Методы повышения устойчивости к физико-химическим и психологическим воздействиям

Категория:
Эргономика


Методы повышения устойчивости к физико-химическим и психологическим воздействиям

В процессе подготовки операторов большое внимание следует уделять методам повышения устойчивости организма операторов к неблагоприятным воздействиям физических и химических факторов среды и ряду психологических воздействий.

При тренировке устойчивости к физическим и химическим факторам среды используется две группы методов. Одна из них направлена на J формирование так называемой неспецифической устойчивости. В эту группу входят методы физической подготовки, направленные главным образом на формирование выносливости организма.

Вторая группа^методов направлена на формирование специфической устойчивости, связанной с развитием защитных реакций против действия какого-либо одного или нескольких факторов. Эти методы имеют более ограниченную сферу применения, так как для ряда факторов, особенно химических, наличие специфической устойчивости весьма сомнительно.

Использование специфических “методов тренировки обычно требует ряда специальных технических устройств, с помощью которых возможно осуществлять дозированное воздействие на человека одного или комплекса факторов. К их числу относятся различные барокамеры, климатические камеры или их комбинация.

В последнее время все больше внимания уделяется воспитанию устойчивости психологических качеств человека к действию физических или информационно-семантических факторов среды. Комплекс этих мероприятий образует так называемую психологическую подготовку. Ниже рассмотрена та ее часть, которая непосредственно связана со структурой деятельности специалиста.

Основным условием действенности психологической подготовки является то, что она должна исходить из знания и конкретного анализа деятельности оператора и решаться методами и способами, основанными на конкретных формах учебной подготовки.

Для этого при определении формы психологической подготовки следует провести определенную предварительную работу. Первый этап ее заключается в анализе психологической структуры профессиональной деятельности и составлении на основе профессиограммы требований к психофизиологической структуре личности, т. е. в определении тех качеств человека, которые необходимы для успешной работы.

На втором этапе каждому из этих качеств дается количественная характеристика по пятибалльной шкале. 5 баллов получают те качества, нагрузки на которые находятся на пределе работоспособности. На основе этого составляется таблица необходимых качеств, расположенных в порядке убывания требований к этим качествам. Эта таблица является основным документом по разработке системы психологической подготовки. На ее основе составляется «Карта-задание по отработке необходимых психологических качеств при проведении профессиональной подготовки». В качестве примера в табл. 13.2 приведен фрагмент карты-задания. Третья графа заполняется на основе данных психофизиологического обследования методом экспертных оценок.

Все упражнения, подлежащие отработке, следует разделить на три группы. В первую входят упражнения, которые составляют наиболее вероятную форму профессиональной деятельности, во вторую — упражнения, соответствующие наиболее сложным видам деятельности, предъявляющие повышенные требования к человеку; наконец, в третью группу входят упражнения, характерные для видов деятельности, отличающихся от стандартных (в том числе в аварийных ситуациях).

При отработке упражнений первой группы формируются такие важные психологические качества, как уверенность в себе, коллективе и работе объекта, которые ^обеспечивают положительное отношение к работе. Затем отрабатываются упражнения из второй группы, систематическое выполнение которых в дальнейшем обеспечивает высокий

Рис. 1. Графический метод кон троля при использовании последс вательного анализа

Рис. 2. Реперная шкала вероятностного показателя

Наиболее удобным при контроле по вероятностному показателю является применение заранее рассчитанных таблиц, позволяющих оценить уровень подготовки по числу благоприятных событий.

В качестве иллюстрации ниже приводятся таблицы статистического контроля уровня подготовки по вероятностному показателю с использованием информационного критерия Кульбака для двух градаций достоверности оценки и реперной пятибалльной шкалы.

Оценка уровня подготовки с помощью статистических таблиц производится в следующем порядке:
1) в соответствии с установленными (заданными) значениями а, р, Рср выбирается необходимая таблица статистического контроля;
2) контроль проводится методом последовательных испытаний, при этом выставляется та оценка, для которой число благоприятных результатов, полученных после очередного наблюдения, становится равным числу, указанному для этой оценки в соответствующей таблице;
3) если оценку нельзя было определить в процессе наблюдений, то после пмакс наблюдений оценка устанавливается в соответствии с нормативами, указанными в таблицах (в графе пмакс).

Предлагаемую методику можно использовать для оценки уровня подготовки по вероятностным показателям любого вида: вероятности правильного ответа (устный опрос); вероятности выполнения отдельных операций; вероятности попадания в мишень и т. п.


Реклама:



Читать далее:



Статьи по теме:


Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум