устройство, позволяющее перемещать одно из колес вдоль вала по шпоночной или шлице-вой канавкам. Как видно из рисунка, при приближении ведущего колеса к оси ведомого происходит уменьшение диаметра ведомого колеса и уменьшается передаточное число и, наоборот, при удалении ведущего колеса от оси ведомого передаточное число увеличивается. Такое плавное регулирование скорости ведомого колеса называется бесступенчатым, а сам механизм — вариатором скоростей.

Конструкции вариаторов бывают различными, например вариаторы с цилиндрическим колесом, с коническими барабанами или дисками и другие.

Фрикционные передачи получили большое распространение в технике благодаря простоте конструкции, легкости изготовления и плавности в работе.

Недостатком фрикционной передачи является большая нагрузка на валы, оси и подшипники из-за больших усилий нажатия колес, а также невысокий коэффициент полезного действия (до 0,85) из-за проскальзывания. Из-за этих недостатков в точных механизмах фрикционную передачу не применяют.

Рис. 5. Фрикционная дисковая муфта сцепления.

Рис. 6. Вариатор бесступенчатый.


Реклама:



Читать далее:



Статьи по теме:


Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум