Категории композиции

Категория:
Композиция в технике


Категории композиции

Подобно любой научной дисциплине теория композиции базируется на категориях, отражающих наиболее общие и существенные связи и отношения рассматриваемых явлений. В композиции такими категориями являются тектоника и обьемно-пространственная структура.

Тектоника есть зримое отражение работы конструкции и материала в форме. Например, литая несущая конструкция должна быть так выражена в форме, чтобы не возникало сомнений — это именно литье, а не сварная или какая-либо иная конструкция. Поэтому можно

говорить о тектонике «литой формы», в частности тонкостенной литой формы или тяжелого монолитного литья, о тектонике легких штампованных несущих элементов, даже о тектонике пластмассовых конструкций.

К сожалению, нередко встречаются промышленные изделия, форма которых лишена тектонической ясности, т. е. не информирует о том, как работает конструкция, каково распределение усилий,— это формы, ложные в тектоническом отношении.

Почему тектоника—одна из основных категорий композиции, а не ее частное свойство? Дело в том, что взаимообусловленность конструкции и формы, выраженная в конкретном материале,—это наиболее существенное качество, предопределяющее композицию всякого изделия и, естественно, работу над нею, начиная от композиционного приема и кончая использованием средств композиции вплоть до выявления характера формы и ее нюансов2.

В то же время форму каждого изделия можно рассматривать и с точки зрения определенного взаимодействия всех ее элементов между собой и с пространством — как объемно-пространственную структуру, в одних случаях простую и лаконичную, в других—весьма сложную. Но независимо от степени сложности объемно-пространственной структуры система связей всех ее элементов имеет наряду с тектоникой решающее значение для достижения подлинной гармонии.

Таким образом, хорошо организованная объемно-пространственная структура промышленного изделия и его тектонич-ность — важнейшие предпосылки гармонии. На практике же станок или прибор подчас как бы механически сцеплены из отдельных элементов и форма их композиционно не организована.

Две основные категории композиции — тектоника и объемно-пространственная структура—тесно связаны между собой. Нарушения тектоники (ложное отражение работы конструктивной основы) обязательно сказываются на органичности связей элементов объемно-пространственной структуры промышленного изделия, точно так же, как неверное в принципе объемно-пространственное решение приводит к погрешностям тектонического характера. Для отдельных объектов объемно-пространственная структура (ОПС) имеет большее значение, для других — меньшее. Так, для машин и приборов со сложно организованной многоэлементной формой композиционная роль ОПС увеличивается, а для компактных — моноблочных форм—уменьшается. Так же неоднозначна и роль тектоники в разработке композиции различных объектов техники. Например, для станков с открытой несущей системой решение проблем тектоники становится важнейшей задачей, в то время как в объектах с закрытой конструктивной основой тектоника проявляется не столь активно.


Реклама:



Читать далее:



Статьи по теме:


Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум