Гамма продольно-фрезерных полуавтоматических станков

Категория:
Композиция в технике


Гамма продольно-фрезерных полуавтоматических станков

В ходе этого анализа полезно выяснить, как унификация элементов в станкостроении воздействует не только на инженерное решение, но и на всю основу формообразования. Это тем более актуально, что принцип агрегатирования в станкостроении, унификация и стандартизация элементов приобретают в технике все большее значение.

Выше уже говорилось, что в этих условиях не всегда удается получить гармоничное целое для каждого варианта гаммы станков. Одни компоновки получаются лучше, форма других оказывается менее целостной. Но тем и сложна задача, что все композиции этой гаммы должны быть одинаково высокого уровня. В рассматриваемом случае эта задача решена** (рис. 119). Наличие ясной и четкой объемно-пространственной структуры, строящейся на взаимодействии горизонтальных и вертикальных членений, обеспечило целостность каждой модификации этой гаммы станков. Причем и крупные, и самые мелкие элементы станка вписываются в эту структуру благодаря строгой модульности, как бы пронизывающей всю систему. Собственно, это и является в данном случае принципом формообразования всего ряда агрегати-руемых станков. Если рассматривать каждую из моделей в отдельности, не видя других модификаций, чувствуется, что форма явно подчинена агрегатному принципу, подчеркнута сборность формы и, варьируя те же элементы, можно образовывать станки других типов. В наружных формообразующих контурах и во всех внутренних замкнутых (рис. 119, а, г, д, е) или незамкнутых (односторонне раскрытых) контурах, как у моделей на рис. 119, б, в, наглядно проявляется хорошо выраженная соподчиненность каждого элемента этой системы.

На рис. 119, цифрой 1 обозначены основные формообразующие элементы этой композиционной системы. Даже на такой упрощенной схеме заметно, какое значение имеет выявление самих принципов блокировки элементов в подобных случаях, например акцентирование мест примыканий, разъемов, стыковки и т. п.

Агрегатирование станков все шире используется в современном станкостроении, но не всегда удается получить такую композиционно целостную систему. Чтобы достичь нужного результата, приходится предварительно «проигрывать» на объемных моделях все программируемые варианты и вносить коррективы—только в этом случае ни один элемент системы не будет противоречить общему принципу. Вот, к примеру, маленький Т-образный профиль канавки, образуемой двумя соседними направляющими стола (в перевернутом виде торец самой направляющей). Этот мотив мы находим неоднократно в самых различных сочетаниях — своего рода отражение малого в большом. В самом общем виде принцип, на котором основана данная композиция и подобные ей, можно охарактеризовать как единство формообразующих признаков *.

Когда композиция строится на таком единстве и в то же время основывается на модульной системе, каждая новая модификация уже потенциально гармонична.

И еще одна характерная черта данной системы: принцип ее визуальной организации в одинаковой мере распространяется как на все материальное, так и на образующиеся конфигурации пустот. Мы имеем дело с хорошо развитой и продуманной комбинаторной системой элементов.

Таким образом, при агрегатировании станков и машин с использованием унифицированных элементов гармоничная целостность формы выступает как качество, достижение которого всякий раз связано с единством формообразующих признаков.

Такие своеобразные композиционные системы, если, конечно, не слишком ограничено количество первичных элементов, никоим образом не сужают рамки формообразования, не приводят к однообразию форм. В рассмотренном примере видно, как своеобразна каждая из получаемых композиций ряда. В одних случаях форма явно асимметрична, в других развивается симметричная основа с небольшими и вполне оправданными композиционно уравновешенными отклонениями. Одни модели более сложны и активны в объемно-пространственном отношении, как на рис. 119, д — е, другие более лаконичны, например модели а, б.

Композиционная общность проявляется и в форме оснований всех станков. Здесь развиваются интересные метрические повторы объемов, и даже примыкания оснований к полу объемной «лесенкой» проявляются как определенный единый объемно-пространственный признак.

Не менее значимо здесь и ясное выражение тектоники каждого из станков этой гаммы. Она не маскируется никакими ложными, чисто формальными, неработающими элементами — в систему подобного рода их нельзя включить даже при желании, так как они просто не встроятся в нее. Таким образом, когда речь идет о художественно-конструк-торских разработках агрегатируемых станков, важнейшим является принцип унификации элементов, возникают свои, специфические проблемы композиции, от правильного решения которых зависит эстетический уровень каждой модификации и всей гаммы в целом. Как правило, этот уровень у агрегатируемых станков точно отражает логику конструкции, связи всех ее элементов. Если что-то дезорганизует композиционную систему, это симптом просчетов в инженерной компоновке.

Комбинаторным системам посвящены специальные работы. Некоторые исследователи отмечают, например, что, «обладая высокими вариантными свойствами, комбинаторные системы отвечают основной потребности личности — индивидуализировать, «персонифицировать» ее творческие потребности. Такие системы способны перестраивать объемно-пространственную структуру с учетом фактора времени, обеспечивать функциональную, композиционную и стилевую связь с другими фрагментами среды, обладать мобильностью по отношению к общим процессам, происходящим в мире вещей». В принципе это верная посылка, но чтобы комбинаторная система обладала свойством индивидуализации каждого из вариантов, важно заложить в ее основу такие различия элементов, которые обеспечивали бы это свойство. Например, одни только геометрические различия элементов не всегда способны гарантировать индивидуализацию вариантов. Кроме того, дело еще и в самом объекте агрегатирования. Для гаммы станков, как мы видели, каждая вариация действительно отличается от другой по геометрическим характеристикам, но это совсем не та индивидуализация, которую, вероятно, имеет в виду С. Ф. Бойцов. Речь ведь идет не о мебели: гамме станков не нужна стилевая индивидуализация— более того, она была бы недостатком системы. Все модификации здесь должны быть в рамках единого стиля, но для ряда других вещей культурно-бытового назначения возможности получения стилевых различий действительно полезны. Поэтому важно понимать, чего мы хотим от конкретной комбинаторной системы.


Читать далее:



Статьи по теме:


Реклама:




Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум