Как достигается взаимозаменяемость деталей

Категория:
Слесарно-инструментальные работы


Как достигается взаимозаменяемость деталей

Каким же образом можно осуществить производство взаимозаменяемых деталей? Очевидно, что для производства взаимозаменяемых деталей нужно, чтобы эти детали имели строго одинаковые размеры, заданные конструктором при расчете детали на прочность, т. е., как говорят, номинальные размеры. Однако, как бы не старались производственники, им все же никогда не удастся решить этой задачи. Действительный размер детали, т. е. размер, фактически полученный после обработки, всегда в большей или меньшей степени будет отличаться от номинального размера. Однако принцип взаимозаменяемости не требует от производственников такой «сверхточности». Оказывается, что размеры деталей могут выполняться с большими или меньшими отклонениями от номинальных размеров без нарушения принципа взаимозаменяемости, если данные отклонения не выйдут за определенные пределы.

Размеры, за которые не могут выходить действительные размеры детали, чтобы не нарушилась взаимозаменяемость, называются предельными размерами. Больший из них называется наибольшим предельным размером, меньший — наименьшим. Так, если на чертеже задан размер 60 + 0,1 мм, то очевидно, что наибольшим предельным размером будет 60,1 мм, а наименьшим 60 мм. Разница между обоими предельными размерами представляет собой допуск на данный размер (в нашем примере 0,1).

Соблюдение допусков является главным условием взаимозаменяемости деталей, которое позволяет деталям собираться друг с другом. Бывает и так: детали соберутся, а изделие не выполняет свои функции так, как этого требует его конструкция. Например, шпиндель будет слишком туго вращаться во втулке подшипника, а втулка, наоборот, болтаться в его корпусе. Очевидно, что в данном случае нарушен принцип взаимозаменяемости, потому что не уда-пось получить соединения деталей нужного характера или, как говорят, их посадку.

Посадки, при которых детали могут свободно перемещаться по отношению друг к другу, называются подвижными посадками и, наоборот, если они исключают возможность такого движения, их называют неподвижными. При подвижном соединении между поверхностями деталей имеется свободный промежуток, который принято называть зазором, а для неподвижной посадки требуется, чтобы деталь, входящая внутрь другой детали, была больше последней на некоторую величину, называемую натягом. И натяг, и зазор — есть результат особого расположения допусков по отношению к номинальному размеру данного соединения двух деталей.

Таким образом, допуски и посадки представляют собой единство, являющееся краеугольным камнем принципа взаимозаменяемости.

Поскольку зазор и цатяг создаются предельными размерами детали, постольку они для данного размера и данной посадки будут иметь разное значение и меняться от наибольшей до наименьшей величины. Наибольшая величина Зазора и натяга будет в том случае, когда обе сопрягаемые поверхности детали выполнены по наиболее отличающимся (крайним) предельным размерам, а наименьшая — когда они образованы наименьшей разницей между номинальными и предельными размерами.

Характер посадки точнее всего соблюдается в том случае, если зазор и натяг имеют среднее значение. Этим часто пользуются в инструментальных цехах при изготовлении приспособлений. Здесь с целью повышения качества и точности посадок прибегают к взаимной пригонке деталей по средним зазорам и натягам, используя промеры, произведенные универсальными измерительными инструментами.

Средний зазор или натяг равен полусумме наименьших и наибольших зазоров или натягов. Возвращаясь к старому примеру, мы легко определяем средний натяг для данного случая.

Следовательно, чтобы лучше соблюсти характер подобной посадки, следует пришлифовать обе детали с натягом 0,040 мм.

Нужно сказать, что колебания в величине зазора или натяга — неизбежное зло, так как и зазор, и натяг невозможно выдержать, так точно, как этого хотелось бы. Чем меньше допуски на изготовление сопрягаемых деталей, тем лучше соблюдается характер выбранной посадки.

Деталь, изготовленная в пределах наибольшего и наименьшего предельных размеров, взаимозаменяема. Для контроля этих размеров пользуются предельными калибрами. Предельные калибры имеют два размера: один размер калибра равен наименьшему предельному размеру, второй — наибольшему. Один конец калибра, который обязательно должен входить в деталь, называется проходным, а второй, который входить не должен, называется н е-ироходны м. Применение предельных калибров обеспечивает полную взаимозаменяемость.


Читать далее:



Статьи по теме:


Реклама:




Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум