Контраст

Категория:
Композиция в технике


Контраст

Контраст — противопоставление, борьба разных начал в композиции — всегда был одним из наиболее широко используемых средств в руках живописца, скульптора, архитектора. На протяжении многовековой истории искусства тема контраста варьировалась, приобретая в зависимости от характера произведения, стиля эпохи, индивидуальности автора самые различные выражения.

Сущность композиции, построенной на контрасте,— в активности ее визуального воздействия: в отличие от нюансных контрастные отношения раскрываются сразу, если они умело использованы проектантом.

Контраст—одно из главных средств композиции в технике. Здесь он обусловлен то различием структур — сложной, насыщенной тенями и совсем простой; то обработкой материала, когда, например, грубошероховатая фактура необработанного литья противопоставляется шлифованным или полированным поверхностям, то противопоставлением легкой, ажурной конструкции тяжелому монолитному основанию. Низкое противопоставляется высокому, горизонталь — вертикали, светлое — темному, шероховатое — гладкому, насыщенное светотенью и пластически сложное — спокойному и простому. Все эти и множество других отношений, основанных на явно выраженных различиях, являются контрастными. Противопоставление двух начал в композиции уже само по себе делает форму заметной, выделяя ее среди других. Использовать контраст—значит вызвать внутреннюю борьбу в композиции, обострить ее и найти гармонию в сопоставлении противоположностей.

Контраст в технике имеет различные корни. В одних случаях его предопределяет сама конструкция, вся компоновка изделия. Здесь задача проектировщика— развить объективное контрастное начало, а если нужно, то и обострить его, используя как образное средство.

В других случаях основа формы такова, что контраст в ней никак не проявляется, и она оказывается маловыразительной, скучной: как говорят профессионалы, композиции не на чем держаться. В этих случаях композиционный прием диктует необходимость введения «искусственного» контраста. Например, геометрически простой объем членится с помощью контрастных сочетаний цвета и тона, выделяются определенные функциональные элементы, создаются искусственные контрастные пропорции с помощью накладных профилей, членящих разные цветовые зоны, и т. п. К последнему приему часто прибегают, например, в работе над композицией транспортных средств. Но, скажем, электробритва — миниатюрная машина простой, лаконичной формы. Нужен ли здесь вообще контраст? В известной мере ответ дает сама функция и принцип ее осуществления. Здесь ведь и объективно возникает ряд контрастных отношений, например светлая металлическая сеточка и темный пластмассовый корпус, темные отверстия перфорации и светлый бликующий орнамент металла. Нужно лишь умело обыграть все это в композиции. При слове «контраст» наше воображение иной раз рисует нечто мощное, связанное с резким противопоставлением объемов или зримо выраженных разнонаправленных тектонических сил. Но во множестве областей техники контраст проявляется иногда исключительно тонко, и все же это именно контраст. На криволинейной в сечениях оболочке какого-нибудь миниатюрного корпуса нет почти ничего, что могло бы оживить его форму, но если выделить стык двух частей оболочки темной легко профилированной канавкой, то здесь начинает звучать контраст, так как появляется темное на светлом, а четкая линия противопоставляется сложной, обтекаемой поверхности. Особое значение приобретает контраст для тех изделий, форма которых предельно лаконична,— без этого она становится схема-тично-примитивной.

Контраст активизирует любую форму, но чтобы достичь гармонии, его нужно дополнить теми необходимыми нюансными отношениями, без которых он может оказаться слишком резким. Из всех видов контраста в технике больше всего композиционных возможностей таит в себе контраст открытой технической структуры (пространственно сложных сочетаний элементов механизма) и простых, спокойных объемов. С таким контрастом часто приходится иметь дело в приборо- и станкостроении. Умелое сочетание сложного и простого при соответствующей организации формы предоставляет прекрасную возможность создать выразительную композицию, и именно контраст в данном случае исподволь диктует прием композиционного решения.

Противопоставляя два начала, необходимо, однако, соблюдать меру контраста. При слишком жестком контрасте, отсутствии переходов от одной части формы к другой возникает опасность утраты композиционных связей между основными частями станка, а следовательно, и целостности формы — зрительно она может распасться на части. На рис. 69, а — к показаны примеры композиционных решений различных изделий с использованием контраста как главного средства композиции.

Металлообрабатывающий станок 1 на рис. 69, а построен на контрасте сложной структуры рабочей зоны и простого объема станины. Даже заглубления внизу у основания на чистой поверхности станины (для доступа к анкерным болтам), в которых появляются сильные тени, играют здесь немалую роль, позволяя связать контрастирующие начала и являясь как бы композиционными мостиками между ними. Без этих лючков (если крепить станок иначе), вообще при совершенно чистом основании 2, контраст воспринимался бы слишком резко. Однако если бы на этих поверхностях появилось слишком много теней, мелких элементов 3, то это ослабило бы эффект контраста.

В композиции прибора 1 на рис. 69, б использован контраст тональных отношений: темное противопоставлено светлому. Спорным здесь можно считать темный цвет боковин нижней части. Правильнее было бы контрастно выделить телевизионный экран и клавиатуру, как у вариантов 2 и 3 на рис. 69, б.

Контраст фактур поверхностей часто и эффективно используется в разработках кино- и фотоаппаратуры (рис. 69, в). Темная зернистая или шагреневая фактура боковин красиво контрастирует с полированной или матовой поверхностью металла передней крышки у моделей 1—3. А у модели 4 светлые длинные полоски металла остро контрастируют с крупной рифленой фактурой корпуса.

Прибор 1 на рис. 69, г имеет тот же недостаток, что и прибор на рис. 69, б. Неясно, зачем здесь вводится темная окраска верха—это неестественно, нарочито. Более правильным было бы решение моделей 2 и 3, показанное на рис. 69, г, т. е. выделение тоном и цветом определенной функциональной зоны. У наручных электронных часов прием контраста явно диктуется функцией— здесь стоит выделить светлый экран с оцифровкой; и потому темный корпус при таком приеме вполне оправдан (см. рис. 69, д). Темная анодировка браслета помогает решить проблему целостности формы. Вообще же контраст, обусловленный функцией или особенностями конструкции, обычно более убедителен, нежели чисто декоративный, хотя и последний не противопоказан, если использован логично, с пониманием закономерностей композиции.

Иногда контраст применяется весьма остроумно и изобретательно, как контраст разных состояний одной и той же вещи. Складной велосипед 1 необычной модели показан на рис. 69, е. Глухие поверхности дисков колес заменяют спицы, и виден контраст между плоскостями, обтянутыми темными шинами, и подчеркнуто дугообразной ажурной рамой машины.

Но еще острее контраст между формой этого велосипеда в рабочем положении 1 и в сложенном состоянии 2 (рис. 69, е). Здесь использован момент своего рода игры: в рабочем положении это прямо-таки конек-горбунок; но вот один поворот ручки, мгновение — и форму не узнать. В сложенном виде велосипед по-своему интересен чередованием щитков с колесами и задорно торчащим седлом.

Совершенно иной по композиции велосипед на рис. 69, ж, но и здесь использован контраст: глухая, без просветов, пластмассовая рама—рама-плоскость — исключительно красиво контрастирует с предельно легкими и тонкими колесами гоночной машины, и динамичность ее подчеркнута этим контрастом.

По-своему оригинален контраст и в форме телевизора (рис. 69, з). Обычно экран обрамлен по периметру большими плоскостями, здесь же окантовка предельно тонкая, образующая с основанием единое целое, и потому контраст особенно своеобразен: действие на экране отделено от пространства комнаты лишь тоненьким ребром.

Стрела экскаватора на рис. 69, и представляет собой подчеркнуто ажурную конструкцию с акцентированными шарнирными узлами, которой противопоставлено основание машины. Будь стрела более плотной, прием примененного здесь контраста не сработал бы так активно. Заметим: тонкий ажурный каркас кабины оператора словно продолжает тему стрелы, в то время как небольшие плоскости металла у самой стрелы визуально связывают ее с основанием машины. Это как бы перекличка двух разных частей формы через единство ее признаков.

ТяжеЛый зубофрезерный станок подсказывает свой прием контраста, но здесь тяжелыми воспринимаются и планшайба, и стойка — их не противопоставишь, зато легкий операторский мостик, тонкие поручни, ажурные лестницы служат элементами контраста (рис. 69, к).

Контраст сложной и простой структур в отличие от контраста цветотонового связан с сильным и глубоким насыщением формы светом и тенью. Поэтому он должен использоваться особенно точно и целенаправленно. Если ошибка в силе тона не может вызвать серьезной утраты целостности, то неверно используемый контраст структур способен непоправимо нарушить гармонию формы.

Парадоксально, но слабость контраста в его силе. Любое сильнодействующее средство требует осторожности — его избыток разрушителен. Таков и контраст. Используя его в композиции конкретного промышленного изделия, нужно позаботиться, чтобы он не оказался чрезмерным, т. е. была соблюдена определенная степень, мера контраста. Для контрастирующих элементов можно построить целый ряд от наименьшей до наибольшей степени контраста.

Взять, к примеру, контраст пятна и фона. Если фон абсолютной белизны, а пятно абсолютной черноты, контраст максимален. Но контрастным будет и отношение не совсем белой, а несколько тонированной поверхности и не совсем черного, но темно-серого (различной силы тона) пятна.

Для выразительности и целостности конкретного изделия степень контраста имеет немалое значение. Например, когда маленькое темное пятно контрастирует с большим светлым фоном, степень контраста может быть предельно сильной. Таковы маленькие черные ручки и другие темные детали на белой или почти белой панели. Но если все эти детали сильно увеличить, так что суммарно черное приблизится к площади белого, эффект контраста ослабеет, композиция может стать значительно менее выразительной и менее целостной, чем в первом случае. Это объясняется тем, что небольшие темные детали контрастируют с фоном не только по цвету и тону, но и по величине — малое противопоставляется большому. Во втором случае один из признаков контраста исчез, и количественное равенство между черным и белым по существу сняло всю остроту противопоставления.

Степень контраста в технике определяется не только условиями гармонии, но и необходимостью оптимизации процесса работы, например для оператора сложной автоматизированной системы управления. Степени контраста элементов такой системы должны проверяться эргономистами, так как чрезмерные контрасты способны вызывать преждевременное утомление, а полное отсутствие контраста притупляет внимание оператора.

Приемы использования контраста в технике, несмотря на все их разнообразие, можно разделить на две большие группы. К первой относятся те, которые основаны на объективно обусловленном контрасте, заданном объемно-про-странственной структурой или тектоникой изделия. Во вторую группу входят приемы, в значительной мере зависящие от проектировщика. Таковы, например, контрасты в отделочных материалах, видах обработки поверхности, окраске, декоративных элементах и т. п.

Некоторые художники-конструкторы, вполне овладев приемами второй группы, не всегда умеют использовать приемы первого рода. Они как бы не осознаются: можно ли считать средством то, что идет от самой конструкции? Кроме того, использование приемов первой группы может дать эффект только при тесном творческом контакте инженера и художника, начинающемся еще на ранних этапах конструирования изделия, когда складывается техническая структура и разрабатываются главные элементы конструкции.

Вторая группа приемов куда доступнее, и можно понять стремление дизайнера достигнуть композиционного эффекта более легким путем. К сожалению, он далеко не столь действен и органичен, как первый. Необходимо органично связать все, что контрастирует. Если не подчинить второй контраст первому, то может случиться, что цветовое решение будет не помогать развитию основного контраста, а противоречить ему. Бывает и так, что контраст первого рода настолько активен, что усиливать его цветом не только не следует, но, напротив, необходимо ослаблять.

Полезно вновь обратиться к условным моделям (рис. 70), чтобы в общем виде выявить наиболее типичные виды контрастных отношений. Модель а—контраст вертикали и горизонтали. Сильная общая горизонталь композиционно поддержана целым рядом местных горизонталей, а всей этой горизонтальной структуре противопоставлена вертикаль, в свою очередь поддержанная в пространстве несколькими подчиненными вертикалями.

Здесь контрастируют две развитые подсистемы.

Совсем иной контраст развивается в модели б, где противопоставлены сложная и мелкая структура элементов и простой объем, служащий как бы фоном и в известной мере организующий сложную структуру.

Пример констраста между глубинностью и выпуклостью элементов композиции прослеживается у модели в. Модель г демонстрирует контраст темного пятна и светлого фона с небольшими, но важными связующими «мостиками» темного на светлом и светлого на темном. Интересный, острый контраст тектонического характера звучит у модели д. Грузные по массам объемы водружены на предельно легкие, но прочные опоры. В принципе у модели е схожий с моделью в контраст— здесь тоже развита (по-своему таинственная) глубинность диафрагмы, сопоставляемая глазом с близлежащим рельефом. Но здесь это сосредоточено в одной форме (своего рода «кратере»), а не заключается в противопоставлении двух разных элементов, как у модели в. Активный контраст четкой системы одинаковых элементов и сложно организованной структуры разных по величине и характеру элементов показан на модели ж. Определенность и неопределенность— таков характер контраста у модели з. В самых разнообразных проявлениях он встречается и в технике. Здесь же за условной «моделью» мерещится какая-то сложная по рельфу местность — может быть, отроги разновысоких гор, пересеченные строгой линией эстакады?… Картины Земли с борта самолета— это интереснейшие контрасты между формами естественной и «второй», искусственной природы.

Конечно, рассмотренные модели далеко не исчерпывают огромного многообразия проявлений контраста в технике; к тому же в форме одного изделия часто сочетаются различные виды контраста, но даже самое общее деление помогает осмысленно использовать в проектировании конкретные виды контраста.

Композиции, построенные на контрасте, особенно нуждаются в проверке на макетах, которые полезно доводить до полной имитации материала и цвета.

Пока мы не располагаем иными средствами «измерения» композиционных пределов контраста, кроме интуиции. Поэтому, используя контраст, лучше остановиться перед границей явно предельных отношений.


Реклама:



Читать далее:



Статьи по теме:


Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум