Народная резьба

Категория:
Вторая жизнь дерева


Народная резьба

Роспись на бытовых предметах русские народные мастера прославились замечательным искусством резьбы и росписи различных бытовых предметов, многие из которых можно назвать шедеврами декоративного искусства. Образцы этого удивительного народного творчества бережно хранятся во многих музеях страны и являются частью национальной культуры нашего народа.

Деревянные бытовые изделия создавались теми же мастерами, которые обычно строили храмы, жилища и суда. При изготовлении их применяли те же породы дерева, что и при строительстве домов, те же инструменты. Это сказалось на органической связи деревянной бытовой утвари с мебелью и архитектурой интерьера.

Произведения русского крестьянского искусства, тесно связанные с народным бытом, отличаются богатством орнаментации, разнообразием приемов выполнения. В резьбе используется самая древняя геометрическая, более поздняя рельефная и объемная резьба.

Рис. 1. Валек

Декоративная роспись выполняется темперой или в стиле письма масляной живописи. В первом случае роспись имела вид графически выполненного плоскостного рисунка, где изображение подчеркивалось черным или белым контуром, во втором живописный мазок создавал впечатление объема.

Техника росписи была различной. В одних местах писали без грунта, в других готовили цветной фон и выточенная вещь проходила весьма сложный путь подготовки к росписи. В основе цветного решения предмета преобладал яркий колорит.

Наряду с изображениями быта того времени, животных, птиц и трав в искусстве резьбы и росписи продолжают жить образы, созданные народной фантазией, часто встречающиеся в народных былинах, сказках и песнях.

Постепенно складывались особенности композиции, сюжета и цветовой гармонии. Формировались и художественные приемы исполнения, которые передавались из поколения в поколение мастеров обработки дерева.

Геометрической и плоскорельефной резьбой покрывались прялки, вальки, рубели, ковши, скопкари, ендовы, солоницы, совки, шкафчики, ступы и др. Расписывались те же прялки, ковши, скопкари, ендовы, чашки, миски, ложки, лукошки и многие другие предметы. Иногда в одном и том же предмете сочетались два вида художественной обработки дерева — резьба и роспись, роспись и инкрустация.

На примере крестьянского изделия, прялки, можно увидеть, какого богатства и разнообразия декора могли добиться русские мастера.

На севере широкое распространение получило изготовление прялок с резным геометрическим убором. Пользуясь небольшим количеством мотивов, розет, сияний, треугольников, звездочек и ломаных линий, мастер создает бесконечный ряд композиционных решений, а свободная манера исполнения придает резьбе живописность.

Прялки, изготовленные крестьянами Городца и Костромы, украшаются сюжетными сценами чаепитий, охоты, выездов и др.

На костромских прялках мотивы орнамента решаются в технике контурной резьбы, на городецких используются самобытные приемы ногтевидно-выемчатой резьбы; иногда в полукруглые вырезы, образованные стамеской, вставляются кусочки мореного дуба. В середине XIX века на городецких прялках резьба и инкрустация заменяются яркой и контрастной живописью.

Разнообразно и искусство росписи по дереву. На Крайнем Севере страны, в селениях, расположенных по реке Мезень, крестьяне на прялках в ярких и выразительных формах раскрывают окружающую их

природу. На горизонтально располагающихся орнаментальных лентах в виде красочных силуэтов, прорисованных черным штрихом, компонуются в ряд лошади, олени, гуси и т. д.

Крестьяне Северо-Двинского района украшают прялки сюжетами, изображающими труд и быт: сценами полевых работ, охоты, народных гуляний и др.

Б XV—XVI! веках широкое развитие получило производство точеной и резной посуды. Ее изготовляли крупные по тому времени мастерские, существовавшие во многих городах, монастырях и деревнях.

Рис. 2. Прялка. Архангельская область

Нередко деревянная посуда шла на экспорт, русские купцы обычно везли товары из различных мест в Архангельск и Астрахань, откуда их отправляли за границу.

Наиболее дорогая, художественно выполненная деревянная точеная посуда применялась для сервировки стола зажиточной части населения, бояр, духовенства и царского двора.

В Москве, Новгороде, Калуге, Владимире и Твери в больших количествах изготовляли точеные, умело разрисованные ковши, кубки, ставцы и ложки.

Часто на базарах Москвы и некоторых других городов торговали различными мелкими деревянными изделиями: берестяными туесами, дубовыми ларцами, вырезанными из дерева игрушками: конями, львами, собаками, баранами, петушками, фигурами охотника или всадника, также игрушками «с движениями». Известно, что среди игрушек, приобретенных для царевича Алексея, сына Петра I, были «кузнецы», а также смешные «секачи на колесе».

В XVI!—XVIII веках изготовляли набоечные и пряничные доски, представляющие собой чисто орнаментальные резные композиции, состоящие из растений, птиц, зверей, городов, аллегорических сценок и надписей.

Пряники, изготовленные на меду, подавались на праздничный стол, поэтому сюжет порезки пряничных досок всегда занимателен, проникнут народной шуткой и юмором,

Народное искусство вначале служило для надобностей самого крестьянина и его семьи. Позже оно теряет характер домашнего ремесла и превращается в промысел.

Во второй половине Х!Х века в связи с развитием промышленного производства многие народные мастера не могли конкурировать с фабрично-заводской промышленностью, были вынуждены оставить ремесло и отправиться в города на отхожие промыслы.

В результате возросшего интереса русской интеллигенции к народному творчеству в 80-х годах были сделаны первые попытки возрождения угасавшего крестьянского искусства. Начало этому было положено в Абрамцеве — подмосковном имении русского мецената С. И. Мамонтова, где сложился крупный центр резьбы по дереву.

Знаменитые художники Васнецов, Репин, Поленов, Суриков, Коровин, Врубель, Антокольский, подолгу жившие в имении, увлеченные стариной, изучали древнюю русскую архитектуру и народное декоративное искусство и создавали проекты художественного оформления интерьеров, мебели и других бытовых предметов.

Рис. 3. Пряничная доска

Рис. 4. Гарнитур мебели,л выполненной в мастерской с. Абрамцево

Под руководством Елены Павловны Поленовой, сестры известного русского художника, организуются мастерские столярного, токарного и резчицкого дела, в которых работали и учились крестьяне окрестных сел и деревень.

Е. П. Поленова вместе с Е. Г. Мамонтовой, совершая поездки по Московской, Ярославской, Владимирской, Вологодской и другим областям, собирали наиболее интересные образцы крестьянских резных изделий, по мотивам которых создавались новые произведения.

Выполненные в мастерских по проектам Поленовой и других художников мамонтовского кружка вещи получили широкую популярность и способствовали распространению абрамцевской резьбы по дереву среди местных крестьян-резчиков.

Изучение крестьянского народного искусства художниками абрамцевского кружка в те годы было началом большой работы, которая была проделана художниками и искусствоведами в Советское время.

Естественно, Поленова и работавшие с ней художники не могли понять всей сложности развития народного искусства и делали ошибки. Они увлекались орнаментальными мотивами, забывая о конструкции предмета, о его практической принадлежности, часто объединяя в своих композициях народные Формы и мотивы, заимствованные у вещей, различных по назначению, времени и месту изготовления. В последний период деятельности Поленова не избежала некоторого влияния буржуазного модерна.

Несмотря на ошибки, допущенные Поленовой и другими художниками, работавшими с ней, в их деятельности много и положительных сторон, оказавших серьезное влияние на развитие народного творчества.

Положительные черты поленовской школы ярко отразились на творчестве многих одаренных мастеров, когда-то работавших в Абрамцеве. Бывшие ученики этой школы, продолжая работать самостоятельно, проявили художественный вкус и народную самобытность. Среди них особую славу получил талантливый резчик из села Кудрино В. П. Ворносков.

Глубоко изучив лучшие традиции русской резьбы по дереву, Ворносков создал новое направление в искусстве русской резьбы по дереву XIX и начала XX веков. Он умело использовал в резьбе острые грани с мягкими заоваленными краями, своеобразие текстуры и фактуры дерева и достиг необычайного эффекта игры светотени, особой выразительности форм орнамента. Сочетая традиционные мотивы народной резьбы по дереву с особенностями композиции новых форм изделий, он каждый раз добивался гармонического решения вещи в целом.

Художественное дарование В. Ворноскова особенно ярко проявилось в советские годы. Его сыновья, также получившие известность, продолжили «поленовские» традиции. На выставка, посвященных современному народному искусству, часто можно видеть работы этих замечательных мастеров резьбы по дереву.


Реклама:



Читать далее:



Статьи по теме:


Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум