Нюанс и нюансировка

Категория:
Композиция в технике


Нюанс и нюансировка

Контраст в композиции вызывает необходимость в тонком аккомпанементе, в сопровождающих нюансах — без этого композиция, как правило, становится жесткой и примитивной. Нюансировка формы тесно связана с тем, каков характер контраста,— она не может развиваться независимо от него. Так, при цветото-нальном контрасте крупных частей машины необходимо найти смягчающие переходы, выявить в цвете детали, которые подготавливают контраст.

Казалось бы, по значимости в композиции нюанс не сравним с контрастом, однако он заслуживает ничуть не меньшего внимания, поскольку нюансировка формы в профессиональном отношении задача более сложная. В самом деле, контраст во многих случаях обусловливается самой компоновкой, всей основой конструкции изделия —это в известной мере предопределяет и облегчает работу над композицией. От проектировщика зависит не столько выбор контрастирующих начал, сколько их умелое использование (за исключением приемов второй группы контрастов). Что же касается нюанса, то ни инженерная компоновка, ни объемно-пространственная структура почти не обусловливают его. Это сфера чисто художественного осмысления формы и материала,

В художественном конструировании, как, вероятно, и в любой другой области деятельности, есть особенно трудно осваиваемые элементы процесса. К ним в первую очередь относится нюансировка формы изделия, требующая не только развитого вкуса, мастерства, но и безошибочной интуиции, особого чувства материала и формы, умения выявить ее характер. Вот ведь, кажется, и композиция хорошо задумана, и форма органично связана с конструкцией, и смотрится изделие неплохо, а сравните его с лучшими аналогами, и что-то на первый взгляд неуловимое привлекает к одному изделию, в то время как форма другого словно тускнеет на глазах. Секрет особой привлекательности изделия объясняется тщательной нюансировкой формы вплоть до мельчайших деталей.

Такое свойство формы, как ее характер, во многом связано с проявлениями нюанса. Проследим на примерах, как это происходит. На рис. 71, а, б, в три поисковые модели переносного телевизора. Композиционные приемы достаточно схожи, но характер формы у каждой из моделей индивидуален. Отсюда и существенные различия в подходе к нюансировке в каждом конкретном случае. На поисковых карандашных эскизах /—б (рис. 71, а, б, в) нюансы только начинают проявляться. Сделаны лишь первые шаги в поисках общей нюансной картины, но именно на этой стадии особенно важно отыскать нюансы, соответствующие характеру формы. Судя по опыту квалифицированных дизайнеров, в этих поисках ничто не может заменить рисунков, даже детальный макет. Только рисунок помогает во всех тонкостях проштудировать мельчайшие подробности строения формы, все ее пластические особенности. Он позволяет проектировщику самому глубоко понять и почувствовать, к чему следует стремиться в форме данного изделия 6.

Не станем подробно анализировать приемы нюансировки, показанные на рис. 71,— полагаем, это сделает теперь сам читатель. Заметим только, что нюансное моделирование сложной формы предполагает уяснение закономерностей ее строения от общего к частному. Это частное должно включать в себя тончайшие элементы и движения формы. Поэтому работе помогает конкретизация характера пластики формы, уточнение сечениями различных ее элементов (2 и 4 на рис. 71, а, б и в).

Коснемся в связи с этим еще одного аспекта. Пластическую примитивность формы зачастую выдают за некое новое и якобы позитивное качество, именуя его лаконизмом, обобщенностью и т. д. и ссылаясь в то же время на ограниченные технологические возможности производства. Но ведь если не ставить перед производством задачу обеспечения тонкой отделки формы, то дело так и не сдвинется с места. Напротив, необходимо задавать производству все более серьезные задачи, связанные с отделкой многих видов ценных изделий,— иначе невозможно решить столь актуальную проблему, как повышение их конкурентоспособности на мировом рынке, да и удовлетворить растущие требования нашего покупателя.

Ведя процесс нюансировки, важно не просто прорабатывать детали, но строить форму с помощью нюансов, т. е. двигаться путем ее пластического исследования, специфически дизайнерского прощупывания. Нюансировка—это своего рода анализ формы с карандашом в руках. От линейных рисунков к тоновым, от них вновь к линейным—таков процесс! И постоянная сверка формы каждой, даже самой маленькой детали с намечающимся общим характером формы изделия. Эффект достигается не только благодаря четкой пластической проработке деталей, но и нюансными отношениями обрабатываемых поверхностей по фактуре, характером отражения света, гармонизацией цветовых отношений, распределением бликов — то острых и четких на полированных поверхностях, то как бы размытых, приглушенных — на шлифованных.

В таких особо тонких изделиях современной техники, как, например, различные медицинские приборы, часы, фотоаппараты и т. п., именно нюансная отработка формы во многом определяет общее качество оборудования. В условиях хирургической операционной нюансировка диктуется всем процессом деятельности людей, т. е. органически связана с функцией.

Ну, а нюансная проработка наручных часов — чем определяется она? Конечно, здесь дизайнер куда свободнее, но было бы ошибкой считать, что какая бы то ни было объективная обусловленность нюансов тут отсутствует. Прежде всего — о каких часах идет речь? О подчеркнуто «приборных» по образу или о часах декоративных, выполняющих дополнительную функцию нарядного браслета или кулона? Прибор или украшение? Уже одно это в значительной мере обусловливает подход к нюансировке. Ведь от этого будет зависеть и композиционный прием, и сила контраста, и характер формы, и, разумеется, тонкость нюансировки.

В технике, как и в искусстве, нюансные отношения раскрываются постепенно. Проанализируйте отлично спроектированную и изготовленную машину, сравните ее с аналогами, и вы будете делать для себя все новые открытия, начиная понимать, почему одна так привлекает, а другая оставляет равнодушным. Таково значение, казалось бы, незаметного, «слабого» средства компо-зии — нюанса.

Чтобы воплотить в готовом изделии находки дизайнера в нюансировке формы, необходима, разумеется, высокая культура производства.

Конечно, разные части машины или прибора требуют особых методов нюансной отработки—в каждом изделии и в каждой детали нюанс проявляется по-своему. Понятно, что приемы и методы нюансировки крохотных деталей небольших точных приборов и деталей экскаваторов с емкостью ковша в десяток кубометров не могут быть одинаковыми. Нюанс— это разнообразие тонких отношений, и в технике оно поистине беспредельно.

Если форма, лишенная контраста, маловыразительна, то форма, не дополненная тонкими нюансными отношениями, неизбежно окажется грубой. Как мощная колоннада, подчеркнутая сильными тенями, лежащими в глубине, гармонично дополняется тонкой пластикой изящного фриза, игрой рефлексов и сложных теней ее капителей, так гигантский станок с его огромными формообразующими элементами приобретает особое изящество и законченность благодаря нюансной проработке всех тех элементов, которые связывают его с человеком (операторское место в целом, пульт и органы управления и т. д.).

Нередко проектировщик озадаченно смотрит на точный натурный макет будущего изделия, не понимая, почему вещь, созданию которой он отдал столько сил, не радует его, не приносит подлинного эстетического удовлетворения. А ларчик этот и в самом деле открывается не просто. Чтобы научиться его открывать, нужно овладеть сложными приемами нюансировки формы. «Искусство начинается там, где начинается чуть-чуть»,— сказал великий К. Брюлов, выразив, быть может, самую характерную черту искусства. Пусть техника—не искусство, но ведь мы рассматриваем ее в особом, эстетическом аспекте.

Остановимся на нескольких характерных примерах из практики, так как условная форма здесь не поможет разобраться в трудноуловимых проявлениях нюансировки.

На рис. 72 портативный магнитофон. Вряд ли нужно специально говорить о значении высокого эстетического уровня отработки подобных изделий. Некрасивое не продается—такова известная формула.

Проведем небольшой анализ того, как в данном случае выполнена нюансная отработка формы. Темная тонкая пластмассовая окантовка металлической панели управления (верхней плоскости прибора) должна быть особенно четкой по периметру, так как любые нарушения размеров в ширине канта становятся сразу заметными (поз. 1, 9 по часовой стрелке). Здесь же сечение окантовки непрерывно меняется (mi—тд), придавая неряшливый, кустарный вид всей верхней плоскости прибора. Особенно нечетки эти контуры в местах скругле-ния углов, что говорит о несовершенстве технологии (поз. 7). Столь же нечетки и примыкания лицевой поверхности к пластмассовому бортику: то они выполнены заподлицо с ним, то западают внутрь, а местами поднимаются над бортиком (поз. 7, размеры hi, /г2). Случайно меняются и радиусы скруглений, как бы сминая форму (ri— г4 на поз. 7). Неодинаковыми оказываются даже основные радиусы скруглений R i и R2 (см. на общем виде магнитофона). Такие технологические погрешности уж вовсе недопустимы!

Столь многочисленные технологические огрехи сводят на нет любую нюансировку, если она и была предусмотрена проектом. Для изделий типа магнитофона с точки зрения эстетического уровня нет мелочей. А здесь? Кнопки управления «посажены» в лючки панели без каких бы то ни было подштамповок, которые подготавливали бы место посадки. Сами отверстия плохо согласованы с кнопками: с одной стороны образуется большой темный зазор, а с другой кнопка непосредственно примыкает к металлу панели; к тому же кнопки при посадке бывают перекошены (поз. 2, 4). Смотровое стеклышко над кассетой просто наклеено на панель без всякой пластической подготовки, и все это место воспринимается как кустарное (поз. 11). Ремешок ручки переноски магнитофона выполнен на уровне, пригодном разве лишь для дешевых хозяйственных сумок, как и его крепление к корпусу, а ведь речь идет о классном изделии (крепление ремешка показано на поз. 8).

Если же обратиться к удобству пользования прибором, что здесь непосредственно связано с нюансной проработкой формы, то обнаружится немало других недостатков. Так, движок включения своей жестко геометричной формой (поз. 3) весьма неудобен для манипулирования, никак не приспособлен к боковым смещениям, а главное —визуально не информирует о способе осуществления этих операций. При анализе формы обнаруживаются и другие не менее досадные погрешности: например, перфорация решетки динамика неаккуратно примыкает к бортику (поз. 5); все элементы на панели управления магнитофоном композиционно не связаны друг с другом, и рисунок панели выглядит случайным (поз. 6); то же относится к элементам управления громкостью и их связям с другими деталями панели (поз. 10).

Но даже все это лишь малая толика недостатков в нюансировке формы этого магнитофона — скрупулезный профессиональный анализ откроет множество других.

На рис. 73 аналогичный магнитофон, однако форма его подверглась тщательной нюансировке. Не осталась без внимания даже организация световых бликов. Все бортики, приливы, посадочные места (крохотные заглубления плоскостей), поперечные профили кнопок и рычажков управления отработаны до тончайших нюансов (поз. 1—9).

РИС.73

Особое внимание здесь уделено нюансным отношениям материалов, в совокупности формирующим внешний облик вещи. Прошла мода на бьющий в глаза блеск металла. Тонкость отношений выражается в сложнейших градациях шероховатости или матовости, тонко сочетающихся с небольшими блестящими полированными элементами. Здесь все строится с учетом распределения света на поверхностях, когда приглушенные све-тотона изящно дополняются более яркими и неожиданно легкими полированными кромками. Вторая линия отношений материалов развивается уже в цветовой, а не фактурной нюансировке. И здесь всякий раз своя тончайшая палитра цветов— холодных светло-голубых, более темных серых, серых тепловатых, а местами темных, как бы вороненых до черноты. Иногда в такую гамму нюансных отношений неожиданно вводится контраст. И как красива на светло-голубом металле черная риска, строгая фаска или четкий бортик!

Тут невольно вновь вспоминаются рассуждения некоторых теоретиков о якобы невозможности объективной оценки эстетических свойств промышленных изделий. Профессионально глубокий анализ делает совершенно несостоятельными подобные утверждения. Все в технике поддается относительно точной оценке. В тех случаях, когда приходится иметь дело с такими изделиями, как любительские кинокамеры или фотоаппараты, т. е. с предметами, которыми пользуются с руки, нюансировка связана не просто с красотой вещи, но особенно с удобством пользования, с «прикладисто-стью» —с ощущением формы, как бы влитой в руку.

На рис. 74, а кинокамера, отличающаяся тщательной нюансировкой формы. Здесь заметна четкая координация основных контуров — они составляют единую систему, согласованы между собой и подчеркивают общее движение формы. Во многих местах поверхность чуть приподнята, чтобы избежать иллюзии ее вогнутости. Такая приподнятость, напряженность поверхности, иногда на миллиметры и даже доли миллиметра (в зависимости от абсолютной величины площадки), придает форме особую наполненность, и она лучше воспринимается. У модели а основные контуры в целом скорректированы по формообразующим линиям 1’ — /’ …— 7’ — 7’ , но при тщательном анализе убеждаешься, что и тут еще есть немалые резервы совершенствования формы. Это показано на модели (рис. 74, б): чуть энергичнее подан вперед козырек, прибавлено материала с тыльной стороны ручки. Далее все детали от 2 до 10 по часовой стрелке относятся к нюансировке модели, показанной на рис. 74, б. Чуть больше заглублены выемки для пальцев 9 в передней части камеры, активнее сделана форма курка 8. В совокупности все эти нюансные коррективы придали форме большую выразительность и законченность. Здесь варьируются места примыканий, уточняется характер даже второстепенных формообразующих линий, подъемов поверхности, проводится тщательная корректировка размеров (пропор-ционирование). Разумеется, это происходит не столько на перспективных изображениях, сколько в ортогоналях, а затем и на макетах.

Сравнивая модели а и б, можно заметить, что форма последней как бы немного потяжелела. Довольно сложно объяснить это нюансное изменение — его нужно почувствовать, так как это имеет значение для визуальной убедительности формы — камера лучше смотрится. На рис. 74, б заштрихованные цветом части показывают, сколько материала прибавлено в верхней зоне и ручке.

Нюанс как средство композиции может проявляться в пропорциях, ритме, в цветовых и тональных отношениях, декоре, пластике, в построении поверхностей со сложными лекальными образующими и т. д.

Нюансы пропорций создают своеобразную основу формы, спокойной, но не сразу разгадываемой, в отличие от формы, построенной на резко контрастных отношениях.

Нюансы пластические, проявляясь прежде всего в характере формы, придают ей особую теплоту, которая заставляет в сугубо утилитарной вещи увидеть подчас что-то от произведения искусства.

Но если внимательно присмотреться, форма красива своей простотой и элегантностью. Хорошо продумана вся основа композиции: немного поданный вперед объем с наклонными остекленными панелями удачно «посажен» на основную рабочую часть машины. Он нависает над ее нижней стенкой, в результате чего создается точно найденное горизонтальное членение, задающее пропорции всей машины. Это членение пространственно развито и композиционно поддержано слева консолью с подачей деталей, а справа (чуть ниже) — другой консолью, к которой крепится вертикальная стойка пульта управления.

Выше уже отмечалось значение координации основных формообразующих линий. И у этой машины она проведена весьма последовательно. Форма имеет ряд наклонов и элементов с тупым углом, которые создают как бы целую подсистему характерных контуров. Однако в данном случае нас прежде всего интересует нюансировка формы этой машины. Нюансировка достигнута здесь прежде всего благодаря высокому уровню технологических операций. Конструктор как бы учитывает те широкие возможности в нюансировке, которые предоставляет ему уровень технологии. Вот, к примеру, окантовка остекления 1 (рис. 75, б). Она очень ровно натянута, при этом сечение канта тонкое, радиусы.

Нюансировка во многом связана со спецификой материалов. Профессионалы высокой квалификации остро чувствуют и умеют использовать их тончайшие особенности.

Вместе с тем представляется неверным некритическое отношение к использованию традиционных художественных средств и приемов. Так, для украшения принципиально новых по конструкции моделей охотничьего оружия, всем своим характером противоречащих традиционному декору классических ружей, применяется все тот же старинный орнамент. На стенках многозарядного магазина, и отдаленно не напоминающего элементы классических оружейных форм, гравируются только им присущие сцены старинной охоты. Это столь же неверно в принципе, как если бы ультрасовременные по форме электронные часы стали украшать деталями часов в стиле ампир или барокко. Проектантам, вероятно, кажется, что они обогащают изделие, а в действительности оно эстетически обесценивается. Нюансировка, в том числе ее художественное, стилевое осмысление, должна строго соответствовать сути самого изделия.

скруглений строго одинаковые. Эта темная тонкая окантовка на фоне светлых панелей воспринимается как своего рода графический рисунок. Перепады панелей минимальны, и, таким образом, падающие тени также очень тонки и графич-ны. Нюансы ли это? Ведь речь идет о темном на светлом фоне — скорее прием контраста? В принципе это так, но все дело в том, как количественно выражен контраст: в данном случае сам контраст приобретает признаки, характерные для нюанса. Ведь световой блик, очерчивающий такой кант, фактически превращается в трехмиллиметровую линию. И так по всей машине: темное на светлом здесь главное, что придает форме остроту и выразительность,— фирменные знаки, кнопки пульта и их темные обрамления, окантовка, о которой уже шла речь,— весь этот композиционный материал связан между собой, находит точное место и организует форму не столько на контрасте, сколько на нюансах.

Небольшой фрагмент 2 панели пульта управления с несколькими кнопками показан на рис. 75, б. Нюансировка достигнута проработкой бортиков кнопок, светлыми полукружиями фона над ними, тонкой белой сеточкой промежутков между кнопками и изящной рамкой вокруг всей панели.

Или вот еще деталь 3: опорная площадка крепления консоли пульта к корпусу машины в ее нижней части (рис. 75, б). Крепится она четырьмя винтами, но головки их черные. Зачем? Это перекличка темного со светлым в ряде композиционно значимых элементов машины. То же мы видим и в разработке фирменного знака, где две крупные темные буквы дополнены совсем тонкой черной строчкой под ними. Все это продуманная, последовательно осуществленная нюансировка формы машины, причем очень естественная, не бросающаяся в глаза и характерная для мастерства итальянских дизайнеров.

Отечественный дизайн за относительно короткий срок серьезно помог промышленности. Однако, говоря о проблеме дальнейшего эстетического совершенствования многих видов изделий, в первую очередь не случайно касаются качества их отделки. Как раз отделка и связана с нюансной проработкой формы. Суть проблемы—и в совершенствовании технологии, определяющей саму возможность тонкой отделки, и в уровне мастерства дизайнера. Нюанс — самое тонкое из средств в его палитре, и, только в совершенстве овладев им, он сможет создавать проекты изделий высшего эстетического уровня.


Читать далее:



Статьи по теме:


Реклама:




Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум