Моральное старение формы

Категория:
Композиция в технике


Моральное старение формы

Процесс старения формы — исчерпанности ее морального ресурса—для разных изделий имеет различную длительность. Это связано с весьма неодинаковой значимостью эстетических параметров для таких изделий, как одежда и обувь, мебель, телевизоры, холодильники, легковые автомобили, с одной стороны, и, скажем, дорожно-строительные или сельскохозяйственные машины — с другой. Есть множество объектов, для которых соответствие формы современным представлениям — один из важнейших показателей их общественной полезности. Старый радиоприемник, магнитофон, холодильник… Как бы хорошо ни работали эти изделия, но устаревшая форма значительно обесценивает их в глазах потребителя. Конечно, моральное старение формы тесно связано и с моральным старением важнейших эксплуатационных качеств изделия, принципа его конструкции. Все эти непростые особенности формы нуждаются во всестороннем анализе при художественно-конструкторской разработке новых видов изделий.

Критический период в развитии своей формы переживает каждое промышленное изделие — рано или поздно оно морально стареет. В век бурного научно-технического прогресса ускорился и процесс морального старения самой техники— устаревают важнейшие узлы механизма, а порою и сами принципы осуществления функции. Какой бы остро современной, захватывающе эффектной ни выглядела форма сегодня, мы еще наверняка будем свидетелями ее ухода со сцены.

В условиях капиталистического рынка форма множества промышленных изделий, в том числе даже станков и машин, нередко создается с расчетом на искусственно быстрое моральное старение. Особенно острый характер приобрело это явление в США 10.

Ясно одно — форма промышленных изделий в условиях планового социалистического хозяйства не должна становиться фактором искусственного старения самого изделия. Станок, прибор, бытовая машина должны полностью отдать обществу запланированную долю полезного эффекта, не старея внешне раньше, чем будет исчерпан их технический ресурс. Следовательно, стилевые особенности, моду и характер формы необходимо согласовывать с видом изделия и сроком службы его механизма. Ресурс одного станка рассчитан на пять лет, другой может использоваться дольше. Различны сроки службы бытовых машин и приборов. Значит, нельзя подходить одинаково к формам разных промышленных изделий. Те из них, чья жизнь коротка, могут конструироваться более острохарактерными, с большей очевидностью отражать моду. Форма же изделий, предназначенных к длительной службе, должна быть более сдержанной, нейтральной.

Что же касается другой части вопроса (нужно ли?), то ответ на него дает сама жизнь. Многие изделия культурно-бытового назначения, созданные без учета этой стороны формы, морально устаревают, не успев исчерпать свои технические возможности.

Вопросы морального старения формы особенно важны при разработке так называемого «фирменного стиля». В нашей стране такие разработки успешно проводятся уже ряд лет, в частности во Всесоюзном НИИ технической эстетики, и дают положительные результаты. Фирменный стиль не следует понимать как некую одинаковость формы всех выпускаемых изделий. Здесь существенны лишь те важнейшие признаки формы, которые могут стать носителями ее характера и таким образом объединить все изделия в рамках фирменного стиля предприятия. Нужно суметь найти такие визуальные признаки, которые бы лишь своеобразно символизировали формы всех изделий, не вступая в противоречие с особенностями формообразования различных конкретных изделий с разным техническим ресурсом. Таким образом, вопросы морального старения формы целых групп изделий, выпускаемых тем или иным производственным объединением или крупным предприятием, приобретают еще более важное значение. В этом случае форма представляет вообще лицо предприятия.

Не случайно все большее внимание в нашей стране уделяется вопросам патентования формы промышленных изделий. Сегодня это приобретает серьезное экономическое значение. Подготовка специалистов для этой области должна быть поставлена на научную основу, что также требует специальных теоретических разработок.

Главное, что требуется от патентоведа,— это безошибочное установление признаков новизны формы промышленного изделия, ее эстетических достоинств, а также соответствия функциональным, конструктивным, технологическим параметрам и, разумеется, учет экономической целесообразности внедрения. Такая экспертиза требует не только специальных знаний, но и высокой эрудиции, общей культуры эксперта. Здесь особенно важна четкая система доказательств, высокое качество анализа новой формы. Таких специалистов пока никто не готовит. Видимо, поэтому подчас и возникают недоуменные вопросы со стороны разработчиков, которые замечают, что система доказательств у патентоведов порой не слишком убедительна.

В ряде случаев художественно-конструкторские проекты станков, машин, оборудования разрабатываются в довольно распространившемся «стиле» ложно понимаемого лаконизма формы. Конструкция «обобщается», нивелируется настолько, что объект техники полностью утрачивает свой технический характер.

Как видим, проблема морального старения формы, т. е. определения оптимального срока ее жизни, имеет немалое практическое значение и тесно связана с экономикой производства.


Читать далее:



Статьи по теме:


Реклама:




Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум