Основные виды работ по гравированию

Категория:
Граверное дело


Основные виды работ по гравированию

Одним из распространенных видов гравирования являются обронные работы — те, в которых производится углубление фона, а изображение получается выпуклым.

Разнообразные печати и клише из латуни и других материалов под золототиснение и печатание краской, простые и сложные клейма из стали для клеймения всевозможных изделий, деталей, узлов машин и механизмов, буквенные и цифровые пуансоны, зеки и многие другие инструменты можно было бы привести как пример использования обронных работ в технике.

Рис. 1. Штамп, выгравированный в зеркальном изображении

Обронные работы на латуни. Для уяснения технологического процесса и приемов гравирования на латуни приведем несколько примеров обронных работ.

При изготовлении печати для тиснения краской слова КРОНШТАДТ с высотой букв 5 мм и глубиной гравирования 1 мм последовательность технологического процесса такова. Ножовкой отрезают кусок листовой латуни (марки ЛС59) с припуском на слесарную обработку, т. е. опиловку грубым, личным и бархатным напильниками до нужного размера, в данном случае 40X15X3 мм. Полученную заготовку закрепляют на деревянной колодке при помощи сургуча или в шаровых тисках и окончательно доводят рабочую поверхность крокусной бумагой с обязательной проверкой плоскостности рабочей части поверхности линейкой на просвет. Затем штангенциркулем в средней части прямоугольной заготовки размечают основную ширину строки — 5 мм (согласно заданному размеру букв). Последующую разметку производят шпицштихелем.

Сосчитав число букв в слове КРОНШТАДТ, разметку начинают с пятой, средней, буквы Ш, которую гравируют на вертикальной линии, делящей заготовку пополам, что обеспечивает симметричное расположение данного слова. Остальные буквы размечают в зеркальном изображении, в правую и левую стороны от буквы Ш, после чего размеченное слово КРОНШТАДТ гравируют так, как показано на рис. 1.

Размечая верхнюю и нижнюю линии, ограничивающие высоту строки, необходимо учесть высоту заглавной буквы К, оставляя для нее соответствующий припуск в верхней части строки, а для буквы Д — в нижней части. Заправив нужные штихели, приступают к про-резанию строки в поперечнике шириной, соответствующей ширине промежутков между буквами. При гравировании букв учитывают сближение между буквами Т и А, прорезая промежуток между ними не прямо, как у всех остальных букв, а под определенным углом. Этот прием используется для сохранения одинаковых расстояний между всеми аналогичными случаями сопряжения таких букв, как РА, АУ, ГА и т. п.

В зависимости от формы буквы применяют соответствующие штихели. Для выборки внутреннего контура букв О, В применяют больштихель, для П, Н — фляхштихель, для И, А — шпицштихель. Когда гравирование слова закончено, его проверяют оттиском краски на бумаге, после чего производят чистовую обработку, исправляя все замеченные недостатки. Убедившись, что гравирование выполнено качественно, фляхштихелем удаляют оставшийся материал с фона и грунтуют последний маточником. Этим и заканчивается изготовление данной печати.

В процессе гравирования нужно внимательно следить за сохранением обработанных граней букв, рамок и других обозначений, чтобы при дальнейшей обработке не замять их. Для предотвращения этого опытные граверы используют в качестве опоры металл, находящийся под гранью штихеля, или те места фона гравируемого штампа, материал с которых подлежит обязательному удалению при дальнейшем гравировании. При чистовой обработке клейма или штампа применяют бумажный, картонный или пластмассовый суппорт, надежно сохраняющий гравированную поверхность.

Приведем еще один пример обронной работы на латуни. Требуется изготовить штамп для тиснения изображения на мыле. Форма штампа овальная, высота шрифта 5 мм, глубина гравирования 2 мм. Штамп такой формы изготовляют с рамкой, буквы гравируют в зеркальном изображении; при этом текст штампа располагают в две-три строчки. Верхнюю строчку размечают обычно дугообразной, среднюю — прямой, а нижнюю также дугообразной, но с обратной кривизной по отношению к верхней строчке. На куске латуни марки ЛС59 толщиной 5 мм по заданной малой и большой осям эллипса производят построения и разметку и по полученному контуру опиливают наружный профиль. Штангенциркулем размечают дугообразные строчки в верхней и нижней части овала, используя в качестве базы кривизну самого эллипса. Строчку размечают при помощи масштабной линейки и после разметки всего текста приступают к гравированию штампа.

Существенным отличием процесса гравирования такого штампа является то, что он по форме значительно сложнее, чем печать в предыдущем примере, глубина гравирования больше (2 мм) и, наконец, гравирование граней букв и других знаков производится почти без конуса. Весь остальной процесс гравирования такой же, как и в предыдущем примере, с применением тех же инструментов. Когда гравирование подойдет к концу и останется удалить материал с фона, то в данном случае весьма эффективно применить фрезерный станок с пантографом, благодаря которому работа может быть ускорена в несколько раз. После окончания гравирования к штампу для удобства его применения прикрепляется деревянная ручка. С этой целью на обратной относительно букв стороне штампа высверливают небольшое углубление, в которое запаивают головку шурупа и приворачивают к нему деревянную ручку.

Обронные работы на стали. В отличие от обронных работ на латуни при работе на стали необходимы значительные усилия гравера, так как сталь тверже любых цветных металлов и сплавов. Примерами обронных работ на стали могут быть гравирование клейма с одним-двумя знаками в круглой или треугольной рамке, клейма прямоугольной формы с несколькими знаками, гравирование всевозможных сложных клейм для тиснения при помощи пресса или удара молотка. Стенки рамки, цифр, букв и других знаков на стальных клеймах и штампах должны иметь конусность от 45 до 60° для повышения их механической прочности. Ширина штриха букв, цифр и рамок стальных штампов и клейм обычно составляет 0,1—0,3 мм в зависимости от назначения штампа или клейма и размера самих знаков; методы и приемы гравирования такие же, как и при любой обронной работе.

На стальных заготовках удаление материала с фона большого размера рационально производить на фрезерно-копировальном или на обычном фрезерном станках. К вспомогательным приемам, облегчающим труд гравера, относятся слесарная обработка опиливание по наружному контуру (при изготовлении клейм под удар), сверление на сверлильном станке различных углублений для выборки лишнего металла, вырубка фона зубильцами и т. п.

Условия эксплуатации всех штампов, клейм и других изделий, изготовленных из стали, требуют их повышенной стойкости и прочности, что должно быть обеспечено качественной термической обработкой (закалкой с последующим отпуском).

Для стальных заготовок применяют инструментальную сталь марок У8 и У12. Рабочая поверхность стальной заготовки для клейма или штампа тщательно выверяется под угольник, а также на просвет при помощи лекальной линейки. Края заготовки для клейма не должны иметь завалов, так как лишь идеально ровная поверхность клейма способна дать ясный и отчетливый оттиск. Глубина гравирования букв, цифр и других знаков на клеймах и штампах из стали, предназначенных для тиснения по металлу, должна быть в пределах 0,3—0,6 мм. Это очень важно для повышения механической прочности и износоустойчивости клейма или штампа.

Гравирование под золототиснение. Изготовление клише для тиснения золотом, серебром или краской является, по сути, обронной работой на латуни, но требования, предъявляемые к ним, значительно выше, чем требования к обыкновенным клеймам или штампам.

Гравирование под золототиснение производится аналогично вышеописанным обронным работам, но если при обронных работах знаки могут быть несколько расширены к основанию (а для стальных клейм это является обязательным условием), то в работе под золототиснение конусность штриха недопустима. Клише, изготовляемое под золототиснение, требует чистой и тщательной обработки. Все буквы текста должны выглядеть так, будто они изготовлены отдельно и закреплены на пластинке клише. Глубина гравирования должна быть не менее 2—3 мм, так как в большинстве случаев тиснение золотом производят на картонных переплетах книг, альбомов и на других эластичных материалах, на которых при малой глубине гравирования, а также при наличии конусности в буквах клише не может быть получен чистый и четкий оттиск. При несоблюдении этих требований во время тиснения золото закроет те места, где поле должно быть чистым, и изделие будет испорчено. Такие же результаты получатся и при использовании этого клише для печатания краской на бумаге; краска дает оттиск в ненужных местах, в результате чего возникает брак.

Во время изготовления клише под золототиснение могут возникнуть затрудения при выборке металла внутри букв О, В, Р, Ф и т. д. Такую выборку невозможно быстро произвести штихелями, тем более что требуются большая глубина и отсутствие конуса. Весьма эффективным приемом при изготовлении клише под золототиснение является сверление сверлами диаметров, соответствующих внутренним очертаниям гравируемых букв. Иногда для получения наметки необходимого контура внутри букв используют зеки различных профилей. Хорошие результаты дает изготовление клише на фрезерно-копировальном станке с пантографом. В этом случае производительность труда увеличивается в десятки раз, так как механическая обработка и заточка резца фрезы без конуса обеспечивают чистоту гравирования, отсутствие конусности у букв и практически любую глубину выборки металла.

При изготовлении клише, предназначенных для золототиснения, особое внимание необходимо обращать на подготовку рабочей поверхности. Она должна быть идеально ровной, отполированной и без закруглений по краям. При отсутствии плоскошлифовального станка необходимая чистота достигается припиловкой заготовки бархатными напильниками с последующей полировкой наждачной крокусной бумагой. После этого клише обрабатывают матиком для придания товарного вида.

Гравирование для вида. Распространенным видом граверных работ является гравирование различных надписей на машинах, станках, приборах, а также дарственных надписей и рисунков на портсигарах, часах и т. п. Все эти работы имеют общее название — гравирование для вида. Если в обронных работах удаляют металл с фона и выпуклым остается текст или рисунок, то в гравировании для вида работы заключаются в удалении металла из линий букв текста или рисунка и в полировании фона для получения глянцевой поверхности.

Эта гравировка может быть выполнена с особенным блеском прорезанных линий (под глянец) или с зачернением их.

Главным в гравировании под чернение и глянец является придание гравируемому изделию красивого внешнего вида. В таких работах требуется не особая точность, а красивое расположение надписей и рисунков, подлежащих гравированию.

Гравирование под чернение. Гравирование различных надписей с последующим заполнением углублений черным сургучом или каким-ни-будь другим веществом называют гравированием под чернение. Граверные работы под чернение производятся на различных металлах, сплавах и на некоторых пластмассах; особенно пригодна для этих работ латунь марки ЛС59. В подавляющем большинстве гравирование под чернение применяют при изготовлении всевозможных нагрудных знаков (например для носильщиков, сторожей, кондукторов), фирменных табличек на станках, надверных табличек и т. д.

Заготовка должна иметь правильную геометрическую форму, ровную поверхность. Ее грани проверяют под угольник, а поверхность при помощи лекальной линейки — на просвет. Опиливают фацет со всех четырех сторон, сверлят отверстия под винты и полируют рабочую поверхность. Затем ее покрывают белой акварельной краской и после того, как краска высохнет, рисуют заданный текст или рисунок. Например, на надверной доске большим шрифтом выделяют фамилию, а имя и отчество гравируют шрифтом меньшего размера: на доске с наименованием учреждения выделяется наименование учреждения, название главка, министерства, а остальной текст гравируют шрифтом меньшего размера.

Прежде чем приступить к гравированию, необходимо закрепить рисунок, наметив его шпицштихелем или покрыв поверхность бесцветным лаком. Без этих мер предосторожности во время гравирования может стереться еще не отгравированная часть рисунка, на восстановление которой уйдет лишнее рабочее время. Для удобства работы заготовку закрепляют на деревянном бруске, форма которого соответствует форме заготовки. Ее либо приворачивают шурупами через заранее высверленные отверстия (или прибивают гвоздями со всех четырех сторон, шляпками к фацету), либо приклеивают к бруску, покрытому слоем сургуча, путем нагрева заготовки. После закрепления заготовки приступают к гравированию.

При гравировании под чернение применяют все профили штихелей в зависимости от рисунка или вида шрифта и толщины гравируемых линий. Например, утолщенные линии прописного шрифта в местах нажима пера на прямой гравируют фляхштихелем или больштихелем, закругления этих линий — только боль-штихелем, а тонкие соединительные линии и линии для украшения — шпицштихелем. По окончании черновой граверной работы заготовку необходимо подвергнуть чистовой обработке, при которой в большей или меньшей мере используются штихели всех профилей, но чаще всего — шпицштихель.

При гравировании знаков больших размеров для выборки металла в широких линиях текста или рисунка применяют зубильца. Зубильце, как и штихель, поворачивают и направляют по размеченному контуру текста. Для удобства работы с зубильцем гравируемую заготовку необходимо прочно закрепить на ровной металлической плите с упорами, чтобы она не перемещалась от ударов молотка по зубильцу. Такое крепление необходимо еще и потому, что во время гравирования обе руки заняты инструментами (в одной руке— зубильце, в другой — молоток), и поддерживать и направлять заготовку рукой, как при гравировании штихелем, невозможно.

При гравировании букв с широкими линиями их сначала рисуют, затем по нарисованному размечают шпицштихелем и им же производят оконтуривание букв. По полученным контурам осуществляют выборку металла фляхштихелем, номер которого соответствует ширине штриха букв. По окончании гравирования поверхность заготовки зачищают мелким шлифным напильником и крокусной бумагой, после чего производят окончательную чистовую обработку — подрезание углов, закруглений и выравнивание линий.

Когда гравирование закончено, углубление заполняют («запускают») черным лаком или черным сургучом. Делают это следующим образом. Изделие нагревают до тех пор, пока положенный на него черный сургуч не начнет плавиться, заполняя выемки. Когда все углубления заполнены, берут металлическую линейку и снимают с поверхности заготовки излишки сургуча. После остывания заготовки ее необходимо второй раз зачистить и отшлифовать; при этом сургуч, оставшийся в углублениях, теряет свой блеск и черноту, потому что при шлифовании на нем образуется налет латунного цвета. Чтобы восстановить цвет сургуча и получить требуемую контрастность, заготовку следует слегка нагреть: размягченный сургуч опять примет свой первоначальный вид, так как мельчайшие частицы латуни при нагревании оседают.

Гравирование под глянец. При таком гравировании гравируемым линиям стараются придать особенный блеск, тогда как при гравировании под чернение не только допускается, но и считается полезным, если выбрка линий шероховата, потому что в таких углублениях еще лучше держатся сургуч и краска.

Если в работах под чернение разность глубин гравирования и другие недостатки скрываются под покрытием, то при гравировании под глянец все дефекты остаются на виду. Поэтому чистота линий и аккуратность выполнения штриха в данном случае являются первостепенными требованиями. При этом гравировании чаще всего применяется рукописный шрифт.

Заготовку изготовляют из латуни или других материалов, доводят до нужной чистоты ее поверхность, покрывают акварельной краской и рисуют текст или орнамент, после чего покрывают бесцветным лаком. Основным инструментом в этом виде граверных работ является шпицштихель наибольшего номера (15—16), а для штриховых рисунков — шатирштихель с различной шириной и плотностью насечки (рифления). Обводка по контуру рисунка производится обычно шпицштихелем 1—2-го номера. Во время работы шпицштихелем тонкие линии гравируют, держа его прямо, а при необходимости утолщения делают соответствующий наклон вправо или влево в зависимости от того, в какую сторону желательно получить утолщение, причем величина утолщения зависит от угла наклона шпицштихеля.

Линии при гравировании под глянец следует наносить без отрыва инструмента от рисунка, так как на стыках линий могут образоваться заусенцы и нежелательные угловатости у плавных закруглений. При гравировании закруглений заготовку направляют навстречу штихелю. Опытный гравер, хорошо владеющий шпицштихелем, не только добивается плавных переходов в линиях, но и корректирует в процессе гравирования недочеты размеченного рисунка.

Гравирование под глянец часто производят на заготовках с матовой поверхностью, что еще более подчеркивает красоту выполненной гравировки. Если во время гравирования возникает необходимость выделить какие-то участки на матовой поверхности заготовки, сделав их блестящими, то для этого применяют специальные полировальники. Этот инструмент изготовляют из стальной проволоки диаметром до 5 мм и длиной 100—120 мм. Рабочий конец полировальника закругляют и после термической обработки полируют пастой ГОИ. Перемещением этого инструмента по нужным местам заготовки получают отполированную глянцевую поверхность.

Рельефное гравирование. Одним из самых сложных видов граверных работ являются рельефные работы. Отличительная особенность их заключается в том, что удаление металла производят «в нутро», т. е. углубленно, часто в зеркальном изображении. Глубина гравирования при изготовлении одного и того же изделия может быть весьма различной и зависит от оригинала. В остальном же при рельефных работах используются те же инструменты и предъявляются такие же требования к граверу (тщательность, аккуратность, правильность выполнения рисунка), что и при других видах гравирования.

Рельефное гравирование используется при изготовлении пресс-форм для игрушек, фигурного печенья, шоколада, изделий мыловаренной промышленности и т. п.

Особенности рельефных работ можно изучить путем разбора процесса изготовления штампа. Оригиналом для изготовления формы может служить готовая деталь или чертеж со всеми необходимыми размерами будущего изделия. Допустим, что нужен выпуклый орнамент на железном корпусе карманного фонаря. Для этого требуется изготовить штамп (матрицу и пуансон). Пуансон гравируют с приближенным рельефом, причем учитывают толщину материала изделия. Матрица же придает орнаменту правильность форм, поэтому и гравируют е€ в точном соответствии с оригиналом, н0 в обратном изображении. Матрицу изготовляют следующим образом. Прямоугольную заготовку нужного размера из стали марки У8А подвергают нормализации и шлифуют рабочую поверхность. После покрытия заготовки медным купоросом на ней рисуют и размечают контур рисунка. Металл удаляют при помощи зубильцев и штихелей.

При изготовлении рельефа гравер часто должен проверять свою работу «на воск», отпечатывая выгравированные места на пластилине или пчелином воске (пчелиный воск смешивают с сажей, вследствие чего он приобретает черный цвет, на котором значительно лучше видны все недочеты гравирования). Чтобы воск не приставал к металлу, последний предварительно смачивают.

Убедившись, что работа выполнена правильно, приступают к доводке и полированию рисунка. Специально заправленными палочками, изготовленными из твердой породы дерева (дуб, груша), растирают разведенную на керосине пасту ГОИ по поверхности изделия до полного исчезновения царапин и рисок, т. е. до зеркального блеска. После полирования матрицу подвергают термообработке (закалка, отпуск). Если после термической обработки матрица потемнеет, производят вторичное легкое полирование, при котором глянцевитость быстро восстанавливается.

Пуансон часто отштамповывают под прессом с матрицы. После снятия с него слоя металла, соответствующего толщине материала изготовляемого изделия, пуансон закаливают.

При рельефных работах по стали лучшие результаты получают при различных вариантах использования маточников, т. е. стальных пуансонов с определенным рисунком (лепесток, орнамент). Эти инструменты получили настолько широкое распространение, что изготовление рисунка не отдельными элементами, а целиком стало обычным явлением. Инструмент для оттиска рельефа в заготовке матрицы с полным рельефным (верховым) изображением орнамента называется мастером-пуансоном. Несмотря на то, что его изготовление является также сложной художественной работой, применение и эффективность этого инструмента очевидны, особенно в серийном производстве. Изготовить мастер-пуансон значительно легче, чем гравировать «в нутро» непосредственно какую-либо матрицу или форму. Это объясняется тем, что рельефная работа «в нутро» производится в зеркальном изображении, связана с частой проверкой «на воск» и применением специальных инструментов.

Правила пользования мастером-пуансоном очень просты. Его закрепляют в подвижной части пресса, на подушке которого устанавливается заранее изготовленная шлифованная и полированная заготовка будущей матрицы или формы. Затем заготовку матрицы центрируют относительно установленного мастер-пуансона, окончательно закрепляют и прессуют. Мастер-пуансон оставляет оттиск на заготовке. Глубина оттиска при этом должна соответствовать глубине рельефа оригинала плюс 5—6 мм на наплыв металла во время тиснения, которые после проверки качества оттиска удаляются с матрицы фрезерованием с последующей шлифовкой с учетом указанной глубины матрицы или формы. Когда матрица готова, ее подвергают термообработке и затем слегка полируют, так как после термической обработки рельеф рабочей поверхности темнеет. Для предохранения от окисления и коррозии рабочие поверхности форм, изготовленных из цветных металлов и из сталей любых марок, хромируют, а мастер-пуансон после употребления смазывают тавотом.

Хорошо изготовленный и правильно термически обработанный мастер-пуансон может быть использован для изготовления большого числа матриц или форм, при этом форма часто не требует дополнительного полирования и граверной обработки, так как при качественно отполированной поверхности заготовки мастер-пуансон после оттиска сохраняет чистоту поверхности рельефа. На плохо отполированной поверхности, имеющей риски или царапины, после тиснения масте-ром-пуансоном они не исчезают, а остаются почти в том же виде, и удалить их с готовой формы нелегко.

Иногда формы изготовляют без орнамента, только с текстом. В этом случае используют те же инструменты, добавляется лишь обработка рифлевками. Перед началом гравирования все поле внутри формы доводят рифлевками до нужного профиля кривизны, и только после этого по гладкому фону формы рисуют буквы, обводят их шпицштихелем. Затем приступают непосредственно к процессу гравирования. Буквы гравируют изогнутыми штихелями и зубильцами; в некоторых случаях применяют набивку буквенными пуансонами.

Конгревное гравирование. Гравирование штампов, предназначенных для печатания красками и тиснения рельефа, называют конгревной работой (по имени изобретателя многокрасочного печатания Конгрева). При этой работе гравер должен действовать с максимальной тщательностью. Конгревные работы бывают как верховые, так и «в нутро» и выполняются по стали и латуни. Иногда изготовляют штамп для печатания красками с одновременным тиснением и вырубкой изделия. Конгревные работы применяются в переплетном деле и для изготовления различных этикеток, реклам и многих других изделий. Печатание производится на прессах или специальных машинах. Если штамп изготовляется для одновременного печатания и вырубки (например, по контуру этикетки), то его выполняют из стали, так как для изготовления вырубающих элементов штампа, т. е. ножей, латунь слишком мягка.

Предварительную слесарную обработку заготовки для конгревной работы необходимо производить очень тщательно. Толщина заготовки должна быть одинаковой, а рабочая поверхность под гравирование — абсолютно ровной (ее проверяют на просвет при помощи лекальной линейки). На плохо обработанной заготовке невозможно качественно выгравировать текст или рисунок, и все дефекты выявляются в оттиске на бумаге. Конгревные работы выполняют обычно с помощью тех же приемов, что и обронные и рельефные работы: заготовка покрывается белой акварельной краской, на нее переводят или воспроизводят заданный рисунок, причем если при печатании требуется одновременная вырубка, то для этой цели размечают также и контур ножей.

Конгревные работы могут включать обронные, рельефные и многокрасочные работы, которые выполняются последовательно. Последними изготовляют ножи. Их гравируют как обычную рамку в обронных работах. Высота рамки должна быть такой же, как и высота всего текста. С обеих сторон рамки производится выборка поля фляхштихелем (или зубильцем). С внутренней стороны выборка поля (фона) делается под прямым углом, а наружная сторона спиливается на конус с последующей подправкой фляхштихелем, благодаря чему верхняя часть ножа получается острой и при печатании обрубает рисунок по намеченным линиям. Высота элементов рисунка и ножей должна быть в одной плоскости. Для того чтобы при печатании одновременно производилась вырубка, штамп устанавливают в машину и делают против ножей на плоскости прижима специальные бумажные подкладки, обеспечивающие больший нажим на ножи и способствующие вырубанию.

Исправление брака. Если металл низкого качества, то в процессе граверных работ часть металла с выгравированным на нем рисунком или текстом выкрашивается. Существуют такие дефекты заготовки, как пористость, наличие раковин. Поэтому необходим тщательный подбор металла для той или другой граверной работы. Следует иметь в виду, что эти дефекты чаще всего встречаются в сплавах.

Несмотря на принятые меры предосторожности по подбору качественной заготовки иногда все же раковины обнаруживаются тогда, когда работа подходит к концу и выгравирована большая часть рисунка или шрифта. Необходимо принять меры по своевременному устранению этих дефектов, так как недопустимо выбрасывать всю работу из-за порчи одной или двух букв. Возможны дефекты и по ошибке гравера — снятие штихелем большего количества металла, чем это требовалось, соскакивание штихеля (из-за поломки его режущей кромки), в результате чего штамп или клеймо будут испорчены глубокими царапинами, и т. д.

Независимо от причин возникновения брака и его характера в практике гравирования выработались способы и приемы его устранения. В местах брака при помощи больштихеля или керна подготовляют углубление под сверление и высверливают отверстие глубиной 4—5 мм. Сверло при этом подбирают так, чтобы его диаметр охватывал площадь забракованного места. Затем изготовляют штифт из однородного с гравируемым металла и запрессовывают его ударами молотка с таким расчетом, чтобы запрессованный штифт имел припуск под опиливание. Как запрессовку, так и опиливание следует делать осторожно, чтобы не испортить ранее произведенную гравировку.

Если хорошо запрессованный штифт припилить заподлицо с плоскостью штампа и тщательно зачистить крокусной бумагой, то он становится почти незаметным. Когда металл на забракованном месте восстановлен, на полученной гладкой поверхности снова гравируется утраченный в результате выкрашивания или ошибки рисунок.

Бывают случаи, когда бракуется большая часть поверхности гравируемой заготовки и запрессовкой штифта невозможно охватить дефект такого размера. В этом случае можно поступить следующим образом. Забракованное место углубляют немного ниже оснований гравированных знаков и затем из однородного с гравируемым металла изготовляют пластинку, по форме соответствующую выбранному дефектному месту, а по толщине равную глубине выемки на заготовке плюс 0,2—0,3 мм для припили-вания под общую плоскость. После предварительной подгонки пластинки по месту ее впаивают с последующим припиливанием к общей плоскости заготовки и полностью восстанавливают испорченный текст. Иногда для устранения мелких дефектов на штампах или клише (из цветных металлов), предназначенных для печатания под краску, производят так называемый подъем металла фляхштихелем, например в местах завалов на краях букв или цифр.


Читать далее:



Статьи по теме:


Реклама:




Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум