Оправки

Категория:
Нестандартный инструмент


Оправки

Оправки используются при сборке соединений с самыми различными посадками, чаще всего с подвижными.

Для изготовления оправок служит твердый материал, например Сталь 50.

Оправки, применяемые при сборке шестеренчатых насосов типа НШ. Перед тем как поставить на место крышку насоса, на шлицованный конец вала нужно надеть оправку, которая предохраняет кромки сальника и крышки от повреждения.

Оправки, применяемые для установки сальников. Сальники весьма «нежные» детали, поэтому при установке на место следует предохранить их от механических повреждений. Основными приспособлениями, гарантирующими правильную постановку сальника на место, являются оправки.

Оправка для установки сальников верхней крышки рулевого механизма автомобиля ЗИЛ-130 показана на рисунке 1, б. С помощью этих оправок сальники устанавливают в такой последовательности. Надевают на конец винта предохранительную оправку, а на нее — сальник и, придвинув его к корпусу крышки с помощью корпуса, запрессовывают.

Оправка для установки сальника валика рулевой сошки. Применение оправки, показанной на рисунке 1, в, такое же, как и описанных выше.

Оправка для установки сальника штока телескопического амортизатора показана на рисунке 1, г. как ею пользоваться, ясно из рисунка.

Оправки для установки рессорных пальцев. Установка пальцев рессор при сборке грузовых автомобилей представляет значительную трудность. Эту работу можно облегчить, если применить специальные оправки, тогда не надо будет точно совмещать отверстия в кронштейне или серьге с отверстием во втулке рессоры.

Рис. 1. Оправки, применяемые при сборке: а — шестеренчатых насосов типа НШ; б я в - при установке сальников в рулевой механизм; г — телескопического амортизатора; 1 — винт; 2 — валик рулевой сошки; 3 — оправка; 4 — оправка; 5 — сальник

Рис. 2. Оправки для установки пальцев рессор автомобиля: 1- конус, ввинчиваемый в отверстие для пресс-масленки; 2 — конус, завинчиваемый на резьбовой конец пальца

На рисунке 2 показаны такие оправки для пальцев рессор автомобиля ЗИЛ-164. Конус оправки резьбовой частью ввинчивают в отверстие пальца, предназначенное для пресс-масленки, а конус навинчивают на резьбовой конец пальца серьги. Для автомобилей других моделей размеры оправок следует соответственно изменить.

Конусная оправка для установки стопорных колец. При установке стопорного кольца на вал, в торце которого есть отверстие, удобно пользоваться специальной конусной оправкой. Она состоит из конуса с направляющей (рис. 3, а), устанавливаемой в отверстие вала, на который нужно надеть стопорное кольцо, и колпака.

Стопорное кольцо при помощи этой оправки ставят в таком порядке: вставляют в отверстие вала конус, затем надевают на него кольцо и сталкивают его колпаком в сторону вала так, чтобы кольцо встало в канавку.

Оправка для установки подшипников качения. Для запрессовки внутреннего кольца подшипника скольжения нужно использовать оправку, показанную на рисунке 3, б. На цилиндрическую часть D оправки, диаметр которой на 0,25 мм меньше диаметра вала, нужно надеть подшипник до упора его в сталкивающий колпак. Затем оправку направляющей частью вместе с надетым на нее подшипником следует вставить в отверстие вала и все это поставить под пресс. После этого, нажимая штоком пресса на колпак, надо напрессовать подшипник на вал. Пружина служит для возврата колпака в прежнее положение.

Для запрессовки наружного кольца используют оправку, показанную на рисунке 3, в. Конструкция этой оправки проще, но тем не менее с ее помощью можно запрессовать подшипник без повреждений.

Оправка для запрессовки втулок представляет собой корпус с рукояткой (рис. 3, г). Внутри корпуса в сверлениях завальцованы шарики, отжимаемый от центра корпуса оправки пружинами.

Чтобы запрессовать втулку, нужно надеть ее на корпус оправки, а затем, вставив в отверстие, ударами молотка по рукоятке запрессовать ее.

Рис. 3. Оправки общего назначения для установки: а — стопорных колец на валы; бив — подшипников качения; г — втулок; д — штифтов; 1 — вал; 2 — направляющая; — 3 — стопорное кольцо; 4 — сталкивающий колпак; 5 — пружина; 6 — ударник; 7 — корпус; 8 — винт-ограничитель

Оправка для запрессовки штифтов состоит из корпуса, ударника и винта-ограничителя.

Штифты запрессовывают в такой последовательности. Предварительно устанавливают штифт рукой в запрессовываемое отверстие, затем ставят корпус с оправки отверстием на штифт и наносят молотком легкие удары по головке ударника до тех пор, пока буртик головки не соприкоснется с верхним торцом корпуса. Этим определяется высота выступающей части запрессовываемого штифта.

Оправка для запрессовки поршневых пальцев. На рисунке 123, а показана оправка для запрессовки поршневого пальца диаметром 28 мм. Она применяется для предупреждения овальности поршня после запрессовки пальца.

Зажимая палец в оправке, необходимо следить за тем, чтобы направляющие наконечники оправки не выступали за наружную поверхность пальца. Чтобы не повредились поверхности бобышек, поршень перед запрессовкой пальца должен быть нагрет в масле до температуры 80-90 °С.

Оправка для запрессовки втулок верхней головки шатуна состоит из корпуса, направляющего штока, пружины.

Чтобы запрессовать в и1атун новую втулку, нужно установить верхнюю головку шатуна на корпус, наложить втулку, подлежащую запрессовке, с направляющим штоком и нажать штоком пресса.

После запрессовки втулки направляющий шток пружиной будет поставлен в положение, при котором его можно будет взять для повторной операции.

Оправка для запрессовки направляющих втулок клапанов механизма газораспределения состоит из корпуса и направляющего штока. Форма конуса оправки.выполнена так, что по окончании запрессовки высота выступающей части втулки оказывается равной величине, предусмотренной техническими условиями. Это в значительной мере убыстряет работу и обеспечивает высокое ее качество.

Размеры оправки, показанные на рисунке, даны для втулок двигателей ЗАЗ-966 и ЗАЗ-968.

Оправка для установки стопорного кольца на клапан механизма газораспределения двигателей тракторов. Чтобы установить стопорное кольцо в канавку клапана с помощью оправки, нужно вначале надеть на стержень клапана конус, затем на него установить кольцо и корпусом продвинуть его до вхождения в канавку.

Рис. 4. Специальные оправки для установки: а — поршневых пальцев; б — втулок верхней головки шатуна; в - направляющих втулок клапанов; г — стопорных колец клапанов; 1 — направляющий шток; 2 — корпус; 3 — пружина; 4 — стопорное кольцо; 5 — конус; 6 — поршневой палец; 7 — клапан

Оправки для сборки рулевого управления, оборудованного гидроусилителем (автомобиля ЗИЛ-130, ГАЗ-66 и др.).

Сальник рулевой сошки можно запрессовывать легкими ударами молотка через оправку, изображенную на рисунке 5, а.

Сальник винта рулевого управления запрессовывают через оправку, показанную на рисунке 5, б.

Уплотнительные кольца регулировочного винта заменяют с помощью оправки, приведенной на рисунке 5, в.

При замене игольчатого подшипника верхней крышки рулевого механизма удобно пользоваться другой оправкой (рис. 5, г).

Собирая насос гидроусилителя рулевого управления, необходимо применять следующие оправки: для запрессовки сальника насоса (рис. 5, д), при замене шарикового подшипника для снятия изношенного (рис. 5, ё) и для напрессовки нового (рис. 5, ж), для запрессовки игольчатого подшипника (рис. 5, з).

При замене уплотнительного седла соединения шланга высокого давления, подводящего масло к клапану управления, запрессовку можно выполнять, пользуясь оправкой, изображенной на рисунке 5, и.


Реклама:



Читать далее:



Статьи по теме:


Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум