Кривошипно-шатунный механизм

Категория:
Машиноведение


Кривошипно-шатунный механизм

Кривошипно-шатунный механизм является примером шарнирного четырехзвенника. Он получается из кривошипно-балансирного механизма, если заменить балансир ползуном.

Кривошипно-шатунный механизм состоит из четырех звеньев: стойки, кривошипа, шатуна и ползуна.

Если ведущим звеном является ползун, то механизм преобразует возвратно-поступательное движение ползуна во вращательное движение кривошипа, например механизмы паровой машины, двигателя внутреннего сгорания.

Рис. 1. Кривошипно-шатунный механизм:
1 — стойка; 2 — кривошип; 3 — шатун; 4 — ползун.

Если шатун и кривошип располагаются по одной прямой (угол 0 или 180°), движение в мертвых точках может стать неопределенным.

Расстояние между двумя мертвыми точками называется ходом ползуна. Легко понять, что ход ползуна равен двойному радиусу кривошипа.

Для того чтобы кривошип из мертвой точки не повернулся, например, вниз, вместо того, чтобы повернуться вверх, на валу кривошипа закрепляют маховики или противовесы, которые благодаря своей инерции выводят его из мертвых точек. В машинах с несколькими цилиндрами кривошипы располагают так, чтобы они выводили друг друга из мертвых точек.

Если ведущим звеном является кривошип, то механизм преобразует вращательное движение вала в возвратно-поступатель-ное движение ползуна (поршня). Например, механизм поршневого насоса, привода механической ножовки.

В этих машинах вал кривошипа получает вращательное движение от двигателя и передает его через шатун ползуну (поршню), который производит требуемую работу: сжимает газ, режет металл и т. п.

Для того чтобы кривошипно-шатунный механизм мог работать, радиус кривошипа должен быть меньше длины шатуна, так как только при этом условии вал сможет проворачиваться.

Длина шатуна должна быть больше, чем радиус кривошипа примерно в пять раз.

Решающее значение для увеличения к. п. д. механизма имеет тщательная обработка цилиндра и ползуна и применение смазки.

Рис. 2. Кривошипно-шатунный механизм автомобильного двигателя:
1 — стойка (блок цилиндров); 2 — кривошипы (коленчатый вал); 3 — шатуны; 4 — поршни; 5 — маховик.

Поэтому цилиндры и поршни двигателей, компрессоров и других машин регулярно смазывают при работе.


Читать далее:



Статьи по теме:


Реклама:




Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум