Общая характеристика статоров

Категория:
Крупные электрические машины


Общая характеристика статоров

Статор крупной машины представляет собой сварной корпус, усиленный ребрами жесткости, в котором закреплен сердечник, набранный из лакированных листов электротехнической стали, имеющих форму сегментов. Сердечник разделен на ряд пакетов, между которыми уложены листы с вентиляционными распорками, приваренными точечной сваркой.

В процессе сборки сердечник прессуется и стягивается шпильками между нажимными кольцами. Для передачи усилия прессовки на зубцы сегментов между нажимными кольцами и крайними пакетами сердечника установлены листы с нажимными пальцами, приваренными точечной сваркой.

Наибольшее влияние на технологию механической обработки корпусов и сборки сердечников статоров оказывает способ центровки и крепления листов активной стали.

По этому признаку все многочисленные разновидности конструктивных исполнений статоров можно разделить на следующие типы:
1) статоры с креплением листов сердечника посредством клиньев-ребер и шпилек с базированием по технологической колонке, установленной в центре статора. В некоторых конструкциях статоров такого типа клинья выполняются с резьбовыми концами, и тогда надобность в шпильках отпадает;
2) статоры с креплением листов сердечника с помощью клиньев «ласточкин хвост» и запорных шпонок с базированием по расточке ребер;
3) статоры с креплением сердечника посредством шпилек с базированием по расточке ребер.

Статоры первого типа применяются в синхронных машинах, имеющих большой воздушный зазор, и к которым поэтому не предъявляются жесткие требования в отношении размеров и геометрической формы центрального отверстия сердечника.

Статоры второго типа находят применение в высокочастотных и асинхронных машинах, где требуется, из-за малого

воздушного зазора, высокая точность внутренней цилиндрической поверхности сердечника.

Третий тип статоров в последние годы широко применяется в асинхронных и синхронных машинах, вытесняя, как более технологичный, статоры первого и второго типов.

Корпус статора первого типа конструктивно более прост и нуждается в меньшей механической обработке, чем корпус статора второго или третьего типа. Но в этом случае при сборке сердечника требуется ряд дополнительных ручных операций: расстановка (разгонка) клиньев, центрирование сердечника от колонки и т. д., в результате чего общая трудоемкость обработки корпуса и сборки сердечника статора первого типа становится выше, чем, например, статора третьего типа, а точность сборки ниже.

Рис. 1. Крепление листов сердечника клиньями-ребрамц и шпильками:
а — сердечник статора; б — клин с резьбовыми концами. 1 — корпус; 2 — нажимиое кольцо; 3 — угольник; 4 — сердечник; 5 — клинья-ребра; 6 — шпильки.

Конструктивное исполнение обмотки, уложенной в пазах сердечника, зависит от типа и мощности машины. В статорах синхронных и асинхронных машин в основном применяется двухслойная катушечная обмотка и только в особо крупных машинах находит применение стержневая обмотка, имеющая преимущества перед катушечной в отношении удобства укладки в пазы сердечника, но требующая вдвое большего количества мест соединения и паек, что увеличивает трудоемкость обмоточных процессов и расход материалов. Однако большие габариты и вес катушек обмоток особо мощных машин приводят к необходимости изготовлять их в виде стержней.

Рис. 2. Статор высокочастотного генератора.
а — крепление листов сердечника клиньями «ласточкин хвост» и запорными шпонками. 1—сердечник; 2 — нажимное кольцо; 3 —запорная шпонка; 4 — корпус; 5 — клин.
б — обмотка статора. 1 — рабочая обмотка; 2—обмотка возбуждения.

Рис. 3. Крепление листов сердечника шпильками.
1 — корпус; 2 — сердечник; 3 —серьга; 4 — нажимное кольцо; 5 — шпилька.

Статоры высокочастотных генераторов имеют две обмотки: рабочую и возбуждения. Обмотка возбуждения изготовляется заранее и вкладывается в пазы в виде готовых катушек. Катушки же рабочей обмотки образуются непосредственно при намотке статора. Недостаточная жесткость, сложное переплетение и малый вылет лобовых частей рабочей обмотки не позволяют выполнять ее в виде отдельных катушек, закладываемых в пазы статора при намотке.

Для измерения температуры обмотки и сердечника в зону каждой фазы обмотки укладываются специальные термометры сопротивления. Термометры, контролирующие температуру сердечника, укладываются на дно паза, а термометры, контролирующие температуру обмотки, — между ее слоями.

Термометры сопротивления присоединяются к доске выводов проводом типа ПТСД, укладываемым по корпусу статора в процессе сборки сердечника.


Реклама:



Читать далее:



Статьи по теме:


Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум