Ключи для тугосидящих гаек

Категория:
Нестандартный инструмент


Ключи для тугосидящих гаек

Удлинитель ключа. Правилами техники безопасности запрещается отвертывать тугосидящие гайки, наставляя ключ на ключ, или используя удлиняющую трубу и т. д., так как при этом может произойти соскакивание удлинителей и рабочий получает травму. Кроме этого, увеличение рычага может привести к смятию ребер гайки или поломке ключа.

В тех случаях, когда обычным ключом все же не удается отвернуть гайку, а работу выполнить необходимо (даже с потерей гайки), в виде исключения можно использовать удлинитель, показанный на рисунке 1. При работе с ним возможность травмирования рук практически отпадает. Небольшие же размеры удлинителя позволяют отвернуть тугосидящую гайку без ее повреждения и без поломки ключа.

Рис. 1. Удлинитель ключа: 1 — корпус; 2 — упор; 3 — втулка; 4 — болт

Применять удлинитель нужно в такой последовательности. Гаечный ключ, рукоятку которого необходимо удлинить, закладывают в корпусе между упорами, так, чтобы зев расположился вокруг втулки. После этого затягивают гайку болта, имеющего увеличенную плоскую головку.

После такого закрепления из ключа и удлинителя получается единый инструмент.

Упоры 2 можно переставлять в любую пару отверстий в зависимости от размеров ключа.

Закреплять в таком удлинителе мбжно как ключи с открытыми зевами, так и кольцевые размерами от 19 до 36 мм.

Ключ с планетарной передачей, изобретенный М. М. Розенбергом, В. В. Тресковым, Н. С. Крючковым и А. М. Терпуговым, позволяет отвертывать гайки с большим крутящим моментом, не прилагая к ручке большого усилия.

Ключ состоит из колпачка с шестигранным отверстием внутри и зубчатым венцом снаружи: Верхняя часть колпачка вставлена в эксцентриковую головку, с которой он соединен через внутренний ряд игл от роликовых подшипников. От выпадения колпачок удерживает шайба с винтом.

Эксцентриковая головка вкладывается в корпус ключа и соединяется с ним.через наружный ряд игл.

Рис. 2. Ключ с планетарной передачей: 1 — колпачок; 2 и 7 — иглы от роликовых подшипников; 3 — кольцо; 4 — эксцентриковая головка; 5 — рукоятка; 6 — корпус; 8 — шайба; 9 — винт

От выпадения головку предохраняет кольцо, закрепленное винтами на корпусе. Подшипниковые иглы, как видно из рисунка, образуют два эксцентричных кольца.

При отвертывании гайки корпусом упираются в любой выступающий предмет, например в другую гайку. Внутри корпуса нарезаны зубцы, взаимодействующие с зубчатым венцом колпачка. Вращая рукоятку, рабочий тем самым вращает эксцентриковую головку, а головка, в свою очередь, перемещает колпачок и заставляет его планетарно обкатываться своим зубчатым венцом по внутрезней зубчатке корпуса. При этом колпачок вращается в несколько раз медленнее рукоятки, а крутящий момент во столько же раз возрастает.

Рис. 3. Ключ с цепным ускорителем: 1 — рычаг; 2 — рукоятка; 3 — ведущая звездочка; 4 — ведомая звездочка; 5 — головка ключа; 6 — собачка; 7 — цепь

Ключ с цепным ускорителем предназначен для отвертывания гаек крепления опорных катков тракторов Т-74 и ДТ-75 (рис. 3).

Чтобы отвернуть гайку этим ключом, нужно вначале поставить собачку в такое положение, при котором она будет запирать головку ключа (т. е. работать как храповик), Затем рычагом отвернуть гайку на 1-1,5 оборота. Как только гайка начнет вращаться легко, то, удерживая рычаг рукой и вращая рукоятку, остается полностью отвернуть гайку. От рукоятки момент передается на головку ключа цепью через звездочки.

При завертывании такой гайки следует вначале навернуть ее рукой на одну-две нитки, а затем надеть ключ и рукояткой 2 затянуть ее до отказа. Окончательно гайку затягивают рычагом, заперев предварительно головку ключа собачкой.

Ключи для отвертывания гаек колес грузовых автомобилей. Отвертывание гаек колес грузовых автомобилей весьма трудоемкая операция и выполнить ее обычными баллонными ключами не всегда удается. Тогда на помощь рабочему приходят специальные ключи. Рассмотрим некоторые из них.

Ключ-фиксатор. При отвертывании гайки наружного колеса автомобиля часто одновременно сходит и гайка внутреннего. Чтобы избежать подобного явления, можно использовать ключ-фиксатор.

Порядок применения ключа следующий. Вначале обычным баллонным ключом надо отвернуть наружную гайку на два-три оборота. Затем надеть на нее головку, а на соседнюю гайку — фиксирующее кольцо. После этого затянуть баллонным ключом до отказа внутреннюю гайку, снять ключ-фиксатор и отвернуть наружную гайку.

Комбинированный ключ. На грузовых автомобилях типа ГАЗ-51А, ЗИЛ-120 и подобных им по конструкции крепления колес нередко бывают случаи, когда обрываются шпильки крепления заднего колеса. При этом значительно сложно отвернуть наружную гайку из-за провертывания внутренней, находящейся на оборванной шпильке.

В этих случаях для отвертывания наружной гайки можно использовать комбинированный ключ, который представляет собой два ключа, вставленных один в другой, и состоит из втулок, внутренние поверхности которых обработаны соответственно под квадрат и шестигранник, муфт, изготовленных из труб с наружным Диаметром 28 и 38 мм и толщиной стенок соответственно 4 и 4,5 мм, головок.

Рис. 4. Ключи для отвертывания гаек колес автомобиля. а — ключ-фиксатор:  1 — головка; 2 — фиксирующее кольцо; 6 — комбинированный ключ: 1 и 2 — втулки; 3 и 4 — муфты; 5 и 6 — головки; 7 — вороток; S — рукоятки; в - ключ с торцовой головкой; 1 — обойма; 2 — головка; 3 — торцовый ключ; 4 — зуб

В головке наружного ключа закреплена рукоятка, а в головку внутреннего ключа вставлен вороток.

При обрыве шпильки ступицы нужно втулку надеть на внутреннюю, а втулку — на наружную гайки. После этого, удерживая вороток и вращая наружную гайку за рукоятку, свернуть ее с внутренней гайки.

Ключ с торцовой головкой. Большой интерес представляет собой ключ конструкции В. М. Чепурина (а, с. 299352), который состоит из торцовой головки с шестигранным зевом, надетой на торцовый ключ с четырехгранным зевом. Головка 2 несет на себе шарнирно-укрепленную обойму с зубом. Этим ключом гайки отвертывают в такой последовательности. Головку надевают на наружную гайку колеса, предварительно подняв обойму. Затем обойму опускают в горизонтальное положение так, чтобы зуб вошел в паз торцового ключа. Вывернув наружную гайку на шесть — восемь витков (вместе с наружной гайкой настолько же витков вывертывается и внутренняя гайка — футорка), поднимают обойму в верхнее положение и пропускают через головку ключ вперед, надевают его на внутреннюю гайку и затягивают ее до отказа. При этом наружная гайка не вращается, так как обойма головки упирается в это время в ступицу колеса.

После завертывания внутренней гайки вновь фиксируют головку на ключе и отвертывают наружную гайку.

Ключ, увеличивающий, крутящий момент в 6 раз, предназначен для отвертывания тугосидящих гаек у колес автомобилей и тракторов.

Основные детали ключа — сектор и шестерня. Усилие от рукоятки передается на шестерню и поворотные пластины. В поворотных пластинах на общей оси установлены две собачки, входящие своими зубьями в пазы двух звездочек. Звездочки жестко соединены со шлицевыми валами, через которые усилие передается на сменные наконечники гаечных ключей, используемых для отвертывания гаек. Два конца сделаны для того, чтобы дать возможность этим ключом отвертывать гайки как с правой, так и с левой резьбой.

Для восприятия реактивных усилий к сектору ключа приварена опорная труба с подвижной пятой, регулируемой по высоте расположения гайки.

Чтобы отвернуть гайку, нужно надеть на соответствующий шлицевой вал (в зависимости от резьбы — левая или правая) сменный наконечник для гайки, затем надеть наконечник на гайку, установить подвижную флиту на необходимую высоту и, работая рукояткой, отвернуть гайку.

Ключ с переменной частотой вращения. Конструкция этого ключа интересна тем, что дает возможность вначале отвертывать гайки колес с большим усилием, но медленно, а затем, когда гайка пойдет легко, закончить отвертывание быстро, прилагая небольшое усилие.

Механизм ключа изготовляется по типу силовой передачи ручного механического пресса. Подобный механизм укрепляют на пластине со втулками, посаженными на стойки, приваренные к опорной пластине. Пластина на стойках фиксируется винтовыми стопорами. Ключ имеет выходной валик со шлицами с обеих сторон для соединения с гайками колес, имеющими левую и правую резьбу.

Рис. 5. Ключи для отвертывания тугосидящих гаек колес тракторов и грузовых автомобилей: а — ключ с увеличением крутящего момента: I — подвижная пята; 2 — опорная труба; 3 — сектор; 4 — шестерня; 5 — поворотные пластины: 6 — собачки; 7 — звездочка; 8 — шлице-вые валы; 9 — рукоятка; б — ключ с переменной частотой вращения: 1- стойка; 2 — рычаг; 3 — сменная головка; 4 — пластина; 6 — сто пор; 6 — валик; 7 — ручка; 8 — опорная пластина; 9 – силовая передача

Рис. 6. Приспособление для облегчения отвертывания гаек колес грузовых автомобилей: а — конструкция; 6 — применение; 1 — кольцо; 2 — фиксатор; 3 — планка; 4 — отверстие под ключ; 5 — серьга; 6 — ось

На шлицы валика с одной стороны нужно надеть сменную головку, ас другой — ручку для свободного отвинчивания гаек. Вначале отвертывание гайки ведется рычагом, позволяющим приложить большой момент.

Приспособление для облегчения отвертывания гаек у колес грузового автомобиля представляет собой опору для баллонного ключа. Состоит оно из кольца фиксаторов и опорной планки, шарнирно связанной с кольцом осью.

Пользоваться этим приспособлением нужно следующим образом. На ступицу заднего колеса следует надеть кольцо, затем вставить баллонный ключ в отверстие, откинув предварительно планку, которую затем необходимо закрепить серьгой.

После этого следует надеть головку баллонного ключа на гайку, закрепить кольцо на ступице колеса фиксаторами и отвернуть гайку. Число перестановок кольца по окружности ступицы равно числу отвертываемых гаек.

Пневматический ключ для отвертывания и завертывания крупных гаек, сконструированный Б. И. Маламедом и В. Н. Шапошниковым, состоит из шестигранной насадки, шарнирно соединенной с пневматическим клепальным молотком.

Пневматический молоток можно поворачивать на 220° вокруг шарнира, на который непосредственно передается удар бойка. Такая конструкция очень удобна для работы в стесненных условиях.

Отдачу молотка амортизирует пружина, установленная в корпусе насадки.

Ключ может развивать наибольший момент в пределах 5000-8000 Н-м (600-800 кгс-м).

Приспособление для отвертывания круглых шлицованных гаек больших размеров и аналогичных им деталей, например крышек цилиндров гидроподъемника автомобиля ЗИЛ-ММЗ-555.

Чтобы отвернуть гайку или деталь с помощью этого приспособления, нужно надеть его на гайку, ввернуть в прорези болты приспособления, а затем, вращая за рукоятки, отвернуть деталь.

Рис. 7. Ключи для отвертывания крупных гаек: а — пневматический для шестигранных: 1 — насадка; 2 — корпус насадки; 3 — пневматический клепальный молоток; 4 — шарнир; 6 — кольцевой для круглых шлицованных

Реклама:



Читать далее:



Статьи по теме:


Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум