Кулачковые механизмы

Категория:
Машиноведение


Кулачковые механизмы

Кулачковый механизм используют тогда, когда нужно совершить сложное движение, например замкнуть или разомкнуть контакты, передвинуть заготовку или резец на станке и т. п.

Кулачковый механизм состоит из трех звеньев: неподвижной стойки, кулачка и толкателя.

Кулачок упирается в плоскую часть толкателя, называемую башмаком, или в специальный ролик, который делают для уменьшения трения.

Ведущим звеном является кулачок, который, вращаясь, касается ведомого звена (толкателя) в точке или по линии, образуя с ним высшую пару.

Вращательное (или качательное) движение кулачка преобразуется в прямолинейное (или качательное) движение толкателя.

Во время работы толкатель своим башмаком или роликом должен постоянно прижиматься к кулачку с помощью пружины или других устройств. Такой вид соединения кулачка и толкателя называют силовым замыканием.

В реечном механизме при вращении зубчатого Колена рейка движется прямолинейно-поступательно. Этот механизм применяется в сверлильном станке для подачи сверла, в токарном — для продольного перемещения суп> порта.

Для того чтобы получить преры вистое движение в одном направле нии, применяют храповой механизм Храповой механизм, который поворачивается (кача ется) под действием приводной штан ги. На рычаге с помощьк шарнира закреплена деталь, назы ваемая собачкой. Выступ собачки име ет форму, соответствующую впадиж между зубцами храповика.

Рис. 1. Реечный механизм.

Во время работы храпового механизма приходит в движение рычаг, собачка упирается в зуб храповика и толкает его вперед, вследствие чего храповик, а с ним и ведомый вал поворачиваются. Когда рычаг поворачивается направо, собачка свободно скользит по закругленной части зубьев храповика и под действием своего веса или специальной пружины заскакивает во впадину следующего зуба, толкая его вперед.

Для того чтобы храповик с ведомым валом не поворачивался обратно при холостом ходе рычага с собачкой, ставят дополнительно стопорную собачку, шарнирно закрепленную на неподвижной оси и прижатую к храповику пружиной.

Рис. 2. Реечный механизм сверлильного станка.

Такой храповой механизм преобразует качательное движение в прерывисто-вращательное. Он применяется в поперечно-строгальном стайке для поперечной подачи.

Рис. 3. Храповой механизм.

Храповой механизм применяется не только для преобразования движения, но и как стопорное устройство в лебедках и других подъемных машинах. В этом случае он состоит лишь из храповика, задерживающей (стопорной) собачки и стойки.

Для того чтобы механизм работал более надежно, иногда делают несколько собачек, прижимаемых к храповику сильными пружинами.

Храповой механизм используется также во втулке свободного хода велосипеда. На ведущем звене — звездочке, приводимой в движение цепью, имеется несколько шарнирно закрепленных собачек. При рабочем ходе, когда звездочка вращается быстрее колеса, собачки упираются в храповик, прочно скрепленный со втулкой заднего колеса, и. приводят его в движение. При свободном ходе звездочка неподвижна, а колесо с храповиком вращается. При этом собачки проскакивают по зубьям храповика.

Для передачи прерывистого вращательного движения могут применяться неполные зубчатые колеса, имеющие небольшое число зубьев на одном из колес. Например, в механизмах счетчиков километража на мотоциклах и автомобилях ведомые колеса имеют по 10 зубьев, а ведущие по oднoмyi Поэтому колесо, отсчитывающее единицы километров, должно повернуться 10 раз, чтобы колесо десятков километров повернулось один раз.

Рис. 4. Механизм прерывистого движения.

Кулачковые механизмы весьма широко используются в универсальных и специальных станках-автоматах, например одношпиндельных и многошпиндельных универсальных токарных автоматах для перемещения рабочих органов в соответствии с заданным циклом. Как уже отмечалось выше, большим преимуществом кулачковых механизмов по сравнению с реверсируемыми приводами прямолинейного или качательного движения является возможность осуществлять перемещение рабочего органа в прямом и обратном направлении с заданной скоростью и длиной хода и с требующейся последовательностью чередования ходов при постоянном направлении и скорости вращения кулачка, что достигается приданием кулачку соответствующей формы. Естественно, что при этом весь механизм привода движения, а также система управления резко упрощаются, что позволяет упростить кинематику и конструкцию станка.

Конструкция кулачковых механизмов и методы профилирования кулачков станков-автоматов отличаются некоторыми особенностями. Кулачки станков-автоматов в отличие от кулачков большинства других машин являются сменными, так как форма и размеры кулачков определяются формой и размерами обрабатываемой детали, а на универсальных станках-автоматах обрабатываются самые разнообразные детали. Поскольку стоимость проектирования и изготовления кулачков входит в состав себестоимости изготовления деталей, форма кулачков должна быть такой, чтобы она обеспечивала минимум затрат на проектирование и изготовление кулачков. Форма участков профиля кулачка, осуществляющих рабочую подачу, должна обеспечивать равномерность скорости рабочей подачи, а форма участков холостых ходов — минимальные затраты времени на холостые ходы. Вместе с тем кулачковые механизмы должны обеспечивать высокую точность перемещения рабочих органов.


Реклама:



Читать далее:



Статьи по теме:


Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум