Лесоустройство и лесопромышленное проектирование

Категория:
Лесоустройство


Лесоустройство и лесопромышленное проектирование

В дореволюционное время не велось промышленное проектирование по освоению лесных массивов, и лесоустроитель решал основные лесохозяйственные задачи, не увязывая их с интересами лесоэксплуатации.

Запроектированный лесоустроителем размер рубок не соблюдался, да и рубка велась не в тех местах, которые он наметил. При таком положении нередко возникал вопрос, нужно ли вообще проводить лесоустройство.

Коренные изменения в технике ведения лесного хозяйства и лесоэксплуатации, происшедшие за годы Советской власти, обусловили новое содержание лесоустроительных работ. Применение мощной техники оказывает влияние на размеры лесосек, пространственное их размещение, срок примыкания и т. д. Без надлежащего учета эксплуатационных условий, обеспечивающих эффективную работу этой техники, нельзя составить технически грамотный проект, который можно реализовать на практике.

В наше время проводятся два вида проектирования: лесохо-зяйственное и лесопромышленное (лесозаготовительное). Лесо-хозяйственное проектирование выполняют лесоустроительные организации, изыскание механизированных дорог и проектирование механизации лесозаготовок—организации системы лесной промышленности.

Эти два вида работ должны быть тесно увязаны между собой, так как размер рубки, выбор участков и проектируемый способ рубок обусловливают успешность лесовыращивания, лесовосста-новления и подъем продуктивности леса. От решения этих трех вопросов, в свою очередь, во многом зависит создание условий, при которых механизация заготовок и транспорта леса оказывается особенно эффективной и рентабельной.

Различия в задачах лесного хозяйства, осуществляемого в лесах разных групп, обусловливают порядок увязки лесохозяйственного и лесозаготовительного проектирования.

В лесах первой группы при лесоустройстве проектируются лишь лесовосстановительные санитарные рубки, рубки ухода за лесом и лесовосстановительные рубки. Соотношение этих видов рубок зависит от состояния леса, его лесоводственных и таксационных особенностей. Лесозаготовительное проектирование в лесах первой группы имеет подчиненное значение и должно выполняться применительно к лесохозяйственным предначертаниям, принятым лесоустройством.

В лесах второй группы ведущая роль принадлежит лесоустроителю, который решает вопрос о размере пользования лесом, исходя из состояния древостоев, их возрастного распределения и среднего годичного прироста. Спелые и перестойные участки леса обычно оказываются разбросанными среди древостоев прочих возрастных категорий, поэтому в них нельзя проводить концентрированные рубки.

Постройка железнодорожных лесовозных путей в лесах второй группы обычно оказывается нерентабельной. Лес здесь нужно вывозить по имеющимся лесовозным путям. Если их нет, следует проектировать автомобильные дороги. Технико-экономические показатели дорог этого типа должны быть известны лесоустроителю. В плане рубок, кроме состояния и возрастного распределения назначаемых в рубку древостоев, необходимо учитывать максимальную загрузку механизированных транспортных путей, имеющихся в устраиваемом лесном массиве. Чтобы план рубок был реальным, выбор участков для рубки и размещение лесосек должны быть согласованы с основным лесозаготовителем, осуществляющим лесозаготовки в данном лесном массиве.

Исходя из выявившейся при лесоустройстве расчетной лесосеки в укрупненных показателях, лесозаготовитель, работающий в данном массиве, должен составить проект эксплуатации лесов и предусмотреть в нем сеть лесовозных дорог, места складов и грузовые потоки древесины.

Назначая в рубку в первую очередь участки, требующие этого по своему состоянию и возрасту, лесоустроитель учитывает пожелания, изложенные в проекте эксплуатации, составленном лесозаготовителем. В тех случаях, когда имеются одинаковые основания для назначения рубки в нескольких участках, он обязан выбирать участки, тяготеющие к одной лесовозной дороге.

В современных условиях при устройстве лесов второй группы необходимо стремиться составить не только проект плана рубок, но и проект реализации этого плана путем разработки эксплуатационных показателей, хотя бы в эскизном их оформлении, так как в лесах этой группы лесоэксплуатационный процесс надо сочетать с лесохозяйственной деятельностью. При ограниченных запасах древесины в лесах второй группы нельзя вести расчеты на сооружение лесовозных дорог с большим грузооборотом, однако более мобильные и легкие виды механизации лесозаготовок и транспорта леса должны найти место и в лесах этой группы.

Лесохозяйственные мероприятия следует проектировать таким образом, чтобы их выполнение не исключало возможности применения механизации лесозаготовок и транспорта леса.

В лесах третьей группы основной задачей лесоустройства является проведение инвентаризации лесного фонда, а в результате ее составление таксационного описания и плана лесонасаждений. На основе изучения естественноисторических условий и прошлого хозяйства лесоустроитель должен иметь хозяйственную оценку результатов применения отдельных мероприятий, рекомендовать способы рубок и лесовозобновления на ближайший ревизионный период.

Если в устраиваемом лесном массиве имеются механизированные лесовозные дороги, лесоустроитель совместно с представителем лесозаготовительной организации, построившей эти дороги, составляет на ближайшие 10 лет проект плана рубок. При составлении этого проекта надо исходить из максимальной загрузки лесовозной дороги, предложений по ее удлинению и реконструкции и скорейшему восстановлению леса на вырубаемых площадях.

При отсутствии в массиве лесовозных дорог лесоустроитель не составляет развернутого (детального) плана рубок, но должен указать, куда можно доставлять древесину из данного массива, какой вид транспорта (тип дороги) наиболее целесообразен, в каком месте следует строить лесовозную дорогу, с какими трудностями придется столкнуться при ее сооружении (резкие изменения рельефа, заболоченные пространства). Чтобы правильно осветить эти вопросы, лесоустроитель должен владеть минимумом знаний в области изыскания лесовозных дорог и их проектирования.

В лесах третьей группы лесозаготовительные проектирующие организации составляют проект освоения массива, постройки в нем механизированных лесовозных дорог, лесных поселков, лесных складов и т. п. При этом они исходят из расчета полной загрузки механизированной лесовозной дороги. Направление дороги, намечаемые очереди ее сооружения предопределяют пространственное расположение лесосек, сроки их примыкания и степень концентрации рубок применительно к правилам рубок главного пользования. В состав экспедиций и проектирующих лесопромышленных организаций должны входить специалисты по лесному хозяйству, которые обязаны вносить в проекты рубок лесоводственный минимум — мероприятия по лесовосста-новлению вырубок и оставлению на корню молодняков и средневозрастных древостоев.

При устройстве лесов третьей группы лесоустроитель обязан определить размер ежегодного пользования лесом или, иными словами, установить размер расчетной лесосеки. При установлении размера расчетной лесосеки, кроме возрастного насаждения и их прироста, необходимо учитывать загрузку проектируемого транспортного пути на весь период его действия. Вместе с этим в лесном массиве должен оставаться на корню минимальный лесной фонд, обеспечивающий потребности в древесине местного населения и местной промышленности.

Задачей проектирующих организаций должны быть разработка проектов комплексных хозяйств, сочетающих элементы лесохозяйственной и промышленной деятельности. При такой постановке вопроса лесоустройство, промышленные изыскания и проектирование промышленных предприятий должны представлять единую органически связанную систему. В данный момент эта задача остается пока нерешенной. Лесохозяйственные и лесопромышленные проектирующие организации работают раздельно, и их проекты не объединяются в единое целое. Такой недостаток должен быть изжит в ближайшем будущем.

Лесоустроительное проектирование ограничивается разработкой процентных заданий развития лесного хозяйства на ближайшее десятилетие. В практической деятельности лесохозяйственных органов выявилась необходимость в разработке по целому ряду вопросов более детальных технических проектов. Эта задача решается Всесоюзным Государственным проектно-изыскательским институтом “Союзгипролесхоз”. Им разрабатываются технические проекты по организации лесохозяйственных предприятий, строительству цехов товаров широкого потребления, зданий и сооружений пожарно-химических зданий, наблюдательных вышек, линий, связи и др.


Читать далее:



Статьи по теме:


Реклама:




Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум