Общие сведения об отвертках

Категория:
Нестандартный инструмент


Общие сведения об отвертках

Отвертки применяются для ввертывания и вывертывания шурупов и винтов, в головках которых сделан специальный паз.

Грани лезвия отвертки обязательно должны быть параллельными на всей глубине паза и входить в него с небольшим зазором.

Ширина лопатки I должна быть немногим меньше диаметра головки винта (примерно 1=0,8 d).

Применение отверток с недостаточной шириной или с неправильно заостренной формой лезвия приводит к тому, что острый и узкий конец отвертки стремится выйти из паза в головке, сминает ее кромки и тем самым повреждает головку шурупа или винта.

Кроме того, работая такой отверткой, приходится прижимать ее к винту с большим усилием, чтобы она не выскакивала из паза, не портила винт и не царапала других деталей. Пример правильной заточки лопатки (лезвия) показан на рисунке 1, в.

Рабочая часть отвертки должна быть достаточно жесткой, но не хрупкой (сталь У-7 и У-8), закалка и отпуск на длину лезвия до твердости HRC 46-52.

Качество отвертки определяют испытанием, завинчивая пятьшурупов в сухую дубовую доску, в которой высверлены отверстия диаметром, равным внутреннему диаметру резьбы. Хорошая отвертка при этом не должна деформироваться, вминаться и выкрашиваться, а рукоятка должна быть без острых кромок.

Если отвертку предполагают использовать для работы в электроустановках с напряжением до 1000 В, на ее ручку надо, насадить диэлектрический чехол или нанести несминаемое покрытие, снабженное упором со стороны лезвия, чтобы предотвратить соскальзывание пальцев работающего на неизолированную часть отвертки. Толщина изоляции Должна быть не меньше 2 мм. Диэлектрические покрытия и чехлы после насадки должны выдерживать в течение 1 мин

Рис. 1. Отвертки (для вывертывания тугосидящих винтов): а — с жестким лезвием; б — с поперечиной; в - с воротком; г — с барашком; д — с гайкой; е — со скобкой

Отвертки-наконечники, которые можно вставлять в торцовые ключи, представляют значительный интерес.

Для ввертывания пробок рулевых тяг автомобилей и колесных тракторов служит, например, отвертка-наконечник, изображенная на рисунке 2, а. Она представляет собой кусок шестигранника, заточенного с одной стороны под отвертку.

Наконечник вставляют в торцовый ключ для гаек и этим ключом с рычагом ввертывают и вывертывают пробки, прилагая большой крутящий момент.

Рис. 2. Отвертки-наконечники: а - для рулевых тяг; б – для разных целей

Подобную отвертку можно сделать и для любых других целей (рис. 2, б). Чтобы она во время работы не выпадала из ключа, ее шестигранную часть разрезают и разводят на 0,3-0,5 мм.

Ударная отвертка. Вывертывание приржавевших винтов очень часто представляет собой невыполнимую задачу. В таких случаях их пытаются отвернуть, ударяя молотком по отвертке, поставленной наклонно к головке винта Отвертка часто выскакивает из паза и повреждает головку винта. После такой операции остается только одно — высверливать поврежденный, винт.

Этого можно и не делать, если прибегнуть к помощи ударной отвертки (рис. 3, а), которая состоит из двух цилиндрических стержней, соединенных между собой подпружиненным направляющим штифтом с головкой. Направляющий штифт не выпадает благодаря поперечному контрящему штифту.

На торцовых поверхностях обоих стержней нарезаны зубья с одной скошенной стороной. Нижний стержень полый. В него вставляют различных размеров рабочее лезвие-наконечник, которое крепится стопорным винтом.

Чтобы отвернуть тугосидящий винт, нужно поставить лезвие в его паз, а затем молотком ударить по верхнему стержню. При ударе наконечник рывком дернет головку заевшего винта и стронет его с места. После этого, действуя инструментом, как обычной отверткой, легко вывернуть винт.

Отвертки с прижимом. Много неприятностей доставляют ремонтникам винты крепления полюсов генераторов и стартеров. Справиться с ними обычной отверткой весьма трудно, а порой и невозможно.

Для облегчения работы применяют отвертки, изготовляемые в виде специальных приспособлений, имеющих различное устройство.

Первый вариант. Приспособление состоит из основания (рис. 3, б) со стойками и площадкой. На стойках закреплена планка с гайкой, в которой вращается полый винт. Внутри винта помещена отвертка с упорным хомутом, предупреждающим выход отвертки из винта.

Пользуются приспособлением следующим образом. Корпус генератора или стартера укладывают на площадку так, чтобы отвертываемый винт располагался под лезвием отвертки. Затем, вращая за ручку, вводят лезвие отвертки в паз винта. После этого, вращая одновременно отвертку и полый винт, вывертывают винт, крепящий полюс.

Рис. 3. Отвертки для отвертывания приржавевших и очень туго сидящих винтов: а — ударная отвертка; б, г — отвертки с прижимом; в - отвертка с рычагом; 1 — ручка полого винта; 2 — планка с гайкой; 3 — отвертка; 4 — основание; 5 — площадка; 6 — полый винт; 7 — стойка; 8 а 9 — рычаги; 10 — втулка; 11 — кольцо

Второй вариант. Приспособление, как и в первом варианте, снабжено основанием (рис. 3, в) с площадкой. На стойке шарнирно закреплен рычаг с отверткой, соединенной через трещотку с рычагом 8. Как пользоваться приспособлением, достаточно ясно из рисунка.

Третий вариант. Приспособление представляет собой кольцо (рис. 3, г), изготовленное из стальной полосы сечением 12×20 мм. В месте стыка концов полосы приварена втулка с внутренней резьбой М 16×1,5.

Рис. 4. Отвертки: а — для винтов крупных размеров, изогнутая; б — то же, с ручкой; в - для установочных винтов шариковой гайки рулевого механизма автомобиля ЗИЛ-130; г — пробок рулевых тяг.

В нижней части кольца под углом в 120° к окружности кольца в нем просверлено два отверстия и нарезана резьба. Отвертка имеет форму, показанную на рисунке.

Чтобы отвернуть этой отверткой винт полюса, нужно ввернуть отвертку снизу во втулку 10 на 3-4 витка резьбы и надеть кольцо на корпус генератора. Затем, ввернув в отверстия кольца установочные винты, поджать ими корпус генератора так, чтобы шлиц отвинчиваемого винта вошел в лезвие отвертки. Вращая гаечным ключом отвертку, надо вывернуть винт.

Отвертки для винтов и шурупов крупных размеров бывают «изогнутыми». Длину этой отвертки выбирают в зависимости от места ее применения.

Отвертка для установочных винтов шариковой гайки рулевого механизма автомобиля ЗИЛ-130. При замене винтовой пары рулевого механизма установочные винты необходимо затягивать с большим моментом (5-гб) 10~а Н-м (5-6 кгс-см). Это удобно делать отверткой, показанной на рисунке 4, в.

Отвертка для пробок рулевых тяг тракторов и автомобилей. Обычной отверткой отвертывать и завертывать пробки рулевых тяг неудобно, а, кроме того, трудно создать нужный момент. В этом случае работа будет значительно облегчена, если применить для этой цели отвертку, изображенную на рисунке 4, г.


Реклама:



Читать далее:



Статьи по теме:


Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум