Канаты

Категория:
Промышленные материалы


Канаты

Далее:

Канаты — гибкие металлические изделия, получаемые сплетением или скручиванием ряда проволок- Канаты состоят из свивок и центральной проволоки или из свивок и сердечников, представляющих собой свитые проволоки или стержни, изготовленные из неметаллических материалов.

Для изготовления канатов применяют основные и вспомогательные материалы. В качестве основных материалов применяют проволоку, изготовленную из средне- и высокоуглеродистой конструкционной качественной, инструментальной углеродистой и легированной сталей. Из цветных металлов чаще всего используют проволоку из сплавов меди, никеля, вольфрама.

Для изготовления сердечников кроме металлической проволоки используют как растительные, так и минеральные волокна, пластмассы, полимеры и др. В качестве дополнительных материалов при изготовлении канатов применяются индустриальные смазки, которые предохраняют их от коррозии.

Вначале из проволок специальной свивкой изготовляют пряди, из которых затем свиванием или сплетением получают канаты. По характеру свивки проволок в прядях канаты подразделяются на канаты с линейным касанием проволок в рядах — ЛК, с точечным касанием проволок в прядях — ТК и с точечно-линейным касанием проволок в прядях — ТЛК.

Канаты с линейным касанием проволок в прядях имеют не более четырех слоев. В слоях пряди могут быть изготовлены из проволок разного диаметра. В этом случае проволоки в пряди и пряди в канат свиваются в противоположном направлении. По виду свивки прядей различают канаты односторонней, крестовой и комбинированной свивок. В канатах односторонней свивки пряди свивают в одном направлении, благодаря чему канаты имеют большую опорную поверхность проволок. Эти канаты отличаются высокой гибкостью. Они долговечны, но по сравнению с другими канатами обладают более слабым сопротивлением нагрузкам. В канатах крестовой свивки пряди между собой свиваются в противоположном направлении, чем обеспечивается повышенная жесткость и высокая прочность. Такие канаты применяются в подъемно-транспортных устройствах, грузоподъемных и строительных машинах. При комбинированной свивке половина проволок в прядях свивается в одном направлении, а другая половина в обратном. По направлению свивки различают канаты левой (Л) и правой свивки. Канаты бывают одной, двойной, тройной свивки и т. д.

По способу свивки канаты подразделяют на раскручивающиеся (обыкновенные) — Р и нераскручивающиеся — Н; по степени крутимости — на крутящиеся и малокрутящиеся — МК.

В зависимости от назначения канаты подразделяют на несущие подъемные (грузолюдские — ГЛ и грузовые — Г), авиационные, арматурные.

В зависимости от механических свойств проволоки канаты изготовляют из светлой проволоки высшей марки — В, первой I и второй II марок. По виду покрытия поверхности проволок канаты выпускают из светлой и оцинкованной проволоки для легких — ЛС, средних — СС и жестких — ЖС условий работы.

Сортамент и конструкции стальных канатов весьма разнообразны. Это обусловлено как количеством прядей и видом свивки, так и количеством и диаметром проволок в прядях. Так, однопрядные спиральные канаты выпускают следующих конструкций: 1X7(1+6); 1X19(1+6+12); 1×37(1+6+12+18); 1Х61(1+6 + + 12 + 18 + 24) и др.

В обозначении конструкций каната первая цифра указывает на количество прядей, вторая — количество проволок в прядях. Цифры в скобках показывают: 1-я — одну центральную проволоку; 2-я — количество проволок в первом слое; 3-я — количество проволок во втором слое; 4-я — количество проволок в третьем слое и т. д. Например, в однопрядном спиральном канате конструкции 1X61(1 + 6+12+18 + 24) цифры в скобках показывают одну центральную и 4 слоя проволок, из них в первом слое 6 проволок, во втором — 12, в третьем — 18, в четвертом — 24 проволоки. Канаты характеризуются разрывным усилием всех проволок в канате и разрывным усилием каната в целом (МПа), а также временным сопротивлением разрыву и другими показателями. По временному сопротивлению разрыву (МПа) определяется маркировочная группа канатов.

Стальные объемные спиральные канаты представляют собой однопрядные канаты грузового назначения с линейным касанием проволок в прядях. Канаты выпускаются размерами: диаметр каната 0,65— 11,5 мм; диаметр проволок — центральной (одна проволока) 0,24—4,00 мм; в слое (6 проволок) — 0,22—3,8 мм; площадь поперечного сечения всех проволок в канате 0,27 — 80,0 мм2.

По временному сопротивлению на разрыв стальные объемные канаты выпускаются девяти маркировочных групп: 12,0; 14,0; 16,0; 17,0; 18,0; 20,0; 22,0; 24,0 и 26,0.

Канаты поставляют с указанием их диаметра и назначения, марки проволоки, направления и способа свивки, маркировочной группы по временному сопротивлению разрыву. Например, канат 6,10-Г-В-Н-16,0, ГОСТ 3062—69 — это условное обозначение спирального каната диаметром 6,10 мм, грузового назначения — Г, из светлой проволоки марки В, правой свивки, нераскручивающий-ся — Н, с временным сопротивлением разрыву 16,0 МПа. В качестве. примера условного обозначения спирального каната рассмотрим канат 5,20-Г-1-СС-Л-Р-16,0 ГОСТ 3062—69, где 5,20 — диаметр каната (мм), Г —грузового назначения, I — из проволоки марки I, оцинкованный по группе СС, левой свивки, раскручивающийся Р, с маркировочной группой по временному сопротивлению разрыву 16,0 МПа.

Стальные закрытые подъемные канаты — это спиральные канаты с одним слоем Z-образных и одним, двумя или тремя слоями Х-образных проволок. Канаты диаметром 20—33 мм изготовляются с одним слоем Х-образных проволок, диаметром 50 мм — с тремя слоями Х-образных проволок. Кроме того, в канатах любого диаметра имеется несколько слоев круглых проволок. По временному сопротивлению разрыву канаты выпускаются трех маркировочных групп: 14,0; 15,0 16,0 МПа.

Стальные канаты двойной свивки многопрядные конструкции 12×36(1+7 + 7/7+14) 6X36(1+7/7+14) 1 о. с. — это двенад-цатипрвдные малокрутящиеся канаты с линейным касанием проволок в прядях с одним органическим сердечником. По назначению — грузолюдские и грузовые. Основные размеры: диаметр каната 36—65 мм, диаметр проволоки в пряди — центральной — 1,40—2,20 мм, 1-го слоя — 1,05—1,80 мм, 2-го слоя — большего размера 1,05— 1,80 мм и меньшего размера — 0,80—1,30 мм, 3-го слоя — 1,3—2,2 мм; площадь поперечного сечения всех проволок 635,94—1847,86 мм2; маркировочная группа — 14,0; 16,0; 17,0; 18,0; 20,0 МПа.

Стальные канаты плоские конструкции 8X4X7(1+6) изготовляют по назначению грузолюдские и грузовые. Канаты состоят из 8 рядов по четыре семипроволочных пряди. Канаты выпускают шириной 72—119 мм, диаметром проволок: центральной (32 проволоки) — 1,3—2,1 мм, в слое (192 проволоки) — 1,2— 2,0 мм. Площадь сечения всех проволок в канате 259,62—714,0 мм2. Эти канаты выпускают пяти маркировочных групп: 14,0; 16,0; 17,0; 18,0; .20,0 МПа. Пример условного обозначения плоского каната шириной 83 мм, грузолюдского назначения, из светлой проволоки марки В, нераскручивающегося, с маркировочной группой 14,0 МПа: Канат 83-ГЛ-В-Н-14.0 ГОСТ 3091—69.

Стальные авиационные канаты применяются в системах управления самолетом. Канаты изготовляют двух типов: канаты двойной свивки конструкции 6×7(1+6)+ 1×7(1+6) и канаты двойной свивки конструкции 6X19(1+6+12)+ 1X19(1+6+12).

Авиационные канаты изготовляют из проволоки оцинкованной марки В или из нержавеющей стали. Маркировочная группа их 20,0 МПа. Пример условного обозначения каната диаметром 2,50 мм: Канат 2,50 ГОСТ 2172—71.

Кроме витых выпускаются и невитые канаты, которые состоят из параллельно уложенных стальных проволок или прядей, обвитых обмоткой из мягкой проволоки или скрепленных обжимами.

Преимущество невитых канатов перед витыми — отсутствие сви-вочных напряжений. Эти канаты используются в основном как арматурные в строительной индустрии.

Требования к качеству канатов. Основными показателями качества канатов являются их высокая прочность, гибкость, большой предел пропорциональности, текучести, суммарное разрывное усилие проволок, надежность в эксплуатации и др. Эти показатели должны соответствовать требованиям ГОСТов.

Для проверки механических свойств канатов их подвергают испытанию на растяжение, скручивание и изгиб. Допускается снижение числа перегибов и скручиваний круглой проволоки, взятой из каната, на один перегиб и одно скручивание по сравнению с указанным в ГОСТе. Диаметр каната, диаметр центральной проволоки и проволок в слоях, расчетная площадь сечения всех проволок в канате и предельные отклонения от них также должны соответствовать установленным нормативам. Так, предельные отклонения по диаметру закрытого подъемного каната должны быть +4% не более 2%

В канатах не должно быть оборванных, перекрученных и зало-манных проволок. Поверхность проволок не должна иметь трещин, вмятин, плен и ржавчины.

Проволоки в канате должны быть смазаны по всей поверхности.

На конце канатов должно быть наложено не менее трех зажимов, предохраняющих торцы каната от расслабления.

Кроме общих к качеству канатов предъявляется и ряд специфических требований- Так, арматурные канаты должны обладать достаточной прочностью сцепления с бетоном, прямолинейностью (самовыпрямляемостью) и нераскручиваемостью.

В закрытых подъемных канатах Z-образные проволоки в слое должны прилегать друг к другу, образуя соединение замком.

Авиационные канаты должны изготовляться только нераскру-чивающимися с крестовой правой свивкой.


Реклама:



Читать далее:



Статьи по теме:


Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум