Характер износа деталей

Категория:
Ремонт промышленного оборудования


Характер износа деталей

Механический износ деталей, имеющих направляющие плоскости, обычно происходит неравномерно по их длине. В результате износа нарушаются плоскостность, прямолинейность и параллельность направляющих, в некоторых случаях и перпендикулярность направляющих к каким-либо поверхностям.

Неравномерный износ И — результат действия на поверхность направляющих по их длине неодинаковых нагрузок. Например, прямолинейные направляющие станины станка под влиянием больших местных нагрузок приобретают вогнутость в средней части, а сопрягаемые с ними короткие направляющие стола становятся выпуклыми, появляются надиры.

Рис. 1. Характер износа деталей:
а — направляющей стола, б — внутренних поверхностей цилиндра, в — поршня, г — вала, д — зубьев колеса, е — резьбы винта и гайки, ж — дисковой фрикционной муфты, з — усталостная поломка вала, и — поломка зуба, к — задиры на поверхности золотника; и — места износа; 1— стол, 2— станина, 3— юбка, 4— перемычка, 5— днище, 6 — отверстие, 7—подшипник, 8 — шейка вала, 9 — зазор, 10— винт, 11— гайка колеса

Цилиндры и гильзы поршней в двигателях, компрессорах, молотах и других машинах изнашиваются тоже неравномерно. Износ происходит на участке движения поршневых колец и проявляйся в виде выработки внутренних стенок цилиндра или гильзы Искажается форма отверстия цилиндра (образуется нецилиндричность, Округлость или бочкообразность), возникают надиры и другие дефекты.

У цилиндров двигателей внутреннего сгорания наибольшему износу подвергается их верхняя часть, испытывающая самые высокие давления и наибольшие температуры. В кузнечно-прессовом оборудовании, наоборот, наибольший износ появляется в нижней части цилиндра — там, где находится поршень во время ударов.

Износ поршня выражается в истирании и надирах на юбке, изломе перемычек между канавками, появлении трещин в днище и разработке отверстия под поршневой палец.

Износ валов проявляется в их деформации (валы становятся изогнутыми, скрученными и изломанными). На шейках валов образуются надиры; цилиндрические шейки становятся конусными, бочкообразными или некруглыми.

Конусность приобретает также цилиндрические отверстия подшипников скольжения и втулок. Сечение отверстий становится некруглым.

Неравномерность износа шеек валов и поверхностей отверстий во втулках при вращении вала — результат действия разных нагрузок в разных направлениях. Если на вал во время его вращения действует только его собственная сила тяжести, то износ появляется в нижней части подшипника, как показано на рис. 1, г, слева.

В зубчатых передачах изнашиваются зубья. Образуются задиры, зубья теряют свою форму, размеры и выламываются.

Поломка зубьев зубчатых колес, появление трещин в спицах, ободе и ступице колес, износ посадочных отверстий и шпонок происходит по трем основным причинам: первая — перегрузка зубчатой передачи, вторая — попадание в нее посторонних тел и третья — неправильная сборка (например, неправильное, с перекосом осей, крепление зубчатых колес на валу).

Ходовые винты имеют трапецеидальную или прямоугольную резьбу. У винта и его гайки изнашивается резьба, витки становятся тоньше. Износ резьбы у винтов, как правило, неравномерный, так как подавляющая часть деталей, обрабатываемых на станках, имеет меньшую длину, чем ходовой винт. Сильнее изнашивается та часть резьбы, которая работает больше.

Гайки ходовых винтов изнашиваются быстрее, чем винты. Причины этого следующие: резьба гаек плохо защищена от загрязнения — ее неудобно очищать от пыли и грязи; гайки в ряде случаев неудовлетворительно смазываются; у гайки, сопряженной с винтом, участвуют в работе все витки резьбы, тогда как у винта одновременно работает только небольшая часть его витков, равная числу витков гайки.

У дисковых муфт в результате действия сил трения наибольшему износу подвергаются торцы дисков. Торцовые поверхности истираются и на них появляются задиры, нарушается их плоскостность.

В резьбовых соединениях наиболее часто изнашивается профиль резьбы, в результате в них увеличивается зазор. Это наблюдается в сопряжениях не только ходовых, но и зажимных винтов и часто отвертываемых крепежных болтов.

i 1знос резьбовых соединений — результат недостаточной или, наоборот, чрезмерной затяжки винтов и гаек, особенно интенсивен износ, если работающее соединение воспринимает большие или знакопеременные нагрузки. Болты и винты растягиваются, искажаются шаг резьбы и ее профиль, гайка начинает «заедать». В этих случаях возможны аварийные поломки деталей соединения. Грани головок болтов и гаек чаще всего изнашиваются потому, что их отвертывают негодными ключами.

В шпоночных соединениях изнашиваются как шпонки, так и шпоночные пазы. Возможные причины этого явления — ослабление посадки детали на валу, неправильная подгонка шпонки по гнезду.

Рис. 2. Износ подшипников качения:
а — вследствие перекоса, б — внутреннего кольца при проворачивании его на валу, э —в результате чрезмерного натяга, г — из-за неисправного сальника: И — места износа

В подшипниках качения износу подвержены рабочие поверхности. На поверхностях качения появляются язвины, точки, наблюдается шелушение поверхностей беговых дорожек и шариков. Под действием динамических нагрузок происходит их усталостное разрушение. Под влиянием излишне плотных посадок подшипников на вал и в корпус шарики и ролики защемляются между кольцами, в результате возможны перекосы колец при монтаже и другие нежелательные последствия. На рис. 2, а—г показаны виды износа колец подшипника.


Реклама:



Читать далее:



Статьи по теме:


Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум