Канаты, стропы, грузозахватные приспособления

Категория:
Ремонт промышленного оборудования


Канаты, стропы, грузозахватные приспособления

Во многих подъемно-транспортных механизмах в качестве грузозахватных приспособлений применяются канаты и цепи. Для перемещения оборудования небольшой массы употребляют простые пеньковые канаты, а для монтажных работ — смоленые и бельные пеньковые канаты машинной крутки, состоящие из трех, реже из четырех прядей. Бельный канат более мягок, гибок и прочен, чем смоленый канат, но он впитывает влагу и быстро загнивает. Смоленый канат более надежен в эксплуатации.

Нагрузку на пеньковые канаты, которые уже были в употреблении, снижают на 20— 40% в зависимости от их состояния. Сращивать грузовые канаты запрещено.

Стальные проволочные канаты для монтажных работ состоят из шести круглых проволочных прядей, расположенных вокруг пенькового сердечника. Сердечник придает стальному канату гибкость; кроме того, он поглощает смазку и предохраняет проволоки каната от ржавчины.

Диаметр каната должен быть в 8—16 раз, а диаметр его проволоки в 250—450 раз меньше диаметра блока или барабана лебедки подъемного механизма. Чем меньше диаметр каната по сравнению с диаметром барабана, тем лучше работает канат.

Стальные канаты, бывшие в употреблении, необходимо тщательно осматривать, чтобы убедиться в отсутствии порванных проволок. Если в канате порвано более 10% проволок, то его нельзя использовать для ответственных подъемов

Чтобы определить пригодность каната для дальнейшей работы, подсчитывают количество оборванных проволок на шаге свивки каната. Шагом свивки стального каната называют расстояние между таким числом прядей, из которого свит канат. Для определения шага свивки на одной пряди делают метку, от нее вдоль каната отсчитывают имеющееся количество прядей в канате и на следующей после отсчета пряди ставят вторую метку. Расстояние между метками и будет шагом свивки.

Рис. 1. Стальной канат

Канат считают негодным, если на шаге свивки число обрывов больше допустимого. В зависимости от количества проволок в канате и запаса прочности количество оборванных проволок, при котором канат

бракуют, составляет: у канатов из 114 проволок от до 16, у канатов из 222 проволок от 22 до 30 и у канатов из 366 проволок от 36 до 40. Канаты с обрывами прядей к работе не допускаются. При износе или коррозии 40% и более первоначального диаметра каждой из проволок канат также бракуют

Стальные канаты хранят смазанными в сухом закрытом помещении Здесь их подвешивают или же укладывают на деревянный настил

Канаты (тросы) и цепи служат для захвата и подвешивания грузов. Эти вспомогательные средства называют такелажными. На них должны быть навешены бирки с номером, указанием максимальной грузоподъемности и даты последнего испытания.

Из канатов, тросов и цепей изготовляют грузовые стропы (ГОСТ 19144—73 и ГОСТ 19146—73).

Канатные и цепные стропы предназначены для навешивания грузов, имеющих специальные приспособления в виде рым-болтов, крюков, скоб. Универсальные стропы служат для строповки грузов обвязкой. Стропы изготовляются одноветвевые, двух-, трех-и четырехветвевые. Конец троса закладывают петлей в стальной, медный и латунный коуш, предохраняющий проволоки от истирания.

Стальные канаты, стропы надлежит регулярно смазывать канатной мазью, солидолом или другими смазочными материалами. Хранить такелажные средства надо в сухих помещениях на деревянном настиле либо подвешенными на деревянных штырях. Длинные канаты и тросы должны быть смотаны в бухты.

Рис. 1. Стропы:
а — открытые, б — закрытые, в — двухветвевые


Реклама:



Читать далее:



Статьи по теме:


Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум