Макротекстура покрытий

Категория:
Покрытия


Макротекстура покрытий

Мы уже упоминали о том, что фактура конструкционных материалов и покрытий может быть монотонной или текстурированной.

Применительно к характеристике поверхности твердых тел термин «текстура» имеет два значения. Во-первых, он характеризует степень совершенства микроструктуры кристаллических тел, являясь одной из составляющих более общего понятия микрофактуры. Во-вторых, он относится к естественным или искусственным узорам, видимым невооруженным глазом (рисунок древесных пород и минералов, крупнокристаллический узор на металлах или полимерных материалах и т. п.).

Здесь мы рассмотрим некоторые особенности текстуры применительно только ко второму значению этого термина, назвав ее макротекстурой, представляющей в наиболее общем случае ритмично повторяющийся узор, возникший в результате локальных комбинаций цветовых или фактурных параметров.

В системе конструкционный материал — покрытие макротекстура может быть атрибутом основы или покровной пленки.

Типичной иллюстрацией первого случая является поверхность древесины, покрытая прозрачным лаком, второго— трескающаяся краска (имитация крокодиловой кожи), нанесенная на металлическую или деревянную основу.

В зависимости от особенностей поверхности основы или покровных пленок узор макротекстуры может быть гладким или рельефным. Так, например, гладкая макротекстура с крупнокристаллическим узором образуется при горячем цинковании стали из расплава цинка, легированного оловом.

Рельефную текстуру дают морщинистые эмали, нанесенные на гладкую поверхность металла.

Возможные комбинации цветовых и фактурных параметров, могущих создавать узор макротекстуры, сводятся к трем основным вариантам.

1. Узор при одинаковой фактуре образуется за счет различной локальной цветности; например, отделка древесины или металла всплывающими красками, образующими гладкий мозаичный узор, или локальное распыление темной эмали на свежеокрашенную поверхность светлого фона и др.

2. Узор макротекстуры на поверхности с одинаковой цветностью возникает при локальном сочетании различных фактурных составляющих.

Примером, иллюстрирующим этот вариант, может с тужить полированная поверхность металла, например яатуни или алюминия, с вытравленными на ней рельефами или покрытие лаком «Мороз» по слою черной глянцевой эмали.

3. Наконец, рисунок макротекстуры может образоваться как результат различных локальных сочетаний цветовых и фактурных параметров одновременно.

Типичным примером этого наиболее сложного варианта является узор цветного кристаллита, полученный с помощью электрохимического окрашивания. Здесь вследствие интерференции света цвет отдельных элементов поликристаллической макротекстуры изменяется в зависимости от угла зрения, образуя весьма эффектные декоративные композиции. Фактически гладкое кристаллическое покрытие за счет различной ориентации кристаллов создает впечатление объемности.

В этой связи уместно обратить внимание на то, что гладкая макротекстура, подобно рельефной фактуре, способна маскировать мелкие дефекты поверхности, снижая требования к тщательности механической подготовки в процессе отделки. Это свойство наиболее полно выражено у текстур, включающих элементы макрорельефа или обладающих псевдообъемностью.

Примерами последних являются разработанные автором текстурированные металлолаковые покрытия на металлах — упомянутый кристаллит, искрит и цинкслоит, узор которых под гладкой и блестящей лаковой пленкой имеет более или менее выраженный псевдорельеф.

Эти и другие текстурированные металлолаковые покрытия могут значительно расширить палитру дизайнера.

Однако следует отметить, что все эти покрытия, как правило, максимально эстетичны лишь в том случае, если они сочетаются с гладкой нетекстурированной фактурой. Применение их без учета этой особенности может влиять на зрительное восприятие формы изделия, как бы размывая ее.

В заключение кратких сведений о фактуре и текстуре покрытий нужно отметить следующее.

Сочетание на одном изделии деталей с различной Фактурой, а в ряде случаев различных фактур на одной монолитной детали является одним из эффективных способов облагораживания формы. Вместе с тем такая необходимость часто диктуется не только соображениями эстетического плана, но может быть обусловлена функциональным назначением деталей и специфическими условиями их эксплуатации, что будет показано при рассмотрении санитарно-гигиенических и эргономических требований, предъявляемых к поверхности деталей различных приборов и изделий культурно-бытового назначения.


Реклама:



Читать далее:



Статьи по теме:


Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум