Отделка резных изделий

Категория:
Мозаика и резьба по дереву


Отделка резных изделий

Для отделки резной поверхности на изделиях мебели или сувенирах в настоящее время применяют главным образом прозрачные материалы. С их помощью создают защитные покрытия, предохраняющие древесину от загрязнения и влаги, а также выявляющие текстуру древесины и придающие поверхности новый цвет и глянец.

Основные этапы отделки резных изделий включают в себя подготовку к отделке, крашение и нанесение отделочных покрытий.

При подготовке к отделке поверхность шлифуют, удаляют ворс и очищают от пыли.

Резьбу с преобладанием плоской поверхности (геометрическую, контурную) шлифуют с помощью колодочки, обернутой шкуркой. Колодочку делают в виде бруска размером 15X8X5 см, на котором слегка закругляют все углы и грани. На нижнюю пласть бруска приклеивают сукно или фетр. Шлифуют поверхности шкурками зернистостью 5 или 6 в направлении вдоль волокон древесины.

Геометрическую резьбу с преобладанием острых ребер шлифуют также с помощью колодочки, но очень осторожно, стараясь не заовалить рельеф.

Завальную и кудринскую резьбу шлифуют мелкозернистой шкуркой зернистостью 3 или 4, при этом контуры заоваливают.

Рельефную резьбу также шлифуют вручную, причем каждый ее элемент шлифуют отдельно с учетом направления волокон древесины и кривизны рельефа. Шлифовать следует мелкозернистой шкуркой зернистостью 3 или 4 очень осторожно.

Мелкую резьбу и резьбу на мягких породах шлифуют мелкой шкуркой, крупную и резьбу на твердой древесине— более крупной.

После шлифования из углублений резьбы с помощью жесткой щетки удаляют пыль. Затем удаляют ворс. Для этого поверхность изделия увлажняют 3—4%-ным раствором столярного клея или клея ПВА, протирая ее влажным тампоном вдоль волокон древесины так, чтобы не залить резьбу водой. После сушки изделия в течение 2— 3 ч удаляют ворс с помощью отработанной мелкозернистой шкурки легкими движениями вдоль волокон древесины. Эту операцию иногда производят дважды.

После удаления ворса поверхность снова очищают от пыли.

Крашение применяют, чтобы изменить цвет древесины или выровнять его при неравномерной окраске. Для этого пользуются водорастворимыми красителями для дерева, выпускаемыми химической промышленностью, от № 1 до № 16. Концентрация красильных растворов 1,5—2%. Раствор наносят на поверхность резьбы щетинной щеткой или кистью, при этом нужно следить, чтобы краситель попал во все углубления резьбы. Раствор наносят с избытком, чтобы древесина могла свободно впитывать краситель. Примерно через 1 мин после нанесения избыток красильного раствора убирают и протирают поверхность влажным отжатым тампоном.

Так как торцевые срезы древесины быстрее впитывают воду, окраска может получиться неравномерной, поэтому предварительно следует слегка увлажнить поверхность резьбы чистой теплой водой.

Некоторые трудности возникают при крашении крупных предметов. Так как водный раствор быстро впитывается в древесину и высыхает, то, пока производят окраску по периметру изделия, первый участок уже высыхает и на стыке начала и конца крашения может получиться резкая видимая разница в цвете. Поэтому границу крашения надо делать не на плоскости, а на ребре.

На вертикальные поверхности наносят красильный раствор снизу так, чтобы образующиеся потоки стекали по уже окрашенной влажной поверхности.

В производственных условиях резные изделия окрашивают с помощью пистолета-краскораспылителя при режимах, обычно применяемых для крашения деталей мебели.

После высыхания крашеную поверхность протирают жесткой тканью типа мешковины или отработанной мелкозернистой шкуркой вдоль волокон. Цель операции — пригладить поднявшийся ворс и удалить излишки красителя, которые вуалируют текстуру древесины.

Иногда при отделке изделий с геометрической резьбой плоскую поверхность делают светлее углубленного фона. В этом случае краситель сошлифовывают мелкозернистой шкуркой.

При нанесении отделочных покрытий применяют различные материалы в зависимости от назначения изделия, породы древесины и вида резьбы.

Из старых, традиционных видов отделки резьбы в настоящее время применяют отделку восковой мастикой, представляющей собой раствор воска в скипидаре или уайт-спирите.

Восковую отделку используют для изделий больших размеров с глубокой рельефной резьбой, выполненной на дубе или другой крупнопористой породе, — стеновых панелей, рам, скульптуры.

Для приготовления мастики применяют пчелиный воск или его заменитель — церезин марки 67 (ГОСТ 2488—73). После расплавления воска или церезина на водяной бане к нему добавляют растворитель. Соотношение воска и растворителя 1 : 2 по массе.

Горячую мастику наносят на поверхность резьбы с помощью щетки. После выдержки покрытия в течение 1,5—2 ч поверхность натирают до блеска мягкой щеткой или сукном. Через сутки операцию повторяют.

Восковые мастики хорошо заполняют поры древесины, придавая поверхности мягкий шелковистый блеск. Для защиты покрытия от атмосферного воздействия его покрывают тонким слоем спиртового (шеллачного и др.) лака.

Традиционная отделка шеллачной политурой, применяемая в практике народных промыслов, уступила место в настоящее время отделке нитроцеллюлозными составами.

Отделку нитроцеллюлозным лаком с последующим полированием нитрополитурой применяют для мелких сувенирных изделий, украшенных геометрической, контурной и кудринской резьбой. Особенно красивы после такой отделки изделия, украшенные кудринской резьбой, где матовый фон контрастирует с блестящей отполированной поверхностью.

Для отделки применяют нитролак НЦ-218 и нитропо-литуру НЦ-314. Лак наносят на изделие тампоном, завернутым в марлю или редкую ветошь, тонким слоем проходами вдоль волокон древесины так, чтобы он не попадал на фон при кудринской резьбе или в углубления при геометрической и контурной резьбе.

После высыхания первый слой лака слегка шлифуют отработанной мелкозернистой шкуркой и наносят второе покрытие. После этого выдерживают изделие в течение 24—48 ч, опять слегка шлифуют поверхность, очищают ее от пыли и приступают к полированию.

Первое полирование выполняют смесью нитролака с политурой в соотношении 1:1. Петлеобразными движениями тампоном полируют поверхность до тех пор, пока не появится равномерный блеск на всей поверхности. При пористой древесине полирование производят с порошком пемзы. Чтобы тампон не прилипал, на поверхность наносят несколько капель вазелинового масла. После выдержки в течение суток покрытие слегка шлифуют и производят второе полирование только политурой, до получения высокого блеска.

Изделие выдерживается в течение трех суток. После этого на поверхности выступают излишки масла, она мутнеет. Третье, заключительное полирование производят политурой, разбавленной спиртом до 8—10%-ной концентрации. При третьем полировании удаляют следы масла. Поверхность приобретает яркий блеск.

При полировании необходимо наносить слои одинаковой толщины плавными и скользящими движениями, не допуская остановки тампона и сильного нажима на него, которые вызывают частичное растворение нанесенного слоя, прилипание тампона и порчу покрытия.

Полирование вручную связано с опасностью профессиональных заболеваний работающих, особенно дерматитом. Поэтому необходимо тщательно соблюдать меры предосторожности и применять защитные средства (перчатки, пасты для защиты рук и др.). В помещении, где производится отделка, должна быть установлена при-точно-вытяжная вентиляция.

Для отделки изделий мебели, украшенных резьбой, применяют нитроцеллюлозные и полиуретановые лаки. При этом отделка выполняется преимущественно матовая с открытыми порами древесины. Отделочные материалы наносят методом распыления. Полиуретановое покрытие обладает высокой прочностью и долговечностью.


Реклама:



Читать далее:



Статьи по теме:


Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум