Грузовые и тяговые гибкие органы

Категория:
Эксплуатация транспортного оборудования цехов


Грузовые и тяговые гибкие органы

В грузоподъемных машинах в качестве гибких элементов применяют стальные канаты, а также сварные и пластинчатые цепи. Стальные канаты изготовляют (ГОСТ 3241—80) из стальной проволоки (ГОСТ 7372—79), полученной путем многократного волочения с промежуточной термической и химической обработки. В процессе волочения сопротивление разрыву проволоки при растяжении увеличивается и имеет значения до 2600 Н/мм1.

По механическим свойствам стальную проволоку разделяют на две марки: высшую В и первую I. Из проволоки марки В изготовляют грузолюдские канаты, из марки I — грузовые.

По конструкции канаты разделяют на канаты одинарной, двойной и тройной свивки. Канаты одинарной свивки (спиральные) используют в качетстве оттяжек в грузоподъемных машинах. Закрытые спиральные канаты применяются в качетстве несущих канатов кабельных кранов; канаты двойной свивки применяют в качестве грузовых. Они изготовлены из прядей, свитых вокруг сердечника и состоящих из центральной проволоки, вокруг которой по винтовой линии в несколько слоев навивается проволока. Канаты тройной свивки находят применение в качестве натяжных канатов в подвесных канатных дорогах. Эти канаты состоят их прядей двойной свивки, свитых вокруг центрального сердечника.

Сердечники в канатах двойной свивки выполняются органическими или металлическими. Наиболее распространены пеньковые органические сердечники ( рис. 5- 3, э, в, г, ж), хорошо удерживающие смазку, благодаря чему уменьшаются изнашивание проволок каната и коррозия. Канаты с пеньковым сердечником являются наиболее гибкими. Канаты с асбестовым сердечником используют для работы в горячих цехах. Канаты с металлическим сердечником целесообразно применять при многослойной навивке на барабан и при резко изменяющейся нагрузке, а также при необходимости повышения разрывного усилия каната без увеличения его Диаметра. В качестве металлического сердечника можно использовать отдельную прядь или канат двойной свивки. Канаты с металлическими сердечниками обладают значительной жесткостью, поэтому при перегибах на блоках и барабанах они быстрее изнашиваются.

По направлению свивки прядей различают канаты левой и правой свивки.

Рис. 1. Канаты

Канаты односторонней свивки по сравнению с канатами крестовой свивки обладают следующими преимуществами: более гибкие, имеют гладкую наружную поверхность, что увеличивает площадь контакта с поверхностью барабанов и блоков, что уменьшает износ каната, барабана и блоков. К недостаткам этих канатов следует отнести их раскручивание при подвешивании груза на одной ветви, а также раскручивание оборванной проволоки на большой длине, что создает неудобства при эксплуатации.

По способу свивки различают раскручивающиеся канаты, выполненные без предварительной деформацией, и нераскручивающиеся с предварительной деформацией. Предварительная деформация получается с помощью специальных устройств,

называемых преформаторами, которые придают проволоке или пряди форму, принимаемую ими в процессе свивки. Эти проволоки и пряди не имеют внутренних напряжений, обладают высокой гибкостью, долговечностью и т.д.

По виду покрытий поверхности проволок различают канаты из проволок без покрытия и из оцинкованных проволок. Канаты из оцинкованной проволоки яв ляются коррозионностойкими, имеют повышенный срок службы.

Существенное влияние на долговечность каната оказывают эксплуатационные и технологические факторы.

Рис. 2. Рекомендуемое применение канатов по направлению свивки:
а – правая; б — левая свивки

К технологическим факторам относятся следующие: качество проволоки, применяемые смазочные материалы, характер свивки и др.

Канат подвергается смазыванию в процессе изготовления, при хранении и эксплуатации. При изготовлении смазываются сердечник и отдельные проволоки. Установленно, что срок службы каната со смазочным материалом на 20—40 % больше, чем без смазочного материала.

Для безопасности работы грузоподъемной машины необходимо своевременно обнаружить износ каната и заменить его. Перед началом работы следует ежедневно осматривать канаты и результаты записывать в журнал осмотров. При обнаружении на канате обрванных проволок необходимо провести тщательный подсчет этих проволок и сравнить полученные данные с нормами браковки стальных канатов. Браковка стальных канатов осуществляется согласно нормам правил Госгортехнадзора.

Прочность стальных канатов оценивают по разрывному усилию, которое следует приложить к канату при испытании, чтобы довести его до разрыва.

Разрывное усилие канатов разделяют на суммарное всех проволок в канате и каната в целом. Суммарное разрывное усилие определяют при испытании на разрыв отдельных проволок расплетенного каната с последющим суммированием полученных усилий каждой проволоки. Разрывное усилие канатов в целом Р меньше суммарного, так как при определении каждая проволока работает только на растяжение.

Приведенный метод расчета стальных канатов имеет некоторые недостатки. Так размеры сечений канатов определяют при заданном коэффициенте запаса прочности только от растягивающей нагрузки. Дополнительные напряжения, вызываемые изгибом каната на блоке или барабане, в расчете не учитывают и только ограничиваются введением коэффициента в. При расчете не принимается во внимание динамическая нагрузка, возникающая при неустановившемся движении механизма. Этот метод не позволяет установить возможный срок службы каната на грузоподъемной машине, так как не учитывает реальных условий эксплуатации и может быть применим только для каната без повреждений, неизбежных при эксплуатации канатов.


Реклама:



Читать далее:



Статьи по теме:


Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум