Метрический повтор

Категория:
Композиция в технике


Метрический повтор

Далее:

Метрический повтор в композиции, или «метр», как его иногда называют,— это неоднократное, с одинаковым интервалом повторение какого-либо элемента. Повторы в технике носят весьма разнообразный характер в зависимости от того, какие это элементы, каков их размер и шаг, повторяется ли один элемент или одновременно несколько разных каждый со своим шагом чередования. Это могут быть одинаково оформленные и расположенные с одним и тем же интервалом шкалы, сигнальные лампы, кнопки или тумблеры прибора, несущие конструктивные опоры, кронштейны, косынки, отверстия и т. п. В композиции могут акцентироваться повторяющиеся стыки одинаковых элементов, места разъемов, даже крепежные детали. Для современных технических структур тема повтора особенно характерна. В эпоху многосерийного индустриального производства, основанного на стандартизации и унификации, все большее значение приобретают системы элементов, основанные на едином модуле. В любом операторском пункте или лаборатории повторяются целые «цепочки» элементов. Зачастую в одной системе элементов параллельно развивается несколько рядов метрически повторяющихся объектов. Композиционная стройность такой системы, покоряя своей упорядоченностью, облегчает ход сложного трудового процесса. Если же метрический порядок в рядах нарушается непредусмотренными, случайными включениями одного или нескольких элементов, мы невольно регистрируем это нарушение закономерности.

Метрический повтор в технике чаще всего отражает характер функциональных процессов и связан с конструкцией (иллюминаторы судна или самолета, окна, простенки и двери вагона, шкалы ряда приборов и т. п.). Но иногда повтор вводится искусственно и используется как дополнительное средство организации формы. Это должны быть не случайные, но строго закономерные вкрапления, композиционно развивающие всю систему.

Хотя метрический повтор сам по себе весьма активная закономерность, он еще не гарантирует гармонии, да и вообще повышения эстетических параметров. Если бесконечно повторять одну и ту же ноту в музыкальном произведении или строить архитектурную композицию на повторении только одного элемента, гармония не возникает. Напротив, неизбежны унылая монотонность и скука, которая одолевает при взгляде на уходящий вдаль дощатый забор. В то же время в прекрасных памятниках архитектуры тема метрического повтора (шаг колонн, контрфорсов, скульптур и т. п.) всегда использовалась очень широко. Но повтор в них не оставался примитивным, а развивался иногда в весьма сложные системы гармонично скоординированных элементов, где одни поддерживали и обогащали повтор других.

Попытаемся на условных моделях выявить некоторые наиболее общие закономерности композиции, связанные с метрическим повтором. На рис. 76, а простой метрический ряд 1: одинаковые кубики, расставленные с одинаковыми интервалами. Поскольку число элементов ряда здесь невелико, он воспринимается как нечто завершенное. В данном случае это скорее не ряд, а просто три элемента. Мы даже воспринимаем средний как своего рода центр, что противоречит понятию «ряд». Если добавлять к ним все новые кубики, то в конце концов многократный повтор превратит завершенное в бесконечное, когда дальнейшее добавление элементов принципиально ничего уже не меняет в характере восприятия ряда. Интересно попытаться уточнить крайние пределы ряда: с одной стороны, когда повторенные элементы читаются уже как ряд, а не поштучно, и с другой — когда число элементов еще может восприниматься как завершенность (группа, своего рода целое), а не «бесконечность». Три кубика явно не ряд — слишком мало повторов. По-видимому, мы начинаем воспринимать повтор как некий порядок с момента, когда перестаем мгновенно улавливать число элементов. С этой точки зрения даже пять повторов, пожалуй, в полном смысле не ряд, поскольку мы подсознательно считаем его элементы. Когда же число повторов элементов достигает ше-сти-семи, мы перестаем считать их, воспринимая не в отдельности, а как группу 3. С этого момента, вероятно, и начинает в полной мере воздействовать на наше восприятие закономерность метрического повтора.

Заметим, что повторы объемных и плоскостных элементов воспринимаются по-разному (сравните модели 1 и 4). Воспринимаясь в перспективе, объемные элементы, например веретена прядильных машин, вызывают ощущение многократного повтора раньше, чем элементы на плоскости, например шкалы приборов на щитах управления. Это связано с тем, что в объемных элементах значительно сложнее строй воспринимаемых нами повторов, связанных со сгущениями структуры в перспективе, с пространственными наложениями элементов друг на друга.

Труднее почувствовать, в какой момент этот ряд перестает восприниматься как завершенность при добавлении к нему новых элементов. Если этот вопрос поставить относительно конкретного повтора (а ряд в технике всегда развивается в конкретной системе и чем-то ограничен), то многое зависит не только от числа самих элементов, но и от того, как они выделены в совокупность. Если ряд элементов 5 ограничен, то в связи с равенством интервалов и полей возникает впечатление случайного ограничения части метрического ряда. При более крупных, нежели интервалы, полях появляется композиционная завершенность того же ряда 6.

В приборных комплексах, на пультах управления метрически повторяющиеся элементы зачастую становятся такой сильной темой, что для ее композиционной законченности необходимы активные завершения по краям. Это могут быть расширенные участки свободной поверхности или (когда этого не позволяет величина панели) выделение тоном вертикалей поля, обрамление профилем, выпуск наружу ребра корпуса и т. п. Во всяком случае, метрически многократно повторенный ряд должен восприниматься не как фрагмент, но как композиционно завершенное целое.

Организующая роль метрического повтора зависит от многих условий и прежде всего от активности самого повторяющегося элемента, от его роли в композиции. Наиболее активны повторы в объемно-пространственной структуре изделия при сильных светотеневых контрастах, которые обычно становятся ведущей темой и держат всю композицию. Не столь сильно выражены повторы обрамлений шкал на панелях приборов ит. п., хотя и здесь многое зависит от контраста пятна и фона.

Правомерно рассматривать два вида метрических повторов — основанных на контрасте элемента и фона и на нюансных их отношениях. В каждом конкретном случае необходимо соразмерять степень контрастности метрично повторяющихся элементов по отношению к фону и метрическим рядам других элементов.

Метрический ряд может быть простым, основанным на повторе одного элемента; более сложным, когда он скоординирован с другим; весьма сложным, когда в композиции развивается одновременно несколько рядов метрических повторов. Работа в этом случае усложняется, так как приходится координировать целые подсистемы повторов и находить такие переходы от одного метрического ряда к другому, чтобы композиция не теряла ясности, чтобы прослеживался принцип ее организации. Более простая координация предполагает совпадение метрических осей рядов через определенные промежутки, например совпадение вертикальных осей в трех рядах с шагом в 1,2,4 (1) или 2, 3, 6 (2) (см. рис. 76, б). Более сложная координация 3 связана с несовпадением шага элементов во всех рядах. В этих случаях важна группировка элементов внутри рядов в определенные общности, иначе повтор может перестать восприниматься как закономерность, появится впечатление беспорядка, а это серьезный недостаток, и подчас далеко не только эстетического характера.

Все эти явления выходят далеко за рамки чисто композиционных вопросов, когда речь идет о сложных системах управления, для рациональной организации которых требуется участие не только дизайнера, но и психолога. Приемы координации разных рядов метрических элементов требуют, по-видимому, дальнейшей теоретической разработки, тем более что подобные системы становятся все более многоэлементными и сложными.

Однако в данном случае нас интересует восприятие композиции промышленного изделия в зависимости от организации метра. В визуально сложных многоэлементных системах современной техники это прежде всего проблема визуальной активизации нужных осей, осуществляемой путем группировки элементов и связанной с широким диапазоном композиционных приемов их «графического» акцентирования.

Вообще прием графического выделения осей либо объединения групп элементов определенным цветом или тоном довольно широко практикуется при разработке сложных панелей управления, но при этом важно, чтобы само введение нескольких цветов, объединяющих группы элементов, визуально не усложняло восприятия всей системы. Ведь облегчая прочтение порядка в каждой группе, можно непроизвольно переусложнить цветом всю панель и таким образом затруднить ее восприятие. Что же касается эстетической стороны, то современные композиции с одновременным развитием многих рядов метрически повторяющихся элементов сами по себе оказывают глубокое эмоциональное воздействие. Человека здесь подкупает порядок и четкость сложнейшей технической структуры. В этих-то случаях особенно важна визуальная организация групп повторов, их акцентировка по композиционному и функциональному значению.

В технике немало примеров развития целых рядов метрических повторов. У поезда метро, например, довольно сложный метрический повтор окон, шага дверей и межвагонных промежутков. В зависимости от целей и условий влияние метрического повтора можно усиливать или ослаблять. Два варианта окраски вагона метро показаны на рис. 76, в. В одном случае цветом выделены двери, что сильно подчеркивает их шаг, в другом через весь вагон проведена горизонтальная полоса, и это резко ослабляет влияние повтора. Как правильнее поступить в условиях метро? Вероятно, первый композиционный прием создал бы неприятный стробоскопический эффект, поскольку темные пятна дверей будут мелькать прямо перед глазами стоящих на платформе пассажиров. Второй прием, напротив, слишком сильно камуфлирует двери, что также было бы неудобно. По-видимому, выделение дверей остеклением и небольшим западом при одноцветной окрасе вагона предпочтительнее для условий эксплуатации—ни искусственного усиления, ни ослабления повтора в данном случае не требуется.

Незначительные отступления от метрического шага обычно считают меньшим грехом, чем явное изменение размера,— не так заметно! Композиция, однако, этого не терпит. Любое изменение в метрическом ряду может быть только явным и, разумеется, композиционно обоснованным, обыгранным, акцентированным.

Заметим, что близкое к рассматриваемому средство композиции — ритм — вообще исключает возможность каких бы то ни было отступлений. Сбой ритма, как правило, ведет к серьезным нарушениям целостности, в то время как композиционно продуманное изменение в метрическом ряду не только возможно, но подчас во многих отношениях желательно.

Иногда возникает такое явление, как перенасыщение метрического ряда слишком близко расположенными элементами или целыми группами элементов; в этом случае фон уже не служит организующим началом, а сам метрический повтор перестает восприниматься. И наоборот, при разреженности ряда его элементы теряются («плавают») на слишком большом, пустынном фоне. Когда повтор чрезмерно част, контрастные цветовые или тональные отношения между элементами ряда и фоном создают перенасыщение ряда. В этом случае сохранить целостность помогают нюансные, а не контрастные отношения между компонентами. Разреженность ряда, напротив, требует зачастую предельно контрастных отношений, иначе метрический повтор теряет активную организующую роль.

Метрический повтор в технике — не только средство композиции, но и одна из наиболее активно проявляющихся закономерностей, и если проектировщик подойдет к ней осознанно, это во многом поможет ему организовать форму. Если говорить о метре как о закономерности, то следует иметь в виду крайнюю нежелательность ее случайных нарушений, особенно во всех тех случаях, когда такие изменения элемента или интервала, вообще любые изменения заданного метрического порядка почти незаметны.


Реклама:



Читать далее:



Статьи по теме:


Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум