Лесопильные рамы деревообрабатывающих предприятий

Категория:
Техника безопасности в деревообрабатывающем производстве


Лесопильные рамы деревообрабатывающих предприятий

Вертикальные лесопильные рамы широко распространены в деревообрабатывающем производстве. Они предназначены для многопильного распиливания бревен, кряжей, брусьев посредством возвратно-поступательного движения механизма резания — пильной рамки «с поставом полосовых пил.

Повышенная опасность обслуживания лесопильных рам вызвана наличием у них большого числа тяжелых конструктивных элементов с вращательным и поступательным движением, подачей и распиливанием длинномерных громоздких бревен, брусьев, толстых кряжей, выбросом отходов — горбылей, реек, срезков и отщепов.

Устройства для управления, пуска и наладки лесопильной рамы и механизм резания расположены в верхнем этаже, а двигательные и передаточные механизмы — в нижнем. Поэтому рабочие, находящиеся на разных этажах, в процессе работы не видят друг друга и сообщаются посредством сигнализации.

Для обеспечения безопасной работы на лесопильных рамах необходимо соблюдать следующие требования:
— надежно ограждать все элементы станка с вращательным и поступательным движением;
— оборудовать автоматическую блокировку ограждений с пусковыми и тормозными устройствами, исключающую возможность пуска и работы механизмов лесопильной рамы при неустановленных или выведенных из нормального положения ограждениях;
— оборудовать надежную светозвуковую сигнализацию для связи рабочих, находящихся в нижнем и верхнем этажах при обслуживании механизмов;
— максимально механизировать и автоматизировать технологические процессы лесопильной рамы и операции по ее обслуживанию.

Конструкции и размеры оградительных устройств должны отвечать условиям технической эксплуатации: работы, управления, наладки, регулирования и ремонта лесопильной рамы, связи с транспортными и околорамными механизмами, удаления кусковых отходов и опилок.

Лесопильные рамы должны иметь надежные ограждения двигательных и передаточных механизмов в нижнем этаже: кривошипно-шатунного механизма, шкивов, шатунов и маховиков, приводного ремня механизма подачи, пильной рамки (в нижнем положении) и других движущихся частей.

Кривошипно-шатунный механизм одношатунной лесопильной рамы находится внутри боковых стоек станины и закрыт с трех сторон конструктивными элементами рамы — механизмом подачи, шкивами и приемником для удаления опилок. Проникновение к кривошипно-шатунному механизму возможно лишь с одной стороны. Поэтому ограждение кривошипного вала одношатунной рамы ограничивается установкой съемных металлических щитов или открывающихся дверок, которые закрывают пространство с одной стороны, между стойками станины лесорамы.

У двухшатунных лесопильных рам оба шатуна, шкивы, маховики и другие части должны быть ограждены со всех сторон. Поэтому выполнять ограждения для этих элементов двухша-тунной рамы сложней, чем для одношатунной.

В верхнем этаже необходимо ограждать зубчатые передачи, роликовтулочные цепи и шатуны в большинстве существующих конструкций двухшатунных лесопильных рам.

Чтобы пуск лесопильной рамы был невозможен при снятых или смещенных ограждениях, необходимо блокировать находящиеся в нижнем этаже оградительные устройства лесопильной рамы с органами управления, пусковыми и тормозными устройствами, расположенными в верхнем этаже.

На рис. 1 приведена конструкция блокировки ограждения кривошипно-шатунного механизма широкопросветной лесопильной рамы модели РД110-2 (Вологодский завод «Северный Коммунар»), Ограждение состоит из трех складывающихся Дверок. Дверки подвешены на шарнирах к правой стойке станины. Внизу между стойками станины укреплена полоса, в которую упираются дверки в закрытом положении.

К левой стойке планками прикреплен угольник, к нему — открытая скоба, за которую заложена щеколда. На дверках Щеколды имеется рукоятка, которая может поворачиваться вокруг оси в пределах, ограничиваемых скобой (когда она закрыта). К внутренней стороне части дверок, опирающейся на угольник, прикреплена скоба и упор.

Рис. 1. Ограждение кривошипно – шатунного механизма лесопильной рамы РД110-2 с блокировкой:
1 — дверки ограждения; 2 — полоса; 3 — плавки; 4 — угольник; 5 — открытая скоба; 6 —щеколда; 7 — рукоятка; « — закрытая скоба; S — скоба; 10 — упор; 11 — тормозной вал; 12 — крюк; 13 — конечный выключатель; 14 — собачка; 15 — конец собачки; 16 — пружина; 17 — храповое колесо

При повороте тормозного вала для растормаживания лесо-рамы в скобу заходит крюк, и при торможении он выходит из скобы. Крюк закреплен на валу. К угольнику прикреплен конечный выключатель типа ВК-11, собачка с концом и пружиной. На валу тормоза насажено храповое колесо, составляющее вместе с собачкой храповой механизм.

На рисунке показано положение ограждения с закрытыми дверками во время работы лесопильной рамы, когда крюк находится за скобой и поэтому дверки нельзя открыть. При торможении и остановке лесорамы дверки могут легко открываться, так как вал повернется и крюк выйдет из зацепления со скобой. Открываясь, дверки ограждения прекращают нажимать упором в конец собачки. Под воздействием пружины собачка прижимается к храповому колесу и упирается в один из его зубцов, после чего, при открытом ограждении, раму нельзя растормозить. Кроме того, с прекращением нажима дверок на контакт конечного выключателя размыкается электрическая цепь пускового устройства лесопильной рамы. Благодаря такой блокировке пуск лесопильной рамы возможен только при закрытых дверках ограждения кривошипно-шатунного механизма.

В ЦНИИМОД разработан вариант конструкции ограждения кривошипно-шатунного механизма, сблокированного с пусковым и тормозным устройством, пригодного для различных моделей лесопильных рам.

Ограждение крепится к стойке станины таким образом, что во время хода рамы конец задвижки планки перекрыт рычагом, прикрепленным к валу тормозного устройства. Когда рама будет заторможена и остановлена, дверка может быть свободно открыта, ибо рычаг передвинется влево и задвижка не будет в него упираться.

Рис. 2. Схема механизма блокировки ограждения кривошипно-шатунного механизма лесорамы с пусковым и тормозным устройством (ЦНИИМОД):
1 — направляющая планка; 2 — задвижка; 3 — поводок задвижки; 4—соединительная планка; 5 — рычаг дверки; 6 — палец; 7 — дверка ограждения; 8 — рычаг тормоза

В этом положении рычаг с помощью соединительной планки и поводка выдвинет задвижку из направляющей над рычагом тормозного устройства. При открытых дверках ограждения нельзя растормозить и пустить в ход лесораму, так как рычаг тормоза упрется в задвижку.

Для надежности ограждения кривошипно-шатунного механизма, кроме механической, предусмотрена электрическая блокировка, связанная с пусковым устройством конечным выключателем типа ВКЦ-411, установленным на стойке станины.

Рис. 3. Схема ограждения кривошипно-шатунного механизма двухшатунных лесорам, сблокированного с пусковым и тормозным устройствами:
1 — тяги; 2 — трубы; 3—4 — сектора; 5 — упоры

Кривошипно-шатунный механизм огражден сетчатыми воротами. Обе дверки открываются и закрываются одновременно, так как они связаны системой тяг. Для облегчения поворота дверки смонтированы из труб на шариковых подшипниках. Блокировка ограждений выполнена по такому же принципу, как и у одношатунных лесорам, но с незначительным отличием.

К правым и левым дверкам прикреплены сектора, которые связаны с пусковым устройством лесорамы посредством упоров. Как показано на рисунке, при закрытых дверках оба сектора упираются в упоры, поэтому дверки нельзя открыть до перевода приводного ремня с рабочего на холостой шкив. Дверки могут быть открыты только тогда, когда упоры будут выведены за пределы сферы вращения секторов, для чего необходимо отвести упоры в сторону, а это возможно при перемещении рычага приводного ремня в левое крайнее положение, т. е. после остановки лесопильной рамы. При открытых воротах сектора препятствуют перемещению упоров вправо.

Перевод приводного ремня на рабочий шкив возможен после перемещения секторов в первоначальное положение, т. е. когда дверки ворот будут закрыты. Пространство над верхними подающими валиками ограждается навесной решеткой.

Элементы механизма подачи лесопильной рамы, находящиеся в нижнем и верхнем этаже, должны закрываться ограждениями, не препятствующими удобному их обслуживанию. Открывающиеся части ограждений механизма подачи следует блокировать с пусковым устройством так, чтобы при снятом или открытом ограждении был исключен пуск лесорамы, а также исключалась возможность открыть ограждения на ходу станка.

Целесообразно применять гидравлический привод механизма подачи, при котором отпадает надобность в его ограждении.

Вторым важным средством обеспечения безопасности работы на двухэтажных лесопильных рамах, кроме ограждений, является светозвуковая сигнализация между верхним этажом, в котором расположены устройства для пуска лесопильной рамы и ее управления, и нижним, где находятся рабочие.

Для надежности подаются двукратные световые и звуковые сигналы, из верхнего и нижнего этажей лесопильной рамы. Первые предупредительные сигналы подают из верхнего этажа перед пуском рамы, а вторые в момент пуска, после того, когда из нижнего этажа получены разрешающие пуск ответные сигналы. Вторые сигналы подаются автоматически от пусковых устройств в момент пуска рамы. Принципиальная схема сигнализации без ответного сигнала из нижнего этажа показана на рис. 5.

Однако основным средством для безопасного обслуживания лесопильных рам является надежность систем автоматической или механической блокировки ограждений лесорамы в нижнем этаже с пусковыми устройствами, находящимися в верхнем.

В лесопильных рамах новых конструкций безопасность работы обеспечивается путем коренного их усовершенствования механизацией и автоматизацией основных и вспомогательных технологических процессов.

Рис. 3. Схема двусторонней ответной светозвуковой сигнализации пуска лесопильной рамы:
1 — рубильник; 2 — контактная скоба на пусковом рычаге; 3 — зеленый световой сигнал «пускай»; 4 — красный световой сигнал предупреждающий о пуске рамы; 5 — контакты стержня для переводного засова; 6 — красный световой сигнал «не отпускать тормоза»

Рис. 4. Схема однократной двусторонней светозвуковой сигнализации:
1 — сигнальная красная лампа; 2 — зеленая сигнальная лампа; 3 — электрический звонок; Я — предохранитель; 1р — однополюсный рубильник; ВК — конечный выключатель; КУу КУ2 — кнопки управления

У современных лесопильных рам предусматривается:
— дистанционное управление рамой с помощью гидравлики и пневматики, осуществляемое с пульта впередирамной тележки;
— замена позадирамной тележки ножевым направляющим аппаратом и роликовым столом с предохранительным устройством, препятствующим подбрасыванию досок и горбылей при выходе их из рамы;
— применение в механизме подачи гидравлического привода, асинхронной электрической муфты или гидровариатора;
— централизованная автоматическая смазка посредством насоса (лубрикатора) с непрерывной подачей масла и применение водяного охлаждения направляющих;
— надежное ограждение опасных зон механизмов, совершающих поступательное или вращательное движение, и блокировка этих ограждений с пусковыми и тормозными устройствами;
— междуэтажная двусторонняя светозвукосигнализация пуска лесопильной рамы, сблокированная с пусковыми и тормозными устройствами;
— эксцентриковый или гидравлический натяжной механизм пил в пильной рамке;
— гидравлическое перемещение крайних пил в поставе без снятия их с пильной рамки;
— автоматическое регулирование уклона пильной рамки; автоматическое регулирование подъема и давления подающих вальцов при помощи гидравлики или пневматики;
— отвод поворотом вокруг вертикальной оси на одном конце нижних подающих вальцов для удобства смены пил; непрерывная подача вместо толчковой;
— использование светотеневых аппаратов для направления бревна в постав пил пильной рамки.


Реклама:



Читать далее:



Статьи по теме:


Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум