Нанесение лакокрасочных материалов методом облива

Категория:
Технология отделки столярных изделий


Нанесение лакокрасочных материалов методом облива

Сущность нанесения лакокрасочных материалов методом облива состоит в том, что детали, уложенные на движущийся конвейер, проходят через завесу отделочного жидкого материала и покрываются равномерным по толщине слоем на всей ширине детали.

Завеса отделочного материала может быть образована путем стекания с наклонного экрана; вытекания из донной щели головки; переливания через выступ открытого бокового проема через сливную плотину; переливания через сливную плотину с последующим стеканием с наклонного экрана.

Наливочные головки с наклонным экраном обеспечивают хорошее качество нанесения лакокрасочного материала. В то же время с большой открытой поверхности экрана, по которой стекает лак, происходит сильное испарение растворителя, а следовательно, имеет место повышенный расход материала и загазованность в зоне обливной машины. Поэтому такие машины не нашли широкого применения.

Рис. 1. Схемы образования завес отделочного материала:
а — стекание с наклонного экрана, б — вытекание из донной щели, в — переливание через сливную плотину, г — переливание через сливную плотину со стеканием с экрана; 1 — деталь, 2 — экран, 3 — коллектор, 4 — покрытие, 5 — конвейер, 6 — лоток, 7 — короб со щелью, 8 — сливная плотина, 9 — перегородка, 10 — фильтр

Наливочные головки с донной щелью нашли самое широкое распространение. Они представляют собой емкость, в которой на дне имеется щель, регулируемая в пределах 0—5 мм в одних конструкциях с помощью подвижного ножа, в других — с помощью одной подвижной (откидной) щеки емкости (стенки головки).

Наливочные головки с донной щелью могут использоваться для нанесения одно- и двухкомпонентных лакокрасочных материалов.

Недостатками головок такого типа являются: трудность обеспечения постоянства толщины завесы по всей ее длине; неудобство промывания ее после окончания работы; необходимость повышения фильтрации лакокрасочного материала, так как в противном случае может быть закупорка отдельных участков щели, следствием чего является разрыв завесы; образование воздушных пузырей в результате удара лакокрасочного материала, вытекающего из коллектора с большой скоростью, о стенки головки и бурления находящегося в нем материала.

Наливочные головки со сливной плотиной более просты по конструкции и в обслуживании. Они применяются преимущественно для нанесения полиэфирных лаков. Недостаток головок этого типа — трудность получения тонких пленок (до 25—35 мкм) при нанесении нитроцеллюлозных лаков.

На машинах ЛМ-3 и ЛМ1401 устанавливают наливочные головки со сливной плотиной и экраном. Сливной лоток представляет собой желоб с установленным внутри Л-образным отсекателем, исключающим падение завесы в лакокрасочный материал, чем предотвращается образование пузырей.

Лакокрасочный материал насосом подается в правый отсек головки, отгороженный от левого перегородкой, в нижней части которой имеется перепускная щель с капроновой сеткой — фильтром. Проходя в левый отсек, лакокрасочный материал очищается от воздушных пузырей и других примесей. Перегородка легко вынимается из головки при ее промывании. Очищенный лакокрасочный материал, переливаясь через плотину, попадает на экран. На хорошо обработанной поверхности экрана лакокрасочный материал растекается тонким слоем и сливается с его заостренной кромки.

Метод облива по сравнению с пневматическим распылением имеет ряд преимуществ:
— высокая производительность (скорость подачи от 10 до 170 м/мин);
— снижение потерь лакокрасочных материалов; уменьшение затрат на создание вентиляционных устройств и улучшение санитарных условий в цехе за счет исключения туманообразования;
— возможность применения высоковязких лакокрасочных материалов для нанесения на детали, в результате чего заданная толщина покрытия может быть получена при меньшем числе слоев.

Рис. 2. Лакообливная машина ЛМ-3:
1 — бак для лака, 2 — конвейер подачи, 3 — насосная установка, 4 — обливочные головки, 5 — трубопровод подачи лакокрасочного материала, 6 —-фильтр, 7 — механизм установки головок в горизонтальном положении, 3 — механизм подъема головки

В зависимости от назначения существуют различные по конструкции лакообливные машины, в том числе для отделки пластей и кромок щитовых деталей, отделки брусковых деталей, объемных деталей (корпуса теле-и радиоприемников).

Для отделки пластей щитовых деталей используют лакообливные машины ЛМ-3 и ЛМ1401.

Принцип работы заключается в следующем. Щит кладут на конвейер, который подает его под обливочные головки. Из головок вытекает лак, образуя лаковую завесу, которая при попадании на щит образует на нем лаковое покрытие. Лак подается к обливочным головкам из баков по трубопроводам с помощью насосных установок. Лак, не попавший на щит, стекает в лотки, расположенные в столе между конвейерами под обливочными головками, и по трубам возвращается в баки. Положение головок в горизонтальной плоскости регулируют механизмом, а в вертикальном положении — механизмом.

На машине ЛМ1401 установлен вариатор для возможного регулирования подачи лака насосом.

На машинах ЛМ-3 и ЛМ1401 можно отделывать не только пласти щитовых деталей, но и кромки. Для этого деталь кладут на конвейер таким образом, чтобы лакируемая кромка детали находилась под углом 60—65° к лаковой завесе.

Лакообливная машина для отделки брусковых деталей ДВ-507-03 показана на рис. 3. Деталь подающим конвейером передается на ленточный конвейер, который перемещает ее под обливочную головку и выносит после отделки на роликовый конвейер. Во время движения детали под обливочной головкой на нее наносится лак с помощью лаковой завесы, вытекающей из головки. Лак из бака в обливочную головку подают насосом по трубопроводу. Излишки лака стекают в лоток, расположенный в столе, и возвращаются в бак. Величину щели обливочной головки регулируют механизмом. Установку обливочной головки по высоте производят механизмом.

Рис. 3. Лакообливная машина для отделки брусковых деталей ДВ-507-03:
1 — бак для лака, 2 — насос, 3 — фильтр, 4 — механизм подъема и опускания головки, 5 — механизм регулирования щели, 6 — привод конвейеров, 7 — роликовый конвейер, 8 — лакообливочная головка, 9 — ленточный конвейер, 10 — подающий конвейер

Машина может быть использована для отделки брусковых деталей оконных и дверных блоков, лыж, ножек обеденных столов.

Отделываемая деталь подается в зону лакокрасочного материала в положении, когда две ее смежные пласти расположены под углом 45° к горизонтальной поверхности. При прохождении через завесу одновременно покрываются лакокрасочным материалом две смежные верхние пласти.

Рис. 4. Лакообливная машина для отделки объемных изделий:
1 — отстойный резервуар, 2 — пульт управления. 3 — станина. 4 — обливочная головка, 5 — механизм крепления и вращения изделия. 6 — ванна для стекания лакокрасочного материала

На рис. 4 показана лакообливная машина для отделки небольших объемных изделий в собранном виде. Изделие, вращаясь вокруг своей оси вместе с механизмом крепления изделия, попадает под лаковую завесу, которая образует лакокрасочное покрытие на поверхностях. Излишки лака стекают в ванну, находящуюся внизу.

Для отделки кромок щитов используются одно-, двух-и трехголовочные лакообливные машины. Схема двухголовочной лакообливной машины ЛМК-1 для отделки кромок приведена на рис. 5.

Подлежащий отделке щит устанавливают на ребро и подают на ролики. Щит захватывается клиновидными ремнями и увлекается ими в машину. Боковой пластью щит нажимает на эластичную пластину заслонки первой обливочной головки. При этом заслонка отводится в сторону, лаковая завеса попадает на кромку щита. Рассекая завесу, щит направляет избытки лака в промежуточную ванну, кромки которой расположены параллельно пластям щита. Из промежуточной ванны лак поступает в бак. Таким же образом наносится второе покрытие другой, рядом расположенной обливочной головкой.

Рис. 5. Схема машины JIMK-1 для лакирования кромок:
1 — ролики, 2 — щит, 3 — клиновидные ремни для подачи щита, 4 — лакообливная головка, 5 — промежуточная ванна для слива избытков лака. 6 — бак для лака, 7 — насос, 8 — электродвигатель

Во всех машинах для отделки кромок-щиты подаются по одному на ребро. Лакокрасочное покрытие требуемой толщины на кромках образуется в результате нанесения лака за несколько проходов щита через машину с промежуточной сушкой пленки после каждого покрытия для нитролаков и выдержки для полиэфирных лаков холодной сушки. В целях исключения попадания лака на пласти щитов на лакообливных головках для отделки кромок устанавливают ограничители — направляющие лаковой завесы.

Применение метода облива лакокрасочных материалов на кромки снижает производительность по сравнению с распылением, но зато обеспечивает экономию лакокрасочных материалов и улучшает качество покрытия, без чего невозможно шлифовать и полировать покрытия на кромках при использовании автоматических станков и линий непрерывного действия.

В зависимости от толщины наносимого слоя, расхода лакокрасочного материала, его вязкости и вида устанавливается соответствующая скорость подачи деталей в лакообливных машинах.

Так, для нитрокарбамидных грунтовок вязкостью 35—40 с по вискозиметру ВЗ-4 скорость подачи составляет 80 м/мин, для нитролаков вязкостью 80—90 с — 60—90 м/мин, для полиэфирных лаков холодной сушки вязкостью 28—34 с — 70—90 м/мин, для беспарафиновых полиэфирных лаков вязкостью 55—65 с — 50—70 м/мин, для шпатлевок вязкостью 40—60 с.

Дефекты, возникающие при отделке методом облива, и меры их предупреждения 50—60 м/мин, для нитроэмалей вязкостью 40—50 с — 60—80 м/мин и т. д.

Расход лакокрасочного материала регулируется размером щели обливочной головки и скоростью подачи конвейера лакообливной машины. Чем больше щель и меньше скорость конвейера, тем больше расходуется отделочного материала на единицу площади отделываемой детали.


Реклама:



Читать далее:



Статьи по теме:


Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум