Металл моторов и танковой брони

Категория:
Металлургия в годы ВОВ


Металл моторов и танковой брони

Великая Отечественная война поставила перед никелевой промышленностью задачи необычайной сложности и ответственности: никель — важнейший оборонный металл, и потребность в нем резко повысилась. Дефицит никеля оказался особенно велик в первый период войны. До 1941 года некоторая его часть закупалась в Канаде. После нападения гитлеровской Германии на Советский Союз канадская фирма “Седбе-ри” прекратила поставки металла. В это время комбинат “Северони-кель” был демонтирован и временно не работал, Норильский только налаживал производство, мощности Уфалейского и Режского предприятий были невелики.

Основная тяжесть по обеспечению страны никелем легла на плечи коллектива комбината “Южуралникель”. С первых дней Великой Оте-чесхвенной войны орскне металлурги с небывалой энергией стали бороться за увеличение выпуска металла, понимая, что от этого зависит качество вооружения, боеприпасов, мощь наших танков. Верные призыву партии: “Все для фронта! Все для Победы!”, работники комбината широко развернули движение за звание “Гвардейцы трудового фронта”. Первыми это звание заслужили агломератчик А.А.Ларионов, старший горновой М.А.Лимасов, старшие электроплавильщики М.Н.Русаков и И.В.Нуждин, мастера П.А.Егоров, Д.И.Тюрин, Ф.Е.Емельянов, машинисты паровозов И.И.Савочко и Д.П.Дедовских, бригада электролизников, возглавляемая М.С.Озерцовой (в последующие годы М.С.Озерцова дважды избиралась депутатом Верховного Совета СССР).

Комбинату “Южуралникель” оказывалась значительная помощь в комплектовании рабочими и командными кадрами, в выделении горного, металлургического и транспортного оборудования. Продолжительное время здесь находился ответственный представитель ГКО П.Я.Антропов. Директором предприятия вначале был назначен член коллегии Наркомцветмета А.Н.Малинин. В это время на комбинат часто приезжали заместители наркома Н.М.Силуянов и В.А.Флоров. На “Южуралникеле” был организован филиал института “Гипрони-кель”, что способствовало быстрейшей перестройке и совершенствованию ведущих переделов производства, организации выпуска новых видов продукции, нужной фронту.

За годы войны комбинат намного увеличил выпуск продукции. Этого удалось достичь благодаря использованию всех внутренних резервов предприятия, а также пуску в эксплуатацию новых цехов по производству электролитного никеля, сульфата никеля, кобальта и значительному расширению рудной базы комбината.

Уже в сентябре 1941 года перед коллективом Кимперсайского рудоуправления была поставлена важная и ответственная задача: в максимально короткий срок закончить сооружение первоочередных промышленных объектов, железнодорожных путей, водовода и одновременно приступить к горно-подготовительным работам и эксплуатации Батамшинского месторождения.

Первые строители появились на площадке будущего рудоуправления через два месяца после начала войны. Первые тонны руды были добыты здесь в марте 1942 года. Первый состав с рудой был отправлен 12 июля 1942 года по вновь построенной железнодорожной ветке О рек — Кандагач.

В 1941 году на “Южуралникеле” началось производство такой важной для обороны страны продукции, как кобальт и сульфат никеля. Возглавлял гидрометаллургический цех с момента его пуска и до окончания войны инженер С.М.Тепикин, ставший впоследствии директором комбината. Под его руководством в сжатые сроки была отработана сложная технология кобальто-сульфатного производства, достигнуто значительное повышение извлечения кобальта. Непосредственное участие в освоении и усовершенствовании процесса приняли профессор Н.М.Славский, Г.А.Середа, О.Н.Писаржевская, С.И.Соболь, И.И.Шрамко.

Большие трудности испытывали металлурги комбината. Плавильный цех не справлялся с планом переработки никельсодержащих материалов и тормозил работу других цехов. В декабре 1941 года технический совет Наркомцветмета поставил задачу изыскать наиболее рациональные методы переработки окисленных никелевых руд.

В 1942 году большая группа инженерно-технических работников и рабочих комбината разработала и внедрила форсированную плавку в шахтных печах, что позволило увеличить проплав в 1,6 раза. Освоение этого процесса резко сократило расход крайне дефицитного кокса, уменьшило потери никеля с отвальными шлаками и улучшило условия обслуживания печей. При этом были значительно превзойдены проектные показатели передела шахтных печей и выявлены дополнительные резервы роста производственных мощностей. За разработку и внедрение этого процесса группе работников комбината была присуждена Государственная премия СССР, лауреатами которой стали А.Н.Малинин, Ф.М.Бреховских, А.Е.Бердников, ЛМ.Бочкарев, А.Н.Мельницкий.

Рост производительности шахтных печей потребовал значительного увеличения выпуска агломерата. Коллектив дробильно-агломерацион-ного цеха, возглавляемый коммунистом В.В.Дроздовым, ныне Героем Социалистического Труда, осуществил целый комплекс мероприятий по совершенствованию технологии спекания, герметизации газоходов агломерационных машин, реконструкции узлов транспортной системы, в результате чего повысилось качество агломерата, возросла производительность аглолент. В совершенствовании технологии дро-бильно-агломерационного цеха большое участие приняли А.А.Якименко, А.В.Багрянов, А.Н.Кудрин, В.В.Иванов, А.Ф.Антонов, А.Г.Филиппов, В.С.Кириллов, Ф.А.Аршинов.

Тяжелая обстановка сложилась на “Южуралникеле” весной 1942 года. В течение нескольких солнечных апрельских дней снег растаял, потоки талой воды быстро заполнили русла вскрывшейся реки Урал и ее притоков. Вода затопила пойму Урала, низменные части Орска. Прервалось сообщение старой части города с привокзальным районом, с поселком никелевого завода.

Разбушевавшаяся стихия сорвала с опор железнодорожный мост, затопила большую часть города. Тысячи людей на время остались без крова, теплой одежды, продуктов питания. Вышли из строя водозаборные устройства. Положение было катастрофическим: город оказался без питьевой и технической воды, необходимой для работы промышленных предприятий. Нависла угроза полной остановки комбината, так как сорванный мост и размытая железнодорожная ветка стали непреодолимыми препятствиями на пути доставки сырья и материалов.

Вагоны с грузом для предприятия, находившиеся на подступах к городу, пришлось вести к Орску длинным окружным путем. Недалеко от Оренбурга на одной из узловых станций начальник железнодорожного цеха “Южуралникеля” заприметил два состава с коксом, направлявшиеся в сторону Ташкента, и сообщил об этом по телефону в Наркомат. Мы тотчас же добились переадресовки в Орск столь необходимого комбинату сырья. Остановка предприятия была предотвращена.

В этих тяжелейших условиях выпуск продукции на “Южуралнике-ле” неотвратимо падал. Пришлось остановить дробильно-агломераци-онный цех. Нависшую над комбинатом беду каждый его труженик воспринимал как собственное горе. День и ночь работники городского комитета партии, инженеры, рабочие всех цехов и служб предприятия, члены их семей трудились на сооружении временного водовода от Горячего озера, водозаборной насосной станции, линии электропередачи. Военно-инженерные части круглые сутки восстанавливали разрушенный железнодорожный мост.

Все инженерные решения рождались на месте, в горячем обсуждении. Учитывался каждый метр трубы, электрокабеля, каждые шпала и рельс. Рабочие дробильно-агломерационного цеха во главе с начальником В.В.Дроздовым вышли на укладку нового водовода. Пустырь за заводом, где прокладывалась трасса, ожил. Мужчины раскатывали и укладывали трубы, женщины очищали трассу, рыли траншеи. Менее чем через двое суток на комбинат пошла вода из Горячего озера.

Получив сообщение о бедствии, постигшем орских никелыциков, Государственный Комитет Обороны срочно командировал на “Юж-ур ал никель” представителей партийных и советских органов, в числе которых был В.В.Кузнецов, ныне кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС, первый заместитель Председателя Президиума Верховного Совета СССР. Вместе с работниками Орского горкома КПСС, партийного комитета предприятия мы на месте подробно ознакомились с положением дел, оказали необходимую помощь, наметили меры по улучшению работы комбината. Благодаря организованности и самоотверженности каждого члена коллектива уральские никелыцики в короткий срок ликвидировали последствия стихии. Комбинат снова начал входить в напряженный трудовой ритм. ••

Качественно новым этапом развития предприятия явился ввод в эксплуатацию в 1942 году цеха электролиза никеля, который был построен в рекордно короткий срок на базе эвакуированного оборудования комбината “Североникель”. В строительстве и освоении цеха активное участие принимали В.Ц Поляков, А.А.Григорьева, А.А.Бу-лак, руководители треста “Южуралтяжстрой” Н.Д.Агеев, Е.Ф.Кожевников. Высокие темпы строительства — результат трудового энтузиазма всех тружеников комбината.

Непрерывно наращивая темпы производства, в годы Великой Отечественной войны коллектив с честью выполнил свой долг перед Родиной, обеспечивая нужды фронта важнейшими стратегическими металлами. Как уже отмечено, с 1941 по 1945 годы выпуск никеля, кобальта, сульфата никеля значительно увеличился, производительность труда возросла на 75%.

В 1943 году за образцовое выполнение заданий партии и правительства по обеспечению страны никелем и кобальтом большая группа работников комбината была награждена орденами и медалями. Ордена Ленина удостоены старший горновой П.Г.Фадеев, старший мастер плавильного цеха Д.И.Тюрин, директор комбината А.Н.Малинин, ордена Трудового Красного Знамени — главный инженер Ф.М.Бреховских, орден “Знак Почета” вручен мастеру конвертерного передела ф. П.Емельянову.

Постоянное внимание работе комбината в годы Великой Отечественной войны уделяли Оренбургский обком ВКП (б) и его первый секретарь Г.А.Денисов, Орский горком партии во главе с А.М.Путе-ровым. Вся история “Южуралникеля”, весь его трудовой путь неразрывно связаны с деятельностью партийной организации. Посланцы партии были на самых ответственных участках трудового фронта. Смело преодолевая трудности, они вели за собой весь коллектив комбината. Партийное руководство предприятием в то время осуществляли Б.Н.Пономарев, Б.С.Антонов, П.А.Паскевич, А.С.Колебаев, В.В.Дроздов. За трудовой героизм и высокие производственные показатели комбинату “Южуралникель” в годы войны 17 раз вруча-лочь Красное знамя Государственного Комитета Обороны, которое затем передано ему на вечное хранение.

В 1943 году было опубликовано обращение рабочих, инженеров, техников и служащих комбината “Южуралникель” ко всем работникам предприятий цветной металлургии. В нем говорилось: “Приложим все свои силы, свою энергию к тому, чтобы дать стране, фронту больше никеля…”. Это обращение было горячо поддержано коллективами всех предприятий отрасли.

В 1942-1943 годах комбинат “Южуралникель” производил большую часть никеля в стране. К1945 году, несмотря на непрерывный рост выпуска металла, доля комбината в общесоюзном балансе сократилась. Это было связано с тем, что значительно увеличили выпуск стратегически важного металла коллективы Режского и Уфалейского за водов, снова начал выдавать продукцию частично восстановленный комбинат “Североникель”, вводились в эксплуатацию мощности Норильского комбината.

Создание Норильского горно-металлургического комбината, а точнее территориально-производственного комплекса, является одной из наиболее славных страниц не только истории цветной металлургии. СССР, но и социалистической индустрии в целом. За полвека здесь, в необжитом районе Крайнего Севера, в Таймырском национальном округе Красноярского края в условиях сурового климата вырос крупный промышленный центр с развитой наукой, техникой и культурой.

Огромный современный город, поднявшийся в тундре, не может не вызывать чувства восхищения трудом и талантом его создателей.

Историю освоения этого района следует, видимо, начать с декабря 1934 года, когда начальник Главсевморпути О.Ю.Шмидт и геолог А.Е.Воронцов обратились в правительство с докладной запиской, в которой отмечали большое значение для страны Норильского рудного месторождения и необходимость строительства на его базе горно-металлургического комбината. Комиссия под председательством Г.К.Орджоникидзе по материалам этой записки разработала план практических мероприятий по развертыванию строительства предприятия.

В июле 1935 года первые рабочие бригады строителей совершили стокилометровый переход по бездорожной тундре из Дудинки в Норильск, чтобы провести необходимые подготовительные работы по созданию минимальных условий для организации строительства.

Возводился порт в Дудинке, монтировались механизмы для разгрузки судов. Сооружалась временная узкоколейная железная дорога Дудинка — Норильск, по которой 18 мая 1937 года пошел первый поезд. Это была по тем временам большая победа строителей Норильска. Возводилось временное жилье, предприятия по производству местных строительных материалов. В условиях нехватки технических средств, топлива, энергии, материалов, в борьбе со стихией труд людей приобретал героический характер. 24 апреля 1938 года начальником строительства был назначен А.П.Завенягин, имя которого в 1957 году присвоено Норильскому комбинату.

А.П.Завенягин — один из создателей социалистической индустрии СССР — многие годы руководил важнейшими участками хозяйственного строительства. С его именем связано строительство Магнитки и Днепродзержинского металлургического завода.

Работы по созданию и развитию Норильского горно-металлургического комбината получили значительный размах. Уже в 1938 году широко развернулось проектирование и сооружение первых промышленных объектов. На комбинате был создан отдел, в дальнейшем преобразованный в институт “Норильскпроект”, который выполнял все проектные работы для строительства жилья и объектов промышленности. К этому же периоду относится ввод в действие опытной установки, на которой проводили первые исследования по обогащению норильских руд и металлургии. Началось строительство Малого металлургического завода.

10 марта 1939 года, в день открытия XVIII съезда ВКП, металлурги Норильска выплавили первые 75 тонн штейна. В июле вступил в строй плавильный цех этого завода и был получен файнштейн. Приступили к строительству ТЭЦ. В июле 1940 года были приняты в эксплуатацию малая агломерационная и обогатительная фабрики. 15 февраля 1941 года начался монтаж металлоконструкций Большого металлургического завода.

С начала Великой Отечественной войны начался новый период строительства. Остро встал вопрос об организации в Норильске производства электролитного никеля. Норильский металл стал нужен Родине, как никогда. Строительные работы велись круглосуточно одновременно и на Большом, и на Малом заводах.

Большую помощь в проектировании, строительстве, а затем и в освоении мощностей оказали норильчанам работники “Североникеля”, с первого же дня включившиеся в работу коллектива. Самым ценным багажом был опыт первых советских никелыциков. И понятно, что многие из них вскоре возглавили самые ответственные участки производства. Это И.С.Береснев, В.В.Терпагосов, А.Б.Логинов, А.П.Волкова, В.А.Дарьяльский, А.И.Аристов. Далеко за пределами Норильска стали известны имена плавильщика Героя Социалистического Труда Е.П.Буковцева и Почетного металлурга Ф.Р.Федюхи.

Трудности в обеспечении Норильска всем необходимым определялись еще и тем, что грузы приходилось завозить в короткие недели полярной навигации. В городе не хватало оборудования инструментов, одежды, продовольствия. Население развивающегося района увеличивалось с каждым днем, а жилье только еще строилось.

5 июля 1942 года был сдан первый подъезд первого многоквартирного жилого дома будущего города. Как шутили норильчане, это был дом со всеми “неудобствами”: в него не успели подвести воду, тепло, электричество, наладить канализацию. Но людей не пугали эти трудности. Все знали, что на фронте еще тяжелее, что для победы нужен норильский металл. Шли суровые дни 1941—1942 годов.

Подвиг. Иным словом трудно оценить жизнь и труд норильчан в годы войны. На работу добирались пешком в любую погоду, через сугробы, сквозь пургу. Сутки и двое могли беспрерывно трудиться, если сменщики не имели возможности добраться до цеха. Случалось, машинист с лопатой шел впереди паровоза, по метру отвоевывая у пурги железнодорожное полотно, и состав продвигался. Монтажникам и трубоукладчикам, работавшим на высоте, приходилось привязывать себя, чтобы не сбросил ветер. Металлурги и энергетики на себе переносили к топкам мешки с углем. Ремонтники высоковольтных линий (и не только они) работали в суконных и ватных масках, спасавших от обморожения… В этих условиях нужно было выстоять и победить! И люди побеждали.

О победных свершениях норильчан свидетельствуют сухие строки хроники. Главные стройки 1942 года — Большой металлургический завод и теплоэлектроцентраль. Без резкого увеличения производства электроэнергии не будет большого металла. По двое суток не покидают площадку монтажники и шефы монтажа Махновецкий, Шоров, Тихомиров, Побединский, Чернышев…

Утром 24 февраля первый ватержакет Большого металлургического завода в Норильске выдал первый штейн. В апреле был пущен первый конвертер.

В канун 1 мая электролитный цех Малого завода выдал первую тонну никеля, а 16 мая ГКО принял постановление об увеличении производства никеля на Норильском комбинате.

В июле на механическом заводе сделаны и сданы железнодорожникам 53 вагона.

1 августа строители закончили водовод ТЭЦ — озеро Долгое.

В августе из Красноярска прибыли триста комсомольцев, в основном девушки-сибирячки. Им предстояло, окончив курсы, занять самые ответственные рабочие места на основных предприятиях, прежде всего в энергетике и металлургии.

В сентябре начал выдавать богатую руду заложенный перед войной рудник “Таймырский”. Это стало важным событием, так как потребность в стратегических металлах возрастала с каждым днем.

В октябре 1942 года, выступая на собрании партийно-хозяйственного актива Норильска, первый директор комбината А.П.Завенягин говорил: “Задача поставлена в упор. Отсрочки на ее выполнение не будет дано и не может быть дано. Таким образом, вся ваша работа непосредственно связана с жизнью всей страны, с жизнью и борьбой Красной Армии. Те первые сотни тонн электролитного никеля, которые Норильск в этом году даст, будут весьма серьезным подспорьем для страны. Но эти сотни тонн не могут удовлетворить, и на будущий год к Норильску предъявляются серьезные требования…”

18 ноября был выполнен годовой план по никелю.

6 декабря вступили в строй обжиговая и шахтная печи.

13 декабря дала промышленный ток первая очередь ТЭЦ директором которой был назначен строивший ее А.Д.Бизяев.

Вслед за первой турбиной ТЭЦ вступила в строй первая электропечь для производства катодов, а на рытье котлованов начались опыты по электропрогреву грунта.

Малый завод стал основной школой подготовки кадров металлургов — рабочих, мастеров, инженеров и исследователей всех специальностей для Большого металлургического завода. В действующих цехах и отделениях развернулось социалистическое соревнование за каждый дополнительно выданный для фронта килограмм никеля, меди и других металлов, а строители продолжали соревнование за досрочный ввод новых объектов. Готовились к сдаче в эксплуатацию сернокислотный и бисульфатный цехи.

7 апреля 1943 года в строй действующих вступает цех электролиза никеля Большого завода. На строительство комбината прибывают 900 юношей и девушек, направленных Красноярским крайкомом комсомола.

В июле 1943 года за успешное выполнение заданий правительства по строительству и освоению Норильского никелевого комбината группа норильчан была награждена орденами и медалями СССР. Ордена Ленина удостоены бурильщик И.М.Байдин, обогатитель С.С.Бочар-ников, геолог А.Е.Воронцов, строитель И.М.Перфилов, металлурги и организаторы производства С.М.Енин, П.А.Захаров, А.А.Панюков. Среди награжденных были норильские комсомольцы военных лет: А.Д.Бизяев — будущий Министр энергетики РСФСР, Р.А.Якубов — впоследствии ставший главным архитектором Ассуанской плотины, И.Э.Бондаровский — впоследствии управляющий энергосистемой Норильского комбината, С.П.Агафонов – руководитель норильского строительства в 50-е годы, Герой Социалистического Труда.

В августе началось строительство Большой обогатительной фабрики; в октябре малый цех электролиза никеля реконструирован под электролиз меди. В навигацию 1943 года не дошли до Норильска баржи с огнеупорным кирпичом, цементом, серной кислотой. Нужно было полагаться на свои ресурсы, и Норильск стал производить огнеупорный кирпич и цемент, серную кислоту и взрывчатку, бензин и битумы, химическую и кухонную посуду, самоходные суда и глюкозу, витаминный экстракт из хвои и кетгут из оленьих жил. Писчую бумагу получали, обесцвечивая в гипохлорите исписанную. Делали карандаши и челноки для швейных машин, столы и табуретки, детские игрушки и часы-ходики, мячи и соски…

В канун 1944 года строители ТЭЦ, первыми из норильчан, получили знамя ГКО. Через месяц на ТЭЦ пустили второй котел и вторую турбину.

Каждая тонна норильского металла была на строгом учете. В 1944 году предстояло полностью освоить мощности, введенные в эксплуатацию в первые три года войны. Основные производства обросли комплексом вспомогательных и обслуживающих предприятий, значительно увеличилась доля оборудования собственного изготовления. Время выдвигало новые задачи и среди них — организацию переработки накапливающихся лома и отходов черных металлов, так как поставки готового проката были недостаточны для растущих нужд Норильска. В короткие сроки здесь соорудили плавильные и прокатные агрегаты. Появилась своя норильская сталь. Это очень облегчило изготовление и ремонт оборудования на месте.

Готовился ввод в эксплуатацию рудника “Медвежий ручей”, более мощного, чем “Угольный ручей”. Строили обогатительные фабрики, кобальтовый, коксохимический и сернокислотный заводы.

1 февраля 1944 года стройка Большой обогатительной фабрики была объявлена ударной.

В марте на “Угольном ручье” был произведен массовый взрыв, что обеспечило бесперебойное снабжение фабрики рудой.

В мае принимается решение увеличить выпуск норильского никеля в полтора раза, меди — в два раза, а также освоить производство кобальта и довести добычу угля до 650 тысяч тонн в год.

Фронту требовалось все больше и больше танков, а качество танковой брони в первую очередь решал никель. Если раньше металл вывозили самолеты гражданской авиации, то теперь — снятые с фронта боевые машины.

17 июня 1944 года норильские металлурги выполнили полугодовой план, а 25 июня командир гвардейской дивизии, герой Сталинграда полковник Фомин по поручению ГКО вручил норильчанам переходящее Красное знамя за победу во Всесоюзном социалистическом соревновании. На митинге он сказал: “У вас в Норильске зарождаются наши фронтовые залпы. Вашим металлом мы сеем смерть фашистам на полях сражений. Я сегодня был на ваших заводах и видел, с каким упорством советские люди куют победу над врагом. С таким народом, как наш, не страшны никакие трудности. С такой армией, как наша, мы победим. И впредь, товарищи полярники, высоко несите это священное знамя — великую похвалу за ваш самоотверженный труд”.

Ответными словами директора комбината А.А.Панюкова были: “Норильчане не подведут нашу славную армию и удержат это знамя до полной победы над врагом”.

…В зале Славы Норильского орденов Ленина и Трудового Красного Знамени комбината имени А.П.Завенягина под стеклом — алый стяг. Знамя Государственного Комитета Обороны оставлено в Норильске навечно.


Читать далее:



Статьи по теме:


Реклама:




Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум