Грузоподъемные машины

Категория:
Машиноведение


Грузоподъемные машины

Грузоподъемные машины применяются на заводах, строительствах, в речных и морских портах, крупных складах и служат для подъема различных грузов и их перемещения на расстояния.

Рис. 1. Схема кривошипного пресса:
1 — электродвигатель; 2 — ременные передачи; 3 — маховик; 4 — зубчатая передача; 5 — фрикционная муфта; 6 — коленчатый вал; 7 — шатун; 8 — ползун; 9 — тормоз; 10 —шабот.

Наиболее простые из этих машин — полиспасты — грузоподъемные механизмы, представляющие собой соединение подвижных и неподвижных блоков. Полиспасты применяют как самостоятельные механизмы для подъема небольших грузов, для натяжения проводов и как механизмы сложных машин, например подъемного крана и экскаватора.

Лебедки — машины для подъема или перемещения небольших грузов, приводимые в движение мускульной силой рабочего или двигателем. Основные части лебедки: станина, на которой укрепляется рабочий вал с барабаном. Для получения усилия в лебедке применяют одноступенчатую или многоступенчатую зубчатую передачу. Для того чтобы груз не мог опускаться сам, служит предохранительное устройство в виде храповика с собачкой(4) или тормоза. Лебедки являются частью двигательных механизмов кранов, подъемников и экскаваторов.

Рис. 2. Лебедка.

Рис. 3. Ручная таль.

Для подъема грузов на небольшую высоту и удержания этих грузов (подвешивания) при ремонтных и сборочных работах применяются ручные или механические тали с приводом от электродвигателя или компрессора,

В ручной тали используется простая цепь, которая входит в углубление тягового колеса. Это колесо передает вращательное движение через простую зубчатую или червячную передачу и тяговую звездочку, к цепи, а от нее к обойме с крюком, на котором подвешивается поднимаемый груз. В электротали в качестве привода используется электродвигатель, который через редуктор вращает барабан со стальным канатом (троссом). Канат соединен с подвижным блоком. К обойме подвижного блока прицепляется крюк для поднимания груза. Электроталь, которая может быстро перемещаться вдоль подвешенного рельса посредством тележки на колесах, называется тельфером. С помощью электротали можно поднимать и перемещать грузы весом до 5 т.

В талях применяют передачи, обеспечивающие самоторможение, а также специальные тормозные устройства.

Домкраты — переносные механизмы, с помощью которых можно поднимать грузы на небольшую высоту. Эти механизмы широко используют на строительных и ремонтных работах для подъема зданий, станков, автомобилей, локомотивов и других машин.

Домкраты бывают винтовые, гидравлические и реечные с ручным или электрическим приводом.

Грузоподъемность винтовых домкратов с ручным приводом достигает 20 т. Винтовой домкрат с электрическим приводом может поднимать грузы до 120 т и поэтому применяется для подъема паровозов и вагонов и передвижки зданий.

Гидравлический домкрат работает так же, как гидравлический пресс, но в отличие от него плунжер домкрата действует вверх. Эти домкраты приводятся в движение вручную (для небольших грузов) или от электродвигателя (для больших грузов до 500 т).

В реечном домкрате основной рабочий орган — зубчатая рейка, которая приводится в движение зубчатой передачей от рукоятки или рычага. Домкраты этого типа могут поднимать грузы до 10 т на высоту 0,25—0,4 м.

Подъемные краны применяют для подъема, перемещения и спуска больших грузов. В зависимости от назначения краны бывают самых разнообразных конструкций и размеров, но, несмотря на эти различия, все они состоят из трех основных частей: опоры (стойки) в виде рамы, фермы или башни на платформе, подъемного устройства в виде лебедки и механизмов управления для перемещения груза, передвижения и поворота всего крана.

На заводах, складах применяют консольные краны, состоящие из вертикальной колонны (стойки) и одной поперечной поворотной балки (консоли), на которой закрепляется блок или таль, работающие от электромотора. Грузоподъемность консольных кранов сравнительно небольшая (до 5 т).

Крупные заводские мостовые краны перемещаются на колесах по рельсам, укрепленным вдоль верхней части стен цеха. Тележка катится по мосту вдоль здания. На тележке установлен подъемный механизм — электролебедка. Кран управляется из специальной кабины, укрепленной на мосту. В кабине сосредоточены приборы для пуска и остановки электродвигателей, которые производят подъем груза и передвигают тележку и мост крана. Грузоподъемность мостовых кранов может быть до 500 т.

Рис. 3. Гусеничный кран.

На железнодорожных платформах устанавливают поворотные подъемные краны, передвигающиеся по путям. Эти краны работают от электромоторов, паровых машин или от двигателей внутреннего сгорания. Грузоподъемность их может достигать 200 т.

Некоторые краны, например гусеничные и автомобильные, имеют дополнительное оборудование (лопаты, скребки), которое позволяет им разрабатывать грунт, поднимать и перемещать сыпучие материалы и т. п., грузоподъемностью до 20—50 т.

Для механизации монтажных, погрузочно-разгрузочных работ на строительстве зданий применяются строительные (башенные) краны, имеющие опорой высокую башню, которая может передвигаться по рельсовым путям. Подъемная стрела вращается вокруг башни, что расширяет возможности работы такого крана. Кран управляется машинистом из кабины, вмонтированной в башню. Строительные краны имеют большую грузоподъемность (до 40 т)\ они сравнительно легко и быстро могут быть собраны и разобраны и благодаря этому получили широкое распространение на наших стройках.

Конвейеры — машины для непрерывного перемещения самых разнообразных грузов на заводах, строительствах, угольных шахтах, в сельском хозяйстве и т. п. Их применяют для перемещения деталей и узлов машин, передвижения руды и угля, камня и песка, кирпича и досок, зерна и овощей и других предметов.

Рис. 3. Строительный кран.
1 — поворотная головка; 2 — пульт управления.

Ленточные конвейеры перемещают грузы как горизонтально, так и в наклонном направлении. Основные части ленточного конвейера: барабан, приводимый в движение двигателем, система промежуточных роликов и лента из прорезиненной ткани или других материалов. Для грузов больших размеров применяются плоские ленты; для сыпучих грузов (песок, уголь) — ленты в форме лотка.

Пластинчатые конвейеры предназначены для тяжелых грузов, оказывающих большое давление на опоры. Эти опоры делаются в виде прочных пластин, прикрепленных к металлическим роликовым цепям. Цепи приводятся в движение зубчатыми колесами-звездочками, соединенными через редуктор с электродвигателем.

Подобного вида конвейер, называемый эскалатором, применяется на станциях метрополитена для перевозки людей.

При непрерывно поточном производстве в цехах заводов применяют конвейеры, на которых изделия перемещаются непосредственно цепями. Иногда вместо пластин конвейеры оборудуются тележками, крюками, ковшами и т. д. Для подачи угля в топку паровоза применяют винтовой конвейер («стокер»), у которого основной рабочий орган — бесконечный архимедов винт, заключенный в закрытый кожух.

Рис. 5. Ленточный конвейер.

Вертикально установленный конвейер с ковшами для подъема сыпучих или полужидких материалов, или полками для штучных грузов называется элеватором. Элеваторы широко распространены для перемещения зерна.

На строительстве новых предприятий для производства монтажных, погрузочно-разгрузочных и транспортных работ применяют стреловые краны и погрузчики. Кранами грузят металлоконструкции, трубопроводы и оборудование, устанавливают его на фундаменты и опоры, а также поднимают на этажи, антресоли и т. д. Чаще применяют автомобильные и башенные краны. Грузоподъемность любого стрелового крана зависит от вылета и длины стрелы. Эту зависимость (таблица или график) указывают на стреле или в кабине крана и записывают в технический паспорт крана.

Автомобильные краны являются наиболее маневренными. Их выпускают грузоподъемностью от 25 до 250 кН. Автокраны грузоподъемностью 75 кН (7,5 тс) и выше имеют вставку для удлинения стрелы. Для работы крана должна быть обеспечена соответствующая площадь и подъездные пути к ней. Кроме автомобильных применяют краны на пневмоколесном ходу, гусеничные, тракторные краны и трубоукладчики. Башенные краны грузоподъемностью 60 и 100 кН (6 и 10 тс) используют в основном для подъема строительных материалов и конструкций. Монтируют башенные краны на рельсовом пути с таким расчетом, чтобы в пределах радиуса действия стрелы крана находилось несколько зданий (главный корпус, котельная и др.). Авто- и электропогрузчики применяют для горизонтального и вертикального перемещения грузов в пределах монтажной площадки. Грузоподъемным органом погрузчика является вилочный захват или стрела. При использовании погрузчиков необходимо учи

Рис. 1. Грузоподъемные машины:
а — автомобильный кран К-31 (на шасси ЛАЗ-690): б — высота подъема; в — вылет стрелы; б — аккумуляторный погрузчик.

Грузоподъемные машины и механизмы обычно находятся в распоряжении генподрядчика.


Реклама:



Читать далее:



Статьи по теме:


Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум