Основные узлы и механизмы станка модели ЗМ151

Категория:
Шлифовальные станки


Основные узлы и механизмы станка модели ЗМ151

Станина и столы. На продольных направляющих передней части станины установлен нижний стол, который несет на себе поворотный верхний стол.

Рис. 1. Станина и стол станка модели ЗМ151

Для гидравлического перемещения стола предусмотрен цилиндр, башмаки которого закреплены на станине станка. Штоки поршня этого цилиндра связаны с нижним столом кронштейна. Подтягивание уплотнений штоков производится винтами фланцев. В Т-образном пазу нижнего стола закреплены упоры, положение которых определяет длину хода стола при автоматическом реверсе. На передней стенке станины закреплен откидывающийся индикаторный упор, на который действует закрепленный в Т-образном пазу упор, что позволяет отсчитывать тонкие продольные перемещения нижнего стола. На задней части станины смонтирована подкладная плита с поперечными направляющими, на которой монтируется механизм быстрого подвода шлифовальной бабки. Нажатием на педаль через тягу и рычаг включается конечный выключатель, который уппяпггяет гидравлическим подводом — отводом пиноли задней бабки.

Шлифовальная бабка. Вращение шпинделя шлифовальной бабки осуществляется электродвигателем, установленным на шлифовальной бабке. Шпиндель шлифовальной бабки установлен в двух подшипниках скольжения. Подшипники имеют по три одинаковых вкладыша, которые представляют собой отдельные сегменты. Вкладыши своими сферическими лунками опираются на винты со сферическими головками, в результате чего вкладыши самоустанавливаются по шейкам шпинделя. Конструкция вкладышей обеспечивает масляный клин между шейкой шпинделя и вкладышами, что сокращает их износ и нагрев. Винтами 6 производят регулирование диаметрального зазора между вкладышами шпинделем и выставление оси шпинделя относительно направляющих стола. Шпиндель шлифовальной бабки фиксируется в осевом направлении двумя сферическими бронзовыми кольцами, прижимаемыми с двух сторон к торцам бурта шпинделя корончатой гайкой, которая фиксируется контргайкой.

Механизм ручного перемещения стола. Ручное перемещение стола осуществляется вращением маховика. Движение передается на шестерню, которая перемещает рейку, укрепленную на нижнем столе. При включении гидравлического перемещения стола масло под давлением поступает под поршень и, перемещая его вверх, выводит шестерню из зацепления с муфтой. В результате шестерня, вращаясь на подшипнике поршня, позволяет осуществлять движение стола. При выключении гидравлического перемещения стола шестерня под действием пружины входит в зацепление с муфтой, после чего возможно перемещение стола вращением маховика. При малых перемещениях стола отсчет ремещений можно производить по индикаторному устройству, установленному на нижнем столе.

Механизм поперечных подач обеспечивает следующие движения шлифовальной бабки: быстрое установочное перемещение относительно ходового винта, ручные поперечные подачи, непрерывные автоматические поперечные подачи, периодические автоматические подачи, толчковые периодические подачи.

Рис. 2. Шлифовальная бабка станка модели ЗМ151

Дополнительно механизмом подачи осуществляются настройки на припуск в процессе шлифования, командоаппарата, переключающего изменение подач в процессе цикла шлифования, автоматической компенсации износа круга, ручной компенсации износа круга.

Рис. 3. Механизм ручного перемещения стола станка модели ЗМ151

Быстрое установочное перемещение осуществляется от гидродвигателя при выключенной электромагнитной муфте. Движение от вала гидродвигателя передается цилиндрическим шестерням и коническим. Так как муфта отключена, то вал не вращается и, следовательно, не вращается и маховик. Непрерывные автоматические подачи осуществляются от гидродвигателя через вал при включенной муфте в корпусе и выключенной рукоятке. Движение от вала через муфту передается червяку и через червячное колесо — валу.

Рис. 4. Механизм поперечных

Рис. 5. Механизм поперечных подач станка модели ЗМ151

Так как рукоятка включена, то посредством трения движение передается маховику и далее по цепи ручных подач валу, муфте, шестерням. Скорость поперечной подачи регулируется дросселями, установленными на сливе из гидродвигателя.

Периодические автоматические подачи осуществляются по этой же кинематической цепи от гидродвигателя. В момент реверса стола муфта включается. При включенной муфте осуществляется поперечная подача. По истечении времени, величина которого определяется установкой реле времени, муфта выключается. Выдержка времени для любой периодической подачи постоянная. Следовательно, величина периодической подачи определяется скоростью вращения ротора гидродвигателя, которая настраивается дросселями. Толчковая поперечная подача осуществляется по кинематической цепи автоматических подач при включенных муфтах и включенной рукоятке. Движение осуществляется от гидродвигателя. При включении вращения ротора масло из гидродвигателя поступает в дозатор.

Настройка на припуск осуществляется следующим образом:
1) переключатель устанавливают в положение «Полуавтоматический»;
2) рукояткой шлифовальная бабка быстро подводится к детали;
3) устанавливается переключатель в положение «Ручной»;
4) шлифуется деталь в размер вручную. В конце шлифования дается выхаживание, а затем шлифовальная бабка быстро отводится рукояткой; 5) относительно риски на диске поворачивается диск и тем самым устанавливается общая величина припуска, подлежащего съему;
6) относительно той же риски поворачивается диск, с помощью которого устанавливается припуск на чистовое шлифование. После установки припуска диски фиксируются винтами, которые перед установкой припуска следует отжать;
7) зажимается рукоятка
8) переключатель устанавливается в положение «Полуавтоматический», тем самым будет выдана команда на перезарядку механизмов врезания. При этом маховик, лимб и диски будут вращаться против часовой стрелки до тех пор, пока кулачок не наедет на винт рычага и тем самым включит конечный выключатель, который выдает команду на остановку перезарядки.

При подводе шлифовальной бабки начнется полуавтоматический цикл и маховик, лимб и диски начнут вращаться по часовой стрелке. Когда торцовый кулак, связанный с диском, наедет на штырь, который через рычаг включит конечный выключатель, произойдет изменение подач с черновых на чистовые. При дальнейшем вращении маховика кулак, связанный с диском, наедет на винт рычага и тем самым включится выхаживание (если осуществлялось шлифование «До упора»).

При использовании прибора для автоматической правки механизм подач может выполнять функцию механизма для компенсации износа круга. Это осуществляется следующим образом: рукояткой на правильном приборе устанавливается требуемая величина компенсации, которая контролируется по лимбу. В момент перезарядки механизма подач, когда кулак повернет рычаг и включит соответствующий конечный выключатель, отключится муфта. Дальнейший поворот маховика определяется объемом дозатора, куда сливается масло из гидродвигателя. В момент возврата каретки правильного прибора муфта включается. Таким образом, в момент врезания путь шлифовальной бабки будет равен величине установленного припуска плюс величина отвода маховика на компенсацию. С помощью механизма ручной поперечной подачи можно производить шлифование до упора с компенсацией износа круга. Для этого необходимо прошлифовать в размер первую деталь партии деталей, подлежащих обработке. Рукояткой вводят упор. Для этого необходимо переместить от себя рукоятку, отключить муфту переключателем и повернуть маховик по часовой стрелке до тех пор, пока противоположный конец рукоятки не наедет на упор. После этого необходимо отжать лимб рукояткой и совместить нулевое деление лимба с риской указателя. В этом положении муфта включается и маховик отводится на величину припуска. При уменьшении диаметра круга вследствие износа или правки необходимо скорректировать на соответствующую величину положения лимба.

Это осуществляется следующим образом. Шлифуют деталь до упора и замеряют ее. При наличии отклонения в плюс отключают муфту и отводят лимб против часовой стрелки на величину плюсового отклонения. Далее включают муфту и дошлифовывают деталь до упора. При получении толчковых подач заданное деление лимба сбивается по отношению к риске указателя. Для того чтобы вернуть требуемое деление в нужное положение, необходимо отжать лимб рукояткой, повернуть лимб в требуемое положение и вновь зажать его.

При выходе из строя муфты механизм может обеспечивать все виды подач, за исключением быстрого механического перегона шлифовальной бабки по винту. Для этого необходимо муфту ввести в зацепление с шестерней, предварительно удалив упор на верхней крышке механизма. При возврате муфты 25 в первичное положение нужно упор восстановить, так как в противном случае возможно самовключение муфты, что может привести к травме рабочего вращающимся маховиком при перегоне шлифовальной бабки по винту.

Передняя бабка. Шпиндель передней бабки неподвижен. Деталь получает вращательное движение от поводка, закрепленного на планшайбе. Планшайба приводится во вращение электродвигателем через две клиноременные перадачи, натяжение которых обеспечивается натяжным роликом и эксцентриковой втулкой, поворачиваемой червяком. Частота вращения устанавливается регулятором на электропульте.

Задняя бабка имеет ручной и гидравлический отвод пиноли. В коническом отверстии пиноли установлен центр. Деталь зажимается в центрах действием пружины. Ручной отвод пи ноли производится поворотом детали. Управление гидравлическим отводом пиноли осуществляется педалью, расположенной на передней стенке станка. Отвод пиноли производится плунжером, к которому через гибкий шланг подводится масло из гидросистемы.

Рис. 6. Передняя бабка станка модели ЗМ151

Рис. 7. Задняя бабка станка модели ЗМ151

Прибор для правки круга алмазом устанавливается на задней бабке. Алмазный карандаш в пиноли имеет микрометрическую подачу, которая осуществляется вращением рукоятки. На пиноли мо-

быть также смонтирована оправка для безалмазной правки. Прибор для автоматической правки круга монтируется на корпусе шлифовальной бабки. Правильный прибор обеспечивает очно- пли двухпроходную правку по гладкому или ступенчатому копиру. Включение правильного прибора осуществляется либо по команде от реле счета количества прошлифованных деталей, либо от нажатия кнопки оператором. По продольным роликовым направляющим, смонтированным на корпусе, перемещается каретка. На каретке под углом 45° смонтированы поперечные роликовые направляющие, по которым перемещается суппорт, опирающийся на копир, смонтированный на корпусе. Тонкая регулировка копира осуществляется винтами. Каретка перемещается штоком, связанным с гидроцилиндром. В суппорте смонтирована пиноль, в нижний конец которой вставляется алмазэдержатель. К противоположному торцу пиноли привинчена полугайка. Регулировкой пружины и полугайки выбирается зазор в ходовом винте. Ходовому винту сообщается вращательное движение либо от маховика через вал и цилиндрическую пару, либо от храпового колеса. Храповое колесо получает периодическое вращение от плунжера, на котором смонтирована собачка. Перемещаясь, собачка входит в зацепление с храповым колесом и поворачивает его на угол, величина которого регулируется с помощью заслонки. Заслонка перемещается вращением рукоятки, на которой цифрами показана глубина врезания алмазного карандаша. При подаче команды на однопроходную правку по гладкому или ступенчатому копиру осуществляются следующие движения: поперечная подача алмаза на установленную величину, продольная подача алмаза с установленной скоростью, до конца хода суппорт отводится от копира, совершается быстрый отвод каретки в исходное положение.

Рис. 8. Прибор для автоматической правки шлифовального круга

Рис. 9. Механизм быстрого подвода на станке модели ЗМ151

Механизм быстрого подвода смонтирован в подкладной плите. Он состоит из узла ходовой гайки, узла быстрого подвода и узла радиальной фиксации ходового винта. Узел ходовой гайки включает полугайки, втулку с червячным колесом смонтированной в корпусе на двух радиальных и упорном подшипниках, червяк, соединенный с вертикальным валом через штифт. Вращение вертикального вала от механизма, поперечных подач передается через червячную пару, зубчатые муфты полугайкам. Полугайки вместе с винтом являются винтовой парой качения. В каждой полугайке имеются три независимые группы циркулирующих шариков. Разность числа зубьев зубчатых венцов на полугайках равна, что обеспечивает тонкую регулировку осевого натяга полугаек.

Узел быстрого подвода состоит из корпуса, привинченного к подкладной плите, в которой запрессована стальная втулка с подводящими масло каналами. На подкладной плите крепится два дросселя, предназначенные для торможения скорости перемещения шлифовальной бабки в конце быстрого подвода и отвода. Изменяя путь перемещения золотника винтами, можно изменить интенсивность гашения скорости в конечных положениях поршня, связанного с ходовым винтом. Быстрый отвод-подвод шлифовальной бабки происходит при подводе давления в переднюю или заднюю полости цилиндра. Узел радиальной фиксации ходового винта, позволяющий исключить его радиальный поворот при передаче момента со стороны ходовой гайки, состоит из корпусов, по роликовым направляющим которых перемещается коническая втулка, жестко связанная с ходовым винтом. Применение роликовых направляющих позволяет создать натяг с помощью компенсатора, что исключает возможность появления радиального зазора ходового винта. Для исключения возможности свинчивания ходовой гайки в ее крайних положениях предусмотрены упоры. Передняя опора ходового винта при каждом подводе смазывается от полости быстрого подвода.


Реклама:



Читать далее:



Статьи по теме:


Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум