Лесопильные рамы

Категория:
Технология деревообрабатывающего производства


Лесопильные рамы

Классификация. По расположению и направлению движения пил различают рамы горизонтальные и вертикальные.

В горизонтальной лесопильной раме тонкое пильное полотно натянуто горизонтально и совершает поступательно-возвратное движение в горизонтальном направлении. Эти рамы применяют главным образом для распиловки кряжей твердых ценных пород древесины (дуба, бука, ореха). Распиловка производится обычно одной пилой, т. е. осуществляется индивидуальная распиловка сырья.

В вертикальной лесопильной раме рамные пилы натянуты в вертикальных плоскостях с тем или иным уклоном и совершают поступательно-возвратное движение в вертикальном направлении. Одновременно в раму устанавливается несколько пил (постав) и осуществляется групповая распиловка сырья.

Вертикальные лесопильные рамы можно классифицировать по нескольким признакам. По способу установки рамы делятся на стационарные и передвижные. Стационарные рамы предназначаются для постоянно действующих предприятий, устанавливаются на прочных бетонных фундаментах. Передвижные рамы устанавливают на колесном ходу, транспортируют без демонтажа тракторами и автомашинами.

По высоте различают рамы двухэтажные, полутораэтажные и одноэтажные. По числу шатунов рамы бывают одношатунные и Двухшатунные. Двухэтажные рамы строятся одношатунными, одно- и полутораэтажные — двухшатунными.

Выпускают рамы с непрерывной, однотолчковой и двухтолчко-вой подачей бревна в раму, а по количеству подающих вальцов Различают четырех- и восьмивальцовые рамы. Первые распиливают бревна длиной от 3 м и более, вторые — от 1 м и более.

Наибольшее распространение в отечественной лесопильно-деревообрабатываклцей промышленности на механизированных лесопильных заводах имеют вертикальные двухэтажные одношатунные лесопильные рамы с непрерывной подачей 2Р75-1, 2Р75-2 2Р63-1, 2Р63-2, 2Р100-1, 2Р100-2.

Техническая характеристика. К техническим показателям лесопильной рамы относятся: тип рамы, просвет и высота хода пильной рамки, скорость вращения вала в минуту, мощность привода, система механизма подачи, наибольшая конструктивная величина подачи (посылка) за один оборот вала рамы, масса рамы и ее габаритные размеры.

Просвет пильной рамки — внутреннее расстояние между вертикальными стойками пильной рамки. Просвет определяет наибольший диаметр бревен, которые можно распиливать на раме. По ширине просвета лесопильные рамы подразделяются на узкопросветные (до 500 мм), среднепросветные (до 800 мм) и широкопросветные (до 1100 мм).

Высота хода пильной рамки — расстояние, проходимое пильной рамкой сверху вниз за полный оборот коренного вала. Одноэтажные рамы строятся с высотой хода от 220 до 410 мм, двухэтажные — до 700 мм.

Скорость вращения коренного вала рамы, или число двойных ходов пильной рамки в минуту, колеблется от 210 до 450. Рамы с меньшим просветом имеют более легкую пильную рамку и соответственно большую частоту вращения.’

Мощность привода определяет тип и потребную мощность электродвигателя и возможную производительность рамы.

Система механизмов подачи характеризует способ продвижения бревна в процессе распиловки. Есть два вида подачи и две системы механизмов подачи: непрерывная и толчковая. Толчковая подача делится на однотолчковую и двухтолчковую. При непрерывной подаче бревно продвигается в раму непрерывно во время холостого и рабочего хода пильной рамки; при однотолчко-вой подаче — только за рабочий или только за холостой ход; при двухтолчковой — один толчок происходит за рабочий, другой за холостой ход пильной рамки. Быстроходные лесопильные рамы снабжены механизмами непрерывной подачи бревен.

Большое значение для производительности рамы имеет посылка— наибольшая возможная конструктивная величина подачи за один оборот вала рамы, которая определяется конструкцией механизма подачи.

Конструкция. На рис. 36 показана среднепросветная лесопильная рама 2Р75-1. Это рама первого ряда и предназначена для распиловки бревен на двухкантные брусья, необрезные доски и горбыли (распиловка с брусовкой), а также бревен на необрезные доски и горбыли (распиловка вразвал).

Лесопильная рама включает в себя станину, механизм резания, механизм подачи, механизм изменения уклона пильной рамки, механизм изменения подачи, направляющий аппарат, тормозное устройство с блокировками, ограждения и систему управления.

Станина состоит из фундаментной плиты, остова и двух стоек с поперечными связями. Станина является основой лесопильной рамы и несет на себе все ее главные части.

Механизм резания включает в себя кривошипно-шатунный механизм, пильную рамку и привод.

Рис. 1. Лесопильная рама 2Р75-1: 1 — стойки станины, 2 — тормоз, 3 — рычаг тормоза, 4 — ограждение вальцов, 5 — редуктор механизма подачи, 6 — механизм привода верхних вальцов, 7, 10 — верхние передние и задние ворота, 8 — механизм изменения уклона пильной рамки, 9 — остов станины, 11 — нижний задний валец, 12 — направляющий аппарат, 13 — ограждение привода подачи, 14 — привод механизма подачи, 15 — ограждение главного привода, 16 — кривошипно-шатунный механизм; 17 — лоток для опилок, 18 — система охлаждения, 19 — пильная рамка, 20 — смазочная система, 21 — нижние передние ворота, 22 — механизм изменения подачи, 23 — ограждение механизма изменения подачи, 24 — ограждение пильной рамки, 25 — указатель подачи, 26 — фундаментная плита, 27 — главный привод

Кривошипно-шатунный механизм состоит из коренного (коленчатого) вала с двумя маховиками и шкива.

Пильная рамка состоит из верхней и нижней поперечины и двух вертикальных стоек. Поперечины имеют щели для пропуска концов карабинов, закрепляющих пилы. На концах поперечин имеются четыре ползуна из прессованной древесины или текстолита. Ползуны являются опорами скольжения. Пильная рамка получает возвратно-поступательное движение от коренного вала через шатун. Нижний конец шатуна соединен через подшипник с коленом коренного вала, а верхний с помощью пальца — с ушами нижней поперечины пильной рамки. Пильная рамка включает в себя механизм 8 автоматического изменения уклона пильной рамки в зависимости от величины подачи. Верхние направляющие пильной рамки смонтированы на подвижных плитах. Смазка направляющих централизованная. Нижние направляющие имеют водяное охлаждение.

Механизм подачи состоит из привода подачи, редуктора и привода верхних и нижних вальцов. Продвижение бревна осуществляется двумя парами подающих вальцов, получающих вращение от электродвигателя 14 через ременную и зубчатую передачи.

Подающие вальцы смонтированы на воротах 7, 10 рамы. Подъем верхних ворот и вальцов гидравлический. Управляют подъемом вальцов с околорамного пульта или с пульта на тележке.

На задних воротах смонтированы навесные направляющие ножи, которые удерживают распиленное бревно или брус от развала и обеспечивают правильное направление выходящего из рамы распиленного бревна или бруса. Направляющие ножи на нужный размер бруса или пачки досок устанавливают ходовыми винтами, связанными между собой двумя коническими передачами.

У всех рам для затормаживания коренного вала при остановке рамы имеется тормозное устройство, состоящее из стальных лент, охватывающих маховики. Управляют тормозом рычагом, смонтированным на станине рамы.

Для обеспечения безопасных условий работы все движущиеся части рамы имеют ограждения в виде сварных конструкций из листовой стали.

Блокировка лесопильных рам. Правилами техники безопасности по обслуживанию лесопильных рам предусматривается обязательная блокировка ограждения кривошипно-шатунного механизма с пусковым и тормозным устройствами рамы. Кривошипно-шатунный механизм рамы расположен в первом (нижнем) этаже цеха. Он представляет собой опасную зону и должен быть огражден. Ограждение кривошипно-шатунного механизма имеет форму шкафа. Дверцы его могут быть раскрывающимися, складывающимися или сдвижными. Схемы блокировки ограждения меняются в зависимости от типа ограждения.

Рис. 2. Блокировка ограждения кривошипно-шатунного механизма на лесопильной раме: 1 — рычаг тормоза, 2 — запорная планка, 3 — направляющая запорной планки, 4 — рычаг дверцы, 5 — палец, 6 — соединительная планка, 7 — поводок задвижки, 8 — дверца ограждения

Механическая блокировка ограждения на лесопильной раме изображена на рис. 2. Дверца ограждения шарнирно соединена через рычаг с запорной планкой, которая может менять свое положение в направляющей.

На рисунке показано положение, когда рама заторможена, не работает. Рычаг, соединенный шарнирно с валом тормоза, опущен и дает возможность запорной планке выйти из направляющей и открыть дверцу. При открытой дверце раму невозможно снять с тормоза, а следовательно, пустить ее в ход, так как рычаг упирается в запорную планку и препятствует повороту вала тормоза.

При работающей раме рычаг будет находиться против планки и не даст возможности выйти ей из направляющей.

Отечественные лесопильные рамы, изготовляемые специализированными заводами, маркируются в зависимости от типа, ширины просвета в см и порядкового номера модели. Например, марка РД75-1 означает : рама двухэтажная с просветом 75 см, модель 1-я ; РД75-2— такая же рама, но модель 2-я ; марка Р65-1 означает : рама одноэтажная с просветом 65 см, модель 1-я.

Двухэтажная лесопильная рама РД75-1 (просвет 750 мм).

Эта рама является типичной из наиболее распространенных сред-непросветных рам (см. 1-й том).

Двухэтажная лесопильная рама РД75-2 имеет такой же просвет 750 мм и отличается от лесорамы РД75-1 наличием пневматического подъема вальцов, который дает возможность распиливать бревна комлем вперед, что обеспечивает следующие преимущества:
а) засорение пил резко снижается, в результате чего почти целиком устраняются по этой причине простои, доходящие обычно до 1,5—2% ;
б) облегчается применение поставов с тонкими досками по краям, вследствие того, что бревно проходит через раму плавно, без толчков подбрасывания;
в) уменьшается количество вывертов бревен в наиболее ценной комлевой части;
г) возможно применение автоматической уборки коротких горбыльков, отпиливаемых в»комлевой части бревна;
д) снижаются потери на скольжение бревна.

Монтируют лесопильные рамы на массивном фундаменте, размер и объем которого зависит от грунта и определяется расчетным путем. Фундамент изготовляется из бетона составом 1:3:5 (цемент марки 90, песок, гравий) или из кирпича на цементном растворе.

Для фундаментных болтов в фундаменте оставляют колодцы с окнами внизу, в которые сверху пропускают фундаментные болты и укрепляют внизу в чугунных подушках. Болты не заливают раствором, чтобы в случае разрыва во время работы их можно было легко извлечь и заменить новыми.

После того как фундамент окрепнет, на него устанавливают фунда-ментную плиту, которую с помощью стальных клиньев толщиной до oU—40 мм, расположенных на расстоянии 200—300 мм один от другого, выверяют по уровню в горизонтальной плоскости с точностью 0,3/1000 мм и с помощью стальной струны в вертикальной плоскости, проходящей через намеченную продольную линию рамы (рельсового пути). Затем производится подливка плиты цементным раствором составом 1:1:2. Через 6—8 дней затягивают фундаментные болты и приступают к сборке.

Рис. 1. Монтажная схема рамы РД75.

Перед сборкой детали рамы промывают керосином для удаления с них антикоррозионного покрытия и насухо протирают чистыми концами, потом обработанные поверхности протирают масляной тряпкой, а трущиеся поверхности смазывают. Сборка частей осуществляется строго по разметке завода-изготовителя.

Роликоподшипник шатуна насаживается на палец с пришабровкой конуса по краске (пятна прилегания 90%). Радиальный зазор после затяжки должен быть равен 0,09—0,06 мм. Роликоподшипники перед монтажом промываются в бензине или чистом горячем минеральном масле.

Технические условия но нормам точности, которым должна отвечать двухэтажная лесопильная рама после монтажа или ремонта:
1. Элементы вала не должны иметь радиального биения. Допуск для маховиков —0,6 мм, рабочего и холостого шкивов 0,7 мм, ступенчатого шкива — 0,3 мм. Также не должно быть аксиального биения. Допуск для маховиков 0,6 мм, рабочего и холостого шкивов 0,7 мм, ступенчатого шкива —0,3 мм. Коренной вал не должен иметь осевого смещения. Допуск 0,15 мм.
2. Конусная поверхность пальца кривошипа должна соответствовать калибру, а подшипник должен плотно садиться на конус. Проверяется по краске соприкосновение по длине подшипника и конуса не менее чем на 70% длины.
3. Посадочный зазор в мотылевом и коренных подшипниках должен быть в пределах от 0,035 до 0,06 мм. Проверяется щупом зазор между наружной поверхностью ролика и внутренней поверхностью наружного кольца (см. инструкцию ЦКБТ «Союзподшипниксбыт» по монтажу и регулированию подшипников).
4. Призматические направляющие в установленных боковинах должны быть симметрично расположены относительно вертикальных плоскостей, проходящих одна через ось коренного вала, а другая перпендикулярная ей, через ось шатуна. Симметричность проверяется тремя отвесами по шаблону, передвигаемому по направляющим и имеющему риски—одну посередине между конусными частями и две — по краям, расположенным в плоскости оси вала. Допускаемое отклонение по верхним направляющим 2 мм, по нижним 1 мм и по оси шатуна 0,5 мм (отклонение только в одну сторону).
5. Осевая линия собранной пильной рамки должна проходить через ось шатуна и шейки кривошипа. Проверяется по отвесу, проходящему через центральные риски траверс, расстояние от струны до внутренних торцов маховиков. Допуск 1,5 мм.
6. Пильная рамка должна двигаться прямолинейно. Проверяется в верхнем и нижнем положениях уровнем, положенным на поперечину. Допуск 0,8 мм т длине 1000 мм.
7. Зазор между ползунами и направляющими должен быть в пределах 0,15 мм. Проверяется щупом.
8. Установочная линейка должна быть параллельна оси нижних вальцов. Проверяется штихмасом. Допуск 0,5, мм.
9. Нижние вальцы должны быть параллельны между собой. Проверяется штихмасом. Допуск 0,5 мм на длине 1000 мм.
10. Оси нижних вальцов должны быть горизонтальны и лежать в одной плоскости. Горизонтальность проверяется Уровнем, положенным на прокладки. Допуск 0,5 мм на длине 1000 мм.
11. Оси верхних и нижних вальцов должны быть параллельны. Параллельность проверяется штихмасом. Допуск 0,5 мм на длине вальца.

Рис. 2. Схемы проверки

13. Направляющие ножи должны быть перпендикулярны осям вальцов. Проверяется специальным вилкообразным шаблоном, упирающимся в вал вальца, и щупом. Допуск 0,8 мм на длине ножа.
14. Направляющие ножи должны лежать в вертикальных плоскостях. Проверяется рамным уровнем. Допуск 0,5 мм на длине 1000 мм.
15. Горизонтальный диск фрикциона не должен иметь радиального и торцевого биения. Проверяется индикатором. Допуск 0,2 мм.

Рис. 3. Проверка направления рельсовых путей:
1 — шнур; 2 — отвес; 3 — уровень; 4 — брус; 5 — шаблон ; 6 — вальцы; 7 — рябухи; 8 — проверочная стрелка.

Рис. 4. Проверка горизонтальности рельсовых путей:
1 — шаблон; 2 — риска середины; 3 — планка шаблона; 4 — станина; 5 — шнур; б — вальцы; 7 — отвес; 8 — уровень; Р — рельс; 10 — пол; 11 — брус.

После сборки рамы укладывают рельсы и монтируют рольганги, выдерживая направление вдоль оси, согласно стальной струне и стрелке, укрепленной на нижних вальцах рамы, высоту в соответствии с монтажным чертежом и горизонтальность (рис. 4). По обе стороны рельсового пути набивают бруски, а между рельсами делают настил вровень с рельсами.

Пробный пуск рамы можно производить не ранее чем через 10—12 дней после подливки фундаментной плиты. Перед пуском все части рамы и их крепления тщательно проверяются, трущиеся части обильно смазываются. Проверку рамы производят на холостом ходу в течение 8 час. при полном числе оборотов, П0Д непрерывным наблюдением опытного слесаря. Затем переходят на распиловку пРи sf средних режимах нагрузки и, вконец, загружают раму полностью. РП7 азка основных элементов лесорамы типа Д5. Роликоподшипники коленчатого вала и шатуна смазывают консистентной смазкой УТВ 1 раз в месяц; направляющие ползунов через лубрикатор—солидолом УС-3, шарикоподшипники — солидолом УС-3, палец верхней головки шатуна—индустриальным маслом 45 2 раза в смену, цепи и шестерни смазывают солидолом УС-31 раз в смену.

При этом необходимо:
1) промывать подшипники ЦКБ № 999 мо-тылевой головки шатуна и коренные подшипники в первый месяц 1 раз в неделю, в последующие месяцы 1 раз в месяц;
2) не реже 1 раза в год производить полную смену смазки и промывку всех ролико- и шарикоподшипников;
3) наполненные солидолом колпачковые масленки подвертывать на 3/4—1 оборот крышки при каждой смазке;
4) смазку рамы производить только после останова, торможения ее и включения стопоров, исключающих самопроизвольный пуск рамы;
5) регулировку смазки верхнего подшипника шатуна производить поворотом пробки с квадратом, при этом передвигается поршень, находящийся в заполненной маслом полости пальца, который перекрывает выходное отверстие диаметром 6 мм. На пробке имеется лыска с пятью делениями при установке на ноль отверстие перекрывается, на первом делении масло поступает в небольшом количестве.

Электрооборудование и наиболее изнашивающиеся детали и принадлежности лесорам РД75-1 и РД75-2.
а) Электрооборудование рамы включает в себя : электродвигатель с короткозамкнутым ротором типа ГАМ-116, 220/380 в, 750 об/мин, 70 кет, 3 контактора КТ-34А, 4-й величины, амперметр 300/5а, ЗН, конечный выключатель ВК-110, реле времени РВМ-2, 3 элемента кнопочной станции КС1-23, трансформатор тока ТКМ-1 350/5а, 3 предохранителя трубчатых с передним присоединением ПР-1-350, 2 предохранителя нормальных с передним присоединением ПРМ-1, выключатель, тумблер, рубильник 3-полюсный с боковой ручкой Р-200, клеммник силовой сети на 9 клемм и на 18 клемм КН-1018.
б) В рамах РД75-1 и РД75-2 использованы для коренного вала и шатуна мощные роликоподшипники ЦКБ 999 (3 шт.), для холостого шкива—шарикоподшипники радиальные однорядные № 220 (2 шт.), для валика подачи —шарикоподшипники сферические № 309 (2 шт.) и упорный однорядный № 8211, для переводки—радиальные однорядные № 205 (4 шт.), для верхней части шатуна моЯсет быть применен игольчатый подшипник ЦКБ-1000.
в) Для передачи движения в узле подачи применены приводные цепи t — 35 мм с роликами d — 22 мм, длиной 3300 мм (1 шт.), для верхних ворот—втулочно-роликовая t =25,4 мм, d = 16 мм, длиной 1600 мм (1 шт.) и для направляющего устройства однорядная цепь t = 15,87 мм, d = 10,05 мм, длиной 3200 мм (1 шт.).
г) Для главного привода этих рам используется прорезиненный шестипрокладочный ремень толщиной 7,5 мм, шириной 225 мм и длиной 12—14 м, а для привода подачи четырехпрокладочный толщиной 5 мм, шириной 60 мм, длиной 6 м.
д) Запасные части: втулки З-ЗП, 3-26, 3-18 и 3-19 (БРОЦС 6-6-3), волчок 3-42 (текстолит), шестерня 3-27 (сталь 45), втулки 4-10 4-12 и 4-13 (БРОЦС 6-6-3), шестерни 4-18 и 4-19 (сталь 45); втулки 6-6 6-7 и вкладыши 9-3, 9-4 (БРОЦС 6-6-3); втулка 13-3 (сталь 45).

Рис. 5. Запасные части рам РД75-1 и РД75-2.

Компрессорная установка. Для лесопильных рам (РД75-2) с пневмоуправлением, а также для тележек, сбрасывателей и перекладчиков, оборудованных пневмоприводом, необходимо на лесозаводе иметь компрессорную’установку.

Для двухрамного лесозавода надо иметь два компрессора (один из них резервный) марки КСЭ-ЗМ, производительностью 3 м3/мин, давлением 7 кг/см2 с охладителем и ресивером емкостью 2 м3, для четырехрамного завода—два компрессора (один резервный) марки КСЭ-6М, производительностью 6 м31мин, давлением 7 кг/см2, с охладителем и ресивером емкостью 4,5 м3, для восьмирамного завода — три компрессора (один резервный)марки КСЭ-6М, производительностью 6 м3/мин, давлением 7 кг/см2, с охладителями и двумя ресиверами емкостью 4,5 м3.

Двухэтажная лесопильная рама РД110-2 просветом 1100 мм предназначена для распиловки толстомерных бревен на доски р брусья и брусьев на доски. Эта рама конструктивно отличается от рамы РД75-2 наличием гидропривода для подъема вальцов и механизма качания пильной рамки, обеспечивающего отвод пил от дна пропила при движении пильной рамки вверх. Для заправки бревна в вальцы впереди рамы предусмотрен подъемный ролик с гидроцилиндром.

Электрооборудование и наиболее изнашиваемые покупные детали :
а) электродвигатели: главного привода АМ6-127-10, 115 кет, 585 об/мин (1 шт.); подачи — Т52/8-4-2, 3/5/6 кет; 720/1420/2840 об/мин (1 шт.) и насоса —А052/6; 4,5 кет, 950 об/мин (1 шт.);
б) лопастной насос двойного действия ЛЗФ-70 производительностью 70 л1мин при п =950 об/мин и р =65 кг/см2;
в) приводные ремни клиновые на подачу Б2800 (4 шт.) и тканый прорезиненный шестипрокладочный шириной 350 мм, длиной 20 м;
г) рамные пилы шириной 150 или 180 мм, толщиной 2,4 -мм, длиной 1950 мм (20 шт.).

Рекомендации по монтажу, приведенные для рам РД75, применимы для этой рамы.

Одноэтажная лесопильная рама Р65-1 (рис. 6) имеет просвет 650 мм (см. том I). Раму монтируют после того, как фундамент окрепнет (через 5—6 дней). Выверка рамы производится при помощи клиньев толщиной 20—30 мм, расположенных на расстоянии 200—300 мм друг от друга. Проверка производится уровнем, который кладется на коренной вал и подрамник, либо рамным уровнем, прикладываемым к направляющим, или же отвесом. Допуск 0,2 мм на длину 1000 мм.

Через 3—4 дня после подливки фундаментной плиты цементным раствором болты подтягивают. Раму можно пускать через 10—12 дней после подливки фундаментной плиты.

Рельсы устанавливают по чертежу и строго по продольной оси лесорамы, с проверкой перпендикулярности их нижним подающим вальцам, на которые крепится стрелка длиной 0,7—1 м. Струна натягивается по всей длине рельсов впереди и позади рамы и выверяется по шаблону и указанной стрелке, которая поворачивается на 180°.

Рис. 6. Монтажная схема рамы Р65-1.

Технические условия по нормам точности, которым должна отвечать лесорама типа Р65-1 после монтажа или ремонта:
1. Коренной вал должен быть горизонтальным (предварительная установка рамы). Допуск 0,2 мм на длиуе 1000 мм.
2. Рабочие поверхности верхних и нижних основных плоских направляющих должны лежать в одной плоскости. Положение их проверяется линейкой и щупом. Допуск 0,2 мм на длине 1000 мм.
3. Рабочие поверхности плоских направляющих должны лежать в плоскости, параллельной оси коренного вала. Параллельность проверяется линейкой и штихмасом. Допуск 0,4 мм на расстоянии между направляющими.
4. Рабочие поверхности плоских направляющих должны быть вертикальными. Вертикальность проверяется линейкой и угловым уровнем. Допуск 0,5 мм на длине 1000 мм.
5. Линии пересечения рабочих плоскостей призматических направляющих должны быть параллельны между собой и параллельны плоским направляющим. Проверяется специальным шаблоном и щупом. Допуск 0,3 мм на длине 1000 мм.
6. Плоские рабочие поверхности ползунов пильной рамки должны лежать в одной плоскости, параллельной оси пальцев поперечины. Проверяется на плите щупом. Допуск 0,3 мм на длине 1000 мм.
7. Линии пересечения рабочих плоскостей призматических ползунов пильной рамки должны быть параллельны между собой и параллельны рабочим плоскостям плоских направляющих. Проверяется специальным шаблоном и штихмасом у рамки, положенной на плиту. Допуск 0,3 мм на длине 1000 мм.
8. Линии пересечения рабочих плоскостей призматических ползунов должны быть перпендикулярны оси пальцев поперечины. Проверяется специальным шаблоном. Допуск 0,3 мм на длине 1000 мм.
9. Ползуны должны двигаться в направляющих без большого зазора; Проверяется щупом. Допуск 0,3 мм.
10. Пильная рамка не должна иметь бокового смещения. Допуск 0,3 мм.
11. Опорные поверхности для подвесок пил у верхней поперечины пильной рамки должны лежать в одной плоскости, то же у нижней поперечины. Проверяется шаблоном и щупом. Допуск 0,3 мм.
12. Верхние подшипники шатунов не должны создавать перетяга (перекоса) пильной рамки. Проверяется при сборке” путем надвигания рамки на открытые подшипники обоих шатунов ; цапфы должны одновременно касаться поверхности подшипников. Допуск 0,1 мм.
13. Эксцентриситеты обоих пальцев кривошипов должны быть одинаковы. Допуск 0,1 мм.
14. Оси пальцев и их эксцентриситеты должны совпадать. Допуск 0,1 мм.
15. Оси всех подающих пальцев должны быть” горизонтальны и параллельны между собой. Допуск 0,5 мм на длине 1000 мм.

Смазка основных элементов рамы Р65-1 : коренные подшипники главного вала—машинным маслом ЗОЛ (заливается в корпус), роликоподшипники шатунов—солидолом УС-1 1 раз в 2 месяца, направляющие ползунов—машинным маслом 30 (заливаются коробки с губками 2 раза в смену).

Рис. 7. Запасные части рамы Р65-1.

Электрооборудование, наиболее изнашивающиеся детали и принадлежности рамы Р65-1.
а) электродвигатель МКА, 29,5 кет, 750 об/мин; масляный реостат, рубильники Р-202, предохранители ПР-200 (2 шт.) и плавкие вставки па 200а (6 шт.);
б) подшипники качения № 3612 для шатунов (2 шт.) или № 1612 (2 шт.) и для кривошипного рычага подачи — № 1307 (1 шт.);
в) втулочно-роликовые цепи t =35 мм, I =6370 мм;
г) прорезиненный ремень шириной 125 мм, длиной 12 м;
д) запасные части: нижняя собачка 5-4 (СЧ 21-40); ползуны 7-9 и 7-10 (лигностон); вкладыши 8-3 и 8-4 (ОЦСН 2,5-7-5-1).

Наладка рамы Р61-1. Подача зависит от диаметра и породы Распиливаемого бревна, от состояния древесины (при мерзлых брев-подача уменьшается на 20%).

Величина посылки (подачи) на этой раме регулируется путем перемещения ползушки на кулисе и перестановки пальца кривошипа по пазу, имеющему длину 60 мм. При распиловке тонких бревен диаметром от 10 до 20 см палец устанавливается на расстоянии, примерно 20 мм, от центра вала; для средних бревен диаметром 35 см — на расстоянии 40 мм и для толстых бревен, диаметром свыше 35 мм, на расстоянии 60 мм.

Ползушку кулисы при этом передвигают вправо до положения, при котором будет наиболее полно использована мощность привода.

Эксцентрик механизма подачи устанавливается под углом опережения, равным 40°. Этот угол фиксируется при установке оси паза на 40° от горизонтали, когда шатун установлен в верхнем мертвом положении, а контркривошип — в вертикальном положении. Пилы устанавливаются с постоянным уклоном 2 мм на длине хода рамки.

Новая модель одноэтажной рамы Р65-3 имеет просвет 650мм, ход 410 мм, число оборотов 280 в минуту и подачу от 2 до 29 мм. Рама отличается наличием дифференциально-кулачкового неханизма подачи с реверсом и антивибратора. Вес рамы 3900 кг. На этой же базе построены рамы коротышевая РК и передвижная РП.

Эксплуатация лесопильных рам. При эксплуатации лесорамы и ее наладке необходимо учесть следующие основные рекомендации по подготовке и установке пил, пуску рамы, распиловке,‘выявлению причин брака и по технике безопасности.

2. Фугование зубьев производителя напильником, бруском или на специальном фугующем приспособлении с вращающимся в горизонтальной плоскости шлифовальным кругом (см. том I). Разница в уширении на сторону у фугованных зубьев не должна превышать 0,1—0,05 мм.

3. Плющение зубьев рамных пил. Преимущества перед разведенными зубьями : возможность повысить подачу на зуб на 25% без повышения расхода мощности, при уменьшении пропила на 10%, а при увеличении шага на 25% можно увеличить подачу на 1 зуб на 70° и, таким образом, увеличить производительность на 36% (по данным проф. A. JI. Бершадского); применение более тонких пил, повышение качества обработки поверхности доски ; меньшая затупляемость пил благодаря равномерности нагрузки зубьев; уменьшение блуждания пил.

Техпроцесс плющения: проверка зубьев, предварительная заточка по профилю, плющение, выравнивание кончиков зубьев фуговкой, напильником или путем заточки на станке, формование зубьев, окончательная заточка за 2—3 прохода.

Установка пил. Устанавливаемые пилы, разлучки и захваты (подвески) должны отвечать следующим условиям:
1. Полотно пилы должно быть совершенно чистым, без местных неровностей, и провальцовано так, чтобы при изгибе полотна в середине его получался зазор 0,15—0,30 мм (проверяется линейкой и щупом).
2. Пилы должны быть одинаковой ширины (допуск ± 20 мм) и заточены согласно заданному профилю; зубья пил не должны иметь заусенцев, засинения, трещин и следов затупления (бликов). Лезвия зубьев должны быть заправлены оселком.
3. Режущие кромки зубьев должны лежать на одной прямой (положение их проверяется линейкой, допуск 0,8 мм) и должны быть перпендикулярны к полотну пилы.
4. Зубья на 2/3 своей высоты должны быть разведены на одинаковую величину в пределах 0,45—0,80 мм на каждую сторону (меньшие значения для сухой древесины и твердых пород и большие для влажной древесины и мягких пород). Боковые кромки должны быть профуго-ваны и лежать в одной плоскости (допуск ± 0,05 мм).
5. Разлучки, применяемые для крепления пил, изготовляются из твердой древесины влажностью 15% (допуск ± 3%) или металла с гладко обработанными параллельными между собой кромками, точными по толщине (допуск +0,2 и —0,1 мм), длиной 130 мм (допуск ±5 мм) и высотой 40—50 мм (допуск ±2 мм). Размер разлучек проверяется при помощи предельных калибров.
6. Подвески должны быть исправные, одинаковые по длине и легко поворачиваться в прорезях поперечин пильной рамки. Щечки подвесок не должны иметь трещин и забои;..

При установке пил надо:
1. Давать пилам нужный уклон (допуск ± 0,5 мм) по уклономеру, Равный половине подачи плюс 1—2 мм на ход рамки у рам с ходом, Равным 600 лш; одновременно учитывать, что пильная рамка у лесорам типа РД75 имеет постоянный уклон, равный 12 мм на ход. При этом линия натяжения у нижнего захвата должна отходить от середины полотна пилы не более чем на 0,3 ширины пилы для тонких полотен (1,4—1,6 мм) и 0,4—для толстых (1,8 мм и более).
2. Располагать постав пил на верхней и нижней поперечинах посередине и симметрично (допуск ±3 мм); выверить пилы соответственно направлению рельсов с помощью линейки и угольника.
3. Верхние разлучки следует ставить так, чтобы расстояние от них До бревна в комле в нижнем положении было не менее 80 мм. Нижние разлучки опираются на щечки подвесок, они не должны доходить до верха нижних вальцов на 50 мм.
4. По краям постава ставить более широкие и толстые (2,0—2,2 мм) пилы, зубья которых должны выступать по отношению к зубьям средних пил. Применять при брусовке пилы, прилегающие к пласта бруса, шириной 120 мм, толщиной 2—2,2 мм.
5. Проверить все пилы по угольнику и специальной линейке (допуск 0,1 мм на ширине полотна) и на отклонение при перемещении пильной рамки из верхнего положения в нижнее. Допуск 0,2 мм.
6. Окончательную затяжку (или ослабление) пил производить равномерно и симметрично от краев к середине постава в несколько приемов.

Пуск лесорамы и распиловка. Пуск рамы производится только после того как будут проверены правильность установки, натяжения и бокового крепления пил,проверена устойчивость пильной рамки в направляющих, убраны все посторонние предметы, очищены вальцы, закрыты ворота, проверены ограждения и дан сигнал о пуске.

После распиловки первых 3—4 бревен пилы нагреваются, удлиняются и их необходимо подтянуть. При распиловке надо придерживаться следующих правил :
1. Проверить, чтобы был достаточный подъем верхних вальцов лесорамы.
2. Подачу бревна производить строго центрально по поставу.
3. Тележку отцеплять от бревна только тогда, когда остающаяся часть бревна не будет превышать 0,35 длины бревна.
4. При пропуске первого бревна проверить положение направляющих ножей и толщину получаемых досок.
5. Следить за качеством распиловки и принимать меры к устранению ненормальностей.
6. Распиливать бревна, соответствующие поставу: не перегружать раму; уменьшать подачу при распиловке закомелистых и суковатых бревен.
7. Имеющиеся на бревне наросты и суки нужно срубать.
8. Не запускать в раму бревен, имеющих большие перерубы, или коротких бревен, так как они могут в раме сломаться и повредить ее ; не подавать бревен с гвоздями или другими металлическими включениями.
9. Следить за тем, чтобы бревно во все время распиловки было прижато верхними вальцами.
10. Бревно зажимать клещами по диаметру.
11. При попадании загрязненного с одной стороны бревна пропускать его через раму так, чтобы эта сторона была снизу, во избежание затупления пил.
12. При распиловке бревна с выступами следить за тем, чтобы они не захватили вспомогательную тележку и не затащили ее в раму.

Рис. 8. Проверка пил по линейке и угольнику:
1 — линейка; 2 — угольник; 3 — опорные кронштейны; 4 — стойки рамы; 5 — пилы.

Неполадки в работе. При эксплуатации лесопильных рам случаются различные неполадки и дефекты в работе основного и вспомогательного оборудования, которые могут являться причиной появления брака при распиловке.

К основным видам брака относят: кривизну досок или бруса, крыловатость, волнистый распил, зарезание досок или бруса, отклонения от установленной толщины досок и брусьев, нечистую поверхность и появление вмятин и «уса» (бахромы) на кромках, получение досок с метиком поперек торцов.

Наблюдение за работой рамы производится слесарями. При этом они следят за тем, чтобы:
1) не ослабло крепление фундаментных болтов, подшипников коренного вала и шатуна, а также других болтов, скрепляющих части станин или отдельных механизмов;
2) не увеличился зазор в трущихся парах;
3) не ослабла посадка частей составного коренного вала; посадка маховиков и шкивов, пальца кривошипа и верхнего пальца шатуна, противовесов ;
4) не выбрасывало масло из мотылевого подшипника;
5) не грелись мотылевые и коренные подшипники, а также верхнее соединение шатуна с пильной рамкой;
6) не появлялись трещины в шатуне, поперечинах пильной рамки, в корпусах подшипников, фундаментной плите и станине;
7) все трущиеся части смазывались строго по инструкции, ползуны не перегревались (и не горели) и правильно были затянуты;
8) рабочие поверхности лобового вариатора не замасливались и не загрязнялись, а фибровый ролик не имел выработки в виде плоских лысок;
9) шестерни и цепи были очищены от опилок и грязи и смазаны;
10) лента тормоза при работе рамы не касалась маховика (нагрев обода свыше 40° может вызвать трещину);
11) пространство между маховиками и фундаментом было очищено от опилок и грязи во избежание трения и нагревания обода;
12) рельсы не были погнуты и лежали строго горизонтально и перпендикулярно осям подающих вальцов рамы, а зазоры между рельсами и ребордами колес не превышали 2 мм.

Правила по технике безопасности для лесопильных рам.

В вертикальных лесопильных рамах должны быть полностью ограждены индивидуальными ограждениями: главный приводной ремень, рабочий и холостой шкивы, маховики, кривошипно-шатунный механизм, контрприводы, шестерни посылочного механизма, фрикционные, ременные и цепные передачи.

2. Перечисленные ограждения монтируются с таким расчетом, чтобы не препятствовали открыванию ворот рамы, переводу ремня, действию тормоза, снятию или отводу вальцов, перемещению рычагов управления, смене пил, а также смазке, ремонту и т. п., в то же время указанные ограждения должны закрывать в максимальной степени все опасные места лесопильной рамы.
3. Кривошипно-шатунный механизм одношатунной лесопильной рамы, помещающийся внутри нижней части станины, закрытой с трех сторон механизмом подачи, шкивами и лотком для опилок, можно обслуживать только с четвертой стороны, через свободное пространство между стойками станины. Это пространство во время ‘работы лесопильной рамы должно быть надежно ограждено железными дверцами (щитами) толщиной 4—5 мм. Ограждение кривошипно-шатунного механизма должно быть сблокировано с пусковым и тормозным приспособлениями так, чтобы при работе лесопильной рамы дверцы нельзя было открыть, а при открытых дверцах нельзя было бы отпустить тормоз и пустить лесопильную раму в работу.
4. Щиты должны быть снабжены ручками, с помощью которых можно было бы удобно и легко открывать и закрывать щиты.
5. Независимо от устройства ограждения, указанного в пп. 2 и 3 в нижнем этаже лесопильной рамы обязательно устройство приспособления, препятствующего пуску ее в ход из верхнего этажа, без ведома работающих внизу. Верхний и нижний этажи лесопильной рамы должны быть связаны надежно действующей двусторонней светозвуковой сигнализацией. Сигнал должен предшествовать пуску лесопильной рамы. До получения ответного сигнала пуск лесопильной рамы запрещается.
6. Тормозные устройства лесопильной рамы следует иметь такими, чтобы пильную рамку можно было быстро и легко остановить в любом положении, для чего необходимо применение ленточного тормоза. Тормозить раму деревянными подпорками воспрещается.
7. Цилиндрические пружины или грузы, предусмотренные в конструкции лесопильной рамы для увеличения прижимного действия верхних вальцов, следует отрегулировать для более тяжелых условий распиловки (толстых, обледенелых бревен и пр.) с таким расчетом, чтобы было невозможно проскальзывание или вывертывание бревна, особенно при допиливании его комлевой части.
8. Если верхние вальцы только нажимные, движение рычага с противовесом вниз следует ограничить надежными упорами или же рычаг подвесить на цепи.
9. Для повышения устойчивости распиливаемого бревна или бруса необходимо устанавливать за рамой направляющее устройство.
10. Для ремонта лесопильных рам (в частности, при выемке пильной , рамки) необходимы постоянные или переносные помосты и подъемные приспособления.
11. Пространство между рельсами рамных путей должно быть застлано заподлицо с головкой рельсов, с оставлением желобков для реборд колес. По обе стороны рельсового пути следует настлать дощатый пандус от уровня головки рельса к полу цеха.
12. Приводной механизм рамных тележек и звездочки на тележках следует закрыть так, чтобы исключалась возможность попадания ноги -рабочего под цепь.
13. Колеса рамных тележек необходимо закрыть металлическими ограждениями во избежание попадания ноги рабочего под колесо.
14. Платформа зажимной тележки должна иметь сзади металлический щиток, прикрывающий пространство между платформой и полом, во избежание попадания ноги рабочего под платформу тележки.
15. Приводные валы и звездочки тяговых цепей брусопереклад-чика следует закрыть металлическими ограждениями.
16. Контргрузы вспомогательных тележек (подкаток) должны оыть помещены в глухой неподвижный футляр под полом. Поверхность площадки для рабочего на комлевой тележке должна быть рифленой.

19. В конечных точках пути как комлевой, так и вершинной тележки лесопильной рамы должны быть остановочные упоры.
20. Во избежание захламления цеха опилками у рамы рекомендуется устанавливать специальные железные щетки или скребки для очистки выходящего бруса (или бревна) от опилок, коры, мусора и т. п.
21. Верхние части ворот лесопильной рамы и отверстия в верхней крышке станины рамы необходимо ограждать металлическими сетками, предохраняющими вылет кусков древесины (сучки, щепки) и клиньев натяжных захватов пил.
22. Верхние вальцы рамы следует опускать немедленно после того как передний (по ходу) конец бревна ляжет на передний нижний подающий валец. Бревно следует закреплять клещами задней тележки, прежде чем оно успеет пройти через пилы более 1,5 м.

Обслуживающему персоналу не разрешается:
1. Пускать неисправную раму и работать на ней или пускать раму без предварительной установки ограждения и дачи сигнала.
2. Пускать раму, не очистив ее и рабочее место от мусора, опилок и коры.
3. Работать и пускать бревно в раму до начала достижения ею полного числа оборотов.
4. При временных отлучках оставлять работающую раму.
5. Снимать и надевать на ходу ремни.
6. Производить на ходу всякие исправления: подтягивание болтов, смазку и чистку рамы.
7. Снимать ограждение с рамы до полной остановки ее.
8. Надевать цепи руками на звездочки во время их передвижения.
9. Открывать ворота или выкатывать вальцы рамы до полной остановки ее.
10. Останавливать раму во время распиловки древесины, за исключением аварийных случаев.
11. Во время распиловки бревна обрубать сучья, сметать кору, опилки, мусор, скалывать лед с бревна и облокачивать на движущееся бревно.
12. Вытаскивать на ходу рамы застрявшие в поставе куски дерева.
13. Поддерживать выходящие из рамы бревна или горбыли ногами, руками или туловищем.
14. Вытаскивать на ходу рамы захваченные шестернями и посылочными вальцами концы, тряпки.
15. Очищать с вальцов опилки, кору и мусор во время работы рамы.
16. Производить чистку или смазку рамы при недостаточном освещении.
17. Засорять отходами и отбросами подходы к лесораме.
18. Пользоваться незаточенными, нерасклепанными и неразведен-ными пилами.

При всяком ненормальном стуке в раме, при вибрации и перегреве направляющих пильной рамки, при поломке пил, при обнаружении гвоздей в бревне раму необходимо остановить.

Для натяжения рамных пил применяют клиновые, эксцентриковые и винтовые устройства. Осваиваются также гидравлические натяжные приспособления, обеспечивающие более равномерное натяжение пил бо время работы. Это дает возможность пользоваться менее толстыми пилами, например толщиной 1,6 и 1,8 мм, и соответственно снижать потери на опилки (см. том I).

Для двухэтажных лесорам просветом 500,600, 750 и 1100 мм предназначаются гидронатяжные устройства соответственно мод. ПГЗО, ПГ40, ПГ56 и ПГ90 весом 14,5; 16; 19 и 30 кг с давлением масла 400—500 кг/см2, обеспечивающие натяжение каждой пилы до 4000—6000 кг.

Данные для расчета лесопильных рам. При монтаже, эксплуатации и ремонте лесопильных рам нужно учитывать то, что в них действуют чрезвычайно большие динамические и статические нагрузки (см. том I), которые требуют хорошего фундамента, тщательной установки, выверки и подгонки всех механизмов, тщательного ухода за трущимися парами и их смазкой, требуют хорошего наблюдения за состоянием отдельных частей машины, своевременного выявления и устранения дефектов.

Силы резания в одноэтажных рамах достигают 1500 кг (на 1 пилу ~ 150 кг), а у двухэтажных 4000 кг (на 1 пилу ~ 200 кг); инерционные силы, возникающие при движении пильной рамки, у одноэтажных рам 4000—6000 кг и у двухэтажных 15 000 — 20 000 кг; силы натяжения пил 30 000—60000 кг (на 1 пилу ~3000 кг), мощности привода одноэтажных рам до 50 л. с. и у двухэтажных до 150 л. с.

Расчет производительности лесорамы. При эксплуатации лесорамы и ее наладке необходимо учесть следующие основные рекомендации по выбору посылок и расчету производительности рам.

Подача лесорам зависит от диаметра и породы бревен, хода пильной рамки, числа пил в поставе и требуемого качества распиловки.


Реклама:



Читать далее:



Статьи по теме:


Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум