Конструктивные особенности подшипников крупных машин

Категория:
Крупные электрические машины


Конструктивные особенности подшипников крупных машин

В крупных электрических машинах обычно применяются подшипники скольжения, причем в подавляющем большинстве случаев используются стояковые подшипники, устанавливаемые на фундаментных плитах. Один из стояков, для устранения подшипниковых токов, изолируется от фундамента.

Стояковые подшипники, применяемые в крупных машинах, можно разделить на три основных типа:
1) с жесткой посадкой вкладыша;
2) с самоустанавливающимся сферическим вкладышем;
3) с сегментным вкладышем.

К первому типу относится нормализованная серия подшипников ПК (с кольцевой смазкой) и КПК (с комбинированной: кольцевой и принудительной смазкой). Эти подшипники применяются в тихоходных двигателях с коротким валом. Подшипники типов ПК и КПК имеют литой чугунный корпус, состоящий из стояка и крышки, разъемный вкладыш, внутренняя поверхность которого заливается баббитом Б16 или Б83, лабиринтные уплотнения и свободно вращающееся на валу смазочное кольцо. На подшипниках типа КПК дополнительно установлен трубопровод для принудительной смазки.

Подшипники второго типа применяются в быстроходных электродвигателях (до 3000 об/мин) и в маши-пах с длинным валом, где необходима самоустанавливаемость вкладыша относительно линии вала. Благодаря шаровому сопряжению с корпусом осевая линия вкладыша может принимать любое направление относительно его корпуса в пределах, допускаемых пояском вкладыша. Такими подшипниками, в частности, оснащаются судовые электродвигатели.

Рис. 1. Подшипник с жесткой посадкой вкладыша.

Смазка в этих подшипниках принудительная.

Рис. 2. Подшипник с самоустанавливающимся сферическим вкладышем.

Подшипники третьего типа трименяются в быстроходных асинхронных двигателях со скоростями вращения от 3000 до 20 000 об/мин и в высокочастотных генераторах с небольшим зазором между ротором и статором. Хотя сегментные подшипники более сложны в изготовлении, чем подшипники предыдущих типов, они находят широкое применение в быстроходных машинах, так как обеспечивают самоустанавливаемость каждого сегмента, позволяют в процессе сборки регулировать зазор между сегментами вкладыша и шейкой вала. Кроме того, достигается равномерная подача смазки к сегментам. Эти подшипники имеют литой или сварной корпус, крышку, лабиринтные уплотнения, корпус вкладыша, сегменты вкладыша и уплотнения вкладыша. Смазка осуществляется принудительно.

Рис. 3. Подшипник с сегментным вкладышем.

В связи с тем, что в книге «Турбогенераторы» подробно изложен технологический процесс механической обработки корпусов и вкладышей подшипников турбогенераторов, изготовление аналогичных деталей подшипников с жесткой посадкой вкладыша и с самоустанавливающимся сферическим вкладышем в данной главе не рассматривается. Упомянем лишь, что обработка стояков и вкладышей этих двух типов подшипников крупных машин производится в той же последовательности и с применением аналогичной технологической оснастки.

В настоящей главе будет рассмотрена обработка лабиринтных уплотнений, смазочных колец, а также особенности обработки и сборки сегментных подшипников.


Реклама:



Читать далее:



Статьи по теме:


Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум