Изготовление буквенных и цифровых стальных пуансонов

Категория:
Граверное дело


Изготовление буквенных и цифровых стальных пуансонов

Цифровой или буквенный пуансон представляет собой кусок стали квадратного сечения определенного размера с запиленным концом, на торце которого выгравирован знак. Для клеймения различных металлических изделий, рабочих и других номеров, кондукторов, набивки шильдиков и для многих других работ применяются буквенные и цифровые стальные пуансоны. В рельефных и обронных работах также часто возникает необходимость в тех или других пуансонах, заменяющих ручное гравирование. В рельефных работах для ускорения процесса гравирования и улучшения качества производимой работы очень часто пользуются маточниками (разновидность пуансонов), на которых изображены не буквы или цифры, как на обычных пуансонах, а части какого-либо орнамента. Пуансоны изготовляют из инструментальной стали марок У8А и У10А. Для буквенных или цифровых пуансонов с размером знака от 1 до 3 мм применяют прутковую квадратную стаЛь 6×6 мм, так как для жесткости и обработки конуса необходимо иметь лишних 3—4 мм против нужного размера букв или цифр. Пуансоны из такой стали делают длиной не более 65 мм, а из стали 8×8 и 10×10 мм —длиной 75—80 мм. Изготовлять пуансоны большей длины не рекомендуется, так как они будут менее устойчивы в работе. При ударах молотка От продольного изгиба пуансона может появиться вибрация, из-за чего набиваемые буквы или цифры получаются сдвоенными, т. е. маркируемая деталь придет в полную негодность.

Изготовление пуансонов зекой. Для будущих пуансонов нарезают заготовки требуемой длины. Затылок пуансона запиливают так, чтобы боковая поверхность его и плоскость затылка составляли угол 90°, после чего снимают фаски со всех четырех сторон плоскости затылка. Рабочую поверхность пуансона, предназначенную для гравирования буквы или цифры, тщательно поли-; руют. Закрепив заготовку в тисках вертикально до упора, торцом затылка вниз, и приставив к центру заготовки зеку, производят легкий удар молотком по ее вершине, в результате чего на пуансон переводится рисунок, изображенный на зеке.

При пользовании зекой нельзя сразу набивать изображение сильными ударами молотка, так как торец заготовки может осесть и раздаться («поплыть»),в пуансоне возникнут внутренние напряжения, значительно понижающие его механическую прочность. Набивку изображения зекой производят постепенно, сначала лишь намечая рисунок. После проверки правильности оттиска рисунка удары зекой повторяют для получения более четкого оттиска, затем выемки углубляют штихелями и окончательно калибруют зекой.

Проверив правильность выполнения рабочей поверхности пуансона, рабочий торец его опиливают до необходимого размера, затем наружный контур буквы или цифры отделывают надфилем и оформляют грани штихелями, чем и заканчивается изготовление пуансона при помощи зеки.

При опиливании конуса заготовки ее закрепляют в тисках рабочей поверхностью вверх с небольшим наклоном для удобства обработки. Поворачивая пуансон, снимают напильником металл со всех четырех сторон, в результате чего у пуансона образуется нужный конус. Иногда заправку конуса рабочей части, а также и затылка пуансона производят на заточном станке. Последовательно поворачивая и прижимая к абразивному кругу, постепенно стачивают металл на конус. После грубой обдирки конуса пуансона его наружные грани обрабатывают начисто надфилями и штихелями, при помощи которых удаляют лишний металл вокруг намеченного зекой рисунка; при этом букве или цифре придают необходимый внешний вид.

Буквы или цифры на пуансонах изготовляют как в прямом, так и в зеркальном изображении. Например, для набивки сургучной печати они должны быть в зеркальном изображении, а при о,ттиске с печати —снова в’прямом изображении. Пуансоны же для набивки шильдиков и клеймения всевозможных других деталей должны иметь буквы и цифры в зеркальном изображении, так как, будучи набитыми на деталь, они получаются в прямом изображении. Зеки соответственно также делают с двумя изображениями — прямым и зеркальным.

При изготовлении пуансонов для набивки пломбиров, сургучных печатей и на пресс-формах конус делается более отлогим, чем у обычных пуансонов. Это необходимо для того, чтобы при оттиске букв на сургуче или при изготовлении деталей из пресс-порошка обеспечивался свободный съем детали.

Изготовление пуансонов штихелями. Пуансоны, предназначенные для клеймения краской, а также для клеймения по дереву, делаются совершенно без конуса, поэтому для их изготовления зеки не применяются, а работа выполняется путем высверливания и гравирования вручную штихелями. При ручном изготовлении пуансонов начинают также с предварительной обработки заготовки. На отполированной поверхности рабочей части будущего пуансона рисуют с последующей разметкой букву или цифру. В зависимости от формы знака подбирают напильники и надфили соответствующих профилей.

Наружную поверхность буквы по. граням конуса пуансона тщательно обрабатывают надфилями, придавая ей надлежащий вид. Остальное гравирование ведут штихелями так же, как при любой обронной работе. Изготовление пуансонов указанным приемом является одним из видов обронных работ. Когда пуансон делается без конуса, то фон вокруг букв грунтуется матиком или запиливается бархатным напильником; выгравированные буквы должны иметь высоту (над фоном) 2 мм.

Изготовление пуансонов матрицей. Цифровые, буквенные и другие пуансоны могут быть изготовлены при помощи матрицы. Для этого обычно применяют объединенные матрицы на несколько знаков в одной заготовке. Для матрицы берут заготовку прямоугольной формы из инструментальной стали марки У8 или У10 размером 150×100×20 мм и шлифуют ее со стороны рабочей поверхности. Затем производят разметку знаков на матрице с учетом hjc размера и числа. Знаки на матрице набивают стальными пуансонами, на которых эти же знаки изготовлены в зеркальном изображении. Набивку выполняют постепенно, в несколько приемов, так как после каждой операции производят удаление части материала штихелями. Делают это для того, чтобы при набивке не возникал наклеп, а набитый знак не получился бы искаженным. После окончательной калибровки матрицы имеющиеся на ее рабочей поверхности незначительные наплывы сглаживают бархатным напильником и зачищают наждачной бумагой. Готовую матрицу подвергают соответствующей термической обработке.

Изготовление пуансонрв при помощи матрицы ведется следующим образом. Полностью подготовленная заготовка пуансона прикладывается перпендикулярно к наружной букве в матрице.торцом рабочего конца; по затылку пуансона производят удары молотком, как бы вбивая его в матрицу. От ударов молотка металл пуансона заполняет выгравированную или набитую «в нутро» букву матрицы, принимая на себя изображение последней. Изготовленный таким методом пуансон также нуждается в дополнительной чистовой граверной обработке и в последующей термообработке.

Приведенные выше методы получения стальных буквенных и цифровых пуансонов имеют свои достоинства и недостатки. Пуансоны, изготовленные с применением зек, имеют преимущество перед изготовленными гравированием: работа до некоторой степени ускоряется, так как оформление внутренних очертаний букв получается быстрее, чем при гравировании вручную, и конфигурация совершенней. Однако при употреблении зек неизбежны вредные напряжения материала, уменьшающие износоустойчивость таких пуансонов.

Метод изготовления пуансонов при помощи матрицы является еще более производительным, однако, эти пуансоны ниже по качеству из-за большого напряжения материала при их набивке и поэтому обладают недостаточной прочностью.

Самым лучшим способом изготовления стальных пуансонов является гравирование их вручную. Несмотря на более медленный процесс их получения (что следует считать единственным недостатком этого способа), такие пуансоны безусловно, обладают лучшими качествами, более высокой механической прочностью, чем пуансоны, изготовленные другими приемами. Поэтому они могут быть рекомендованы ддя особо сложных и ответственных работ.

Более простйе работы следует производить стальными пуансонами, изготовленными при помощи зеки и матриц.


Читать далее:



Статьи по теме:


Реклама:




Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум