Обработка металла

Категория:
Слесарные работы - общее


Обработка металла

Обработка металла включает в себя достаточно большое число работ различного вида, но каждая из них начинается с подготовки поверхности, которую предстоит обрабатывать. Что значит — «обработать металлическую деталь»? Это значит прежде всего проверить ее размеры и довести их до кондиции, чтобы деталь села на свое место прочно и стояла там, как говорится, века.

Рис. 1. Правка закаленного металла (рихтовка): а — полос, б, в — угольников

Порой бывает необходимо изготовить какую-то несложную деталь самому — это тоже слесарная работа. Слесарь не только соединяет готовые детали, но и по мере необходимости изготавливает их сам. Кроме того, он всегда должен быть готов поставить лишнее крепежное соединение; знать, как выправить или притереть детали друг к другу. Эти работы по своей сути универсальны, и выполнять их приходится любому слесарю, независимо от его специализации — будь он хоть слесарь-сантехник, хоть слесарь по ремонту автомобилей.

Но сначала — очистка. Многие детали в механизмах, с которыми приходится иметь дело слесарю, не сопрягаются поверхностями друг с другом, в силу этого, они сильно подвержены коррозии. Чем чище поверхность детали, тем она меньше будет ржаветь, да и необходимые размеры выдерживать гораздо легче, работая с чистой поверхностью, чем со ржавой или, скажем, жирной.

Очистка заключается в удалении крупных слоев загрязнений — краски, антикоррозионной смазки, окалины, ржавчины, песка и т. д. Это можно делать обычным путем — с применением всевозможных скребков и щеток. Перед сборкой сложных механизмов лучше всего предварительно произвести обдувку деталей, подлежащих сборке, особенно если они имеют пазы, отверстия, глухие Полости, в которых чаще всего скапливается пыль, грязь и металлическая стружка. Если нет компрессора, для этой цели можно использовать обыкновенный пылесос, надев на шланг насадку с узким выходным отверстием.

Следующая после очистки операция при работе с металлом — мойка. Она заключается в удалении небольших загрязнений и жировых пленок с помощью моющих средств. Применяющиеся на производственных предприятиях способы мойки в домашних условиях невозможны, слесари-умельцы обходятся и без электрохимической, и без ультразвуковой мойки.

В качестве моющих жидкостей применяются чаще всего органические растворители: бензин, керосин, спирт, уайт-спирит, смесь бензина со спиртом. Если деталь загрязнена смолой или нитроэмалью в процессе мойки можно применить ацетон или смесь спирта с ацетоном. Можно применять также водные растворы щелочей и синтетических поверхностно-активных веществ. Следует помнить, что температура органических растворителей при мойке не должна превышать 30 градусов (по Цельсию), а их водных растворов — не выше 45-60 градусов.

Если никаких специальных средств под рукой не оказалось, а требуется удалить ржавчину с металлической поверхности, нужно смочить мягкие стальные опилки машинным маслом и при помощи тампона из ветоши протирать ржавую поверхность до металлического блеска. После чего останется только удалить с ее поверхности остатки машинного масла.

Вообще, коррозия — это окисление металла. Чаще всего процесс коррозии металла приводит к образованию ржавчины на поверхности стальных и чугунных поверхностей. Происходит это под воздействием кислорода, входящего в состав воды и воздуха. Возникает коррозия и от соприкосновения металлов с электролитами — растворами кислот, солей и оснований. Значительно усиливается она в районах с повышенной влажностью, а также с очень низкой температурой воздуха.

Коррозия ежегодно съедает до 10% всех серных металлов. Для того чтобы ее снизить, разрабатываются антикоррозийные сплавы и покрытия. Например, в Англии разработан метод, который заключается в том, что поверхность покрывается аскорбиновой кислотой, смешанной с молибденовым порошком. Метод с успехом применяется многими английскими фирмами. В домашних условиях он, пожалуй, недоступен, но можно обойтись и народными средствами, чтобы очистить от ржавчины поверхность и уберечь металл от дальнейшей коррозии.

Ржавчина вполне эффективно удаляется с металлической поверхности шкуркой. Однако нужно сразу сказать, что зачистка поверхности шкуркой и повторное полирование можно применять не всегда — поскольку точность размеров детали при этом нарушается, да и внешний вид страдает. Деталь можно оставить абсолютно нетронутой и тем не менее избавиться от ржавчины на шлифованной или полированной поверхности, если воспользоваться химическим способом удаления ржавчины. Поверхность нужно сначала обезжирить, например, бензином, и просушить. Затем приготовить раствор, в котором будет 20% фосфорной кислоты плотностью 1,7 г/куб. см и 80% воды. В раствор нужно добавить 8% по массе хромового ангидрида и нагреть его до температуры 60-65 градусов.

В зависимости от степени коррозии нужно опустить заржавленную деталь в этот раствор минут на 10-15. Затем нужно вынуть деталь ^и нейтрализовать дальнейшее действие раствора — промыть деталь в 5%-ном растворе кальцинированной соды при температуре 80 градусов, а затем в чистой горячей и холодной воде.

Поверхности вновь приобретут первозданный вид. Для предотвращения дальнейшей коррозии обработанные таким способом поверхности нужно законсервировать, покрыв их техническим вазелином.


Читать далее:



Статьи по теме:


Реклама:




Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум