Отрасль стратегического значения

Категория:
Металлургия в годы ВОВ


Отрасль стратегического значения

О роли цветной металлургии в народном хозяйстве и обороне страны в последние годы написаны десятки книг и сотни статей. Значение цветных металлов в нашей жизни трудно переоценить, и оно возрастает с каждым годом. Их роль и место существенно изменились за послевоенный период и достаточно подробно освещены в целом ряде книг и специальных изданий. Если сейчас без цветных металлов невозможно представить развитие почти всех отраслей народного хозяйства страны, и прежде всего космонавтики, электроники, машиностроения, то в годы войны без них нельзя было обеспечить выпуск и высокое качество советской боевой техники и боеприпасов.

Специалисты подсчитали, что во время Великой Отечественной войны имелось более двадцати пяти видов сырья, получивших название стратегических, от которых в той или иной мере зависел успех сражений. Наряду с железом, марганцем, хромом, нефтью, каучуком в список важнейших материалов были включены алюминий, магний, медь, цинк, свинец, никель, кобальт, сурьма, мышьяк, ртуть, молибден, вольфрам, алмазы, сера, серная кислота, графит, фосфаты и другие виды продукции, выпускаемой предприятиями цветной металлургии.

Интересные примеры, раскрывающие значение цветных металлов в деле обороны, приводит академик А.Е.Ферсман. Чтобы построить броневую машину, сообщает он, необходимо применить около тридцати химических элементов, в том числе никель, кремний, хром, марганец, молибден и другие; чтобы вооружить ее, надо использовать сурьму, свинец, олово, медь и т.д. Более тридцати элементов помогали советским воинам участвовать в танковых сражениях, а в воздушных боях — свыше 46, что составляет почти половину периодической системы Д. И.Менделеева1.

Закономерно, что отрасль, производившая материалы, номенклатура которых составляла более половины видов стратегического сырья, с первых дней войны стала отраслью стратегического значения. Цветные металлы и их соединения направлялись прежде всего в оборонную промышленность для изготовления стрелкового и артиллерийского вооружения, боеприпасов, самолетов и танков, кораблей и подводных лодок, радиотехнических приборов и прожекторов, ракетной и другой техники.

Победа над врагом ковалась не только на полях сражений. Оборонная промышленность, наращивая выпуск всех видов вооружения и боеприпасов, требовала все больше и больше цветных металлов для создания материалов и изделий, непосредственно используемых в военной технике для обеспечения высокого ее качества. Авиационные, танковые, моторостроительные, химические заводы нуждались в штампах и резцах для изготовления деталей с заданными размерами и свойствами, в шлифовальных и полирующих материалах для производства особо ответственных изделий, кислотоупорных материалах и катализаторах для получения взрывчатых веществ и горючих материалов.

Особенность цветной металлургии заключается в том, что содержание большинства полезных компонентов в рудах не превышает десятых, а иногда сотых и тысячных долей процента. Чтобы получить тонну металла, нужно добыть тысячи тонн руды, обогатить ее, т.е. повысить содержание полезных компонентов в промежуточных продуктах, и в несколько стадий плавки и рафинирования освободиться от всех вредных веществ и примесей.

В процессе получения металла участвуют тысячи людей, расходуется большое количество электроэнергии, различных материалов и реагентов, используется сложная техника. А если учесть, что в электротехнике, самолетостроении, производстве брони, получении твердых сплавов и в других отраслях промышленности без цветных металлов невозможно обойтись, то использовать их в хозяйстве страны приходится крайне бережно. Велика их роль в улучшении свойств стали — ее легировании, за что цветные металлы иногда называют “витаминами” промышленности.

Особенно возросло значение цветных металлов в годы войны. Горняки и обогатители, металлурги, рабочие всех предприятий цветной металлургии, оставаясь в забоях, у печей и агрегатов, самоотверженным трудом обеспечивали высокое качество цветных металлов для советской военной техники и, в конечном счете, вместе с ушедшими на фронт товарищами ковали победу над фашизмом.

Широким и разнообразным было применение продукции цветной металлургии в годы войны. Особым спросом пользовался “крылатый” металл — алюминий. Он был необходим авиационной, танковой, судостроительной и другим отраслям оборонной промышленности. Чтобы удовлетворить нужды фронта в этом металле, во время войны начали широко применяться сплавы.

Высокопрочные дуралюмины — сплавы алюминия с медью, магнием и добавками марганца – в виде листов и плит являлись основным материалом для обшивки самолетов. Из них и авиаля — малолегированного сплава алюминия с магнием, кремнием, медью, железом и добавками марганца или хрома – получали заготовки сложной формы Для деталей авиадвигателей, винтов, шасси, силового набора в фюзеляже самолета. Из пластичного малолегированного дуралюмина и алюминиевомагниевых сплавов прокатывали проволоку для заклепок, соединяющих элементы обшивки, из листов сплава алюминия с марганцем сваривали емкости для горючего.

Силумины — литейные сплавы алюминия, содержащие до 14% кремния с добавками меди, магния и марганца, шли на изготовление отдельных деталей танков, самоходных артиллерийских установок, гидросамолетов. Кристаллический глинозем в виде электрокорунда необходим был для обработки высокопрочных сплавов. Магний использовался в основном в производстве алюминиевомагниевых сплавов, причем содержание его в этой продукции в среднем не превышало 1-1,5%. Казалось бы, немного. Но без этого невозможно было бы наладить выпуск деталей для боевых самолетов, танков, самоходной военной техники.

Самостоятельное применение магний нашел в переносных и подвижных военных радиостанциях, при изготовлении биноклей, кинокамер и других оптических приборов. Без магниевых и алюминиевых порошков нельзя было изготовить зажигательные бомбы, снаряды и осветительные ракеты.

Прокат из патронной латуни — сплава, содержащего примерно 70% меди и 30% цинка, благодаря хорошей штампуемости издавна применялся в гильзах патронов и артиллерийских снарядов, капсюлей и взрывателей. Оболочки пуль стрелкового оружия изготовляли из мельхиора – сплава меди с никелем и добавками марганца и железа или томпака (медноцинковый сплав, содержащий до 10% цинка); а иногда из-за их дефицита оболочки делали из биметаллов (сталь — сплавы меди), сердечники — из свинца с добавками 1—2% сурьмы.

Медь и ее сплавы использовались в миллионах снарядных поясков, служащих для правильного ведения артиллерийского снаряда по каналу ствола при выстреле, в радиаторах и трубопроводах разнообразных двигателей, средствах фронтовой связи.

Большая часть цинка направлялась в производство патронной латуни и сухих элементов гальванических батарей, прокат цинка и оцинкованного железа использовали для упаковки боеприпасов.

Свинец был необходим для производства сердечников пуль, аккумуляторных батарей и шрапнели. Значение этого металла очевидна из следующего факта. В 1944 году советская промышленность произвела свыше 7,4 миллиарда патронов1. Чтобы изготовить пули этих патронов, понадобились десятки тысяч тонн свинца.

Свинец являлся необходимой составной частью широко распространенных подшипниковых сплавов — баббитов, в состав которых входят также олово, сурьма, медь, иногда — кадмий и мышьяк, подшипниковых бронз и легкоплавких сплавов — припоев, необходимых для пайки различных приборов. Свинец добавляли также в хромовые за-хцитные краски для танков. Основная часть олова шла на получение белой жести, необходимой для выпуска консервных банок.

Добавки сурьмы повышали твердость аккумуляторного свинца и стойкость баббитов. Применение этого металла уменьшало габариты аккумуляторных батарей и повышало надежность военной техники. Сурьму добавляли также в сердечники пуль, артиллерийскую шрапнель, огнестойкие краски. Трехсернистая сурьма использовалась в пиротехнике для изготовления зажигательных смесей, в зарядах артиллерийских снарядов.

Листы, трубы и проволока из монеля — сплава никеля с медью и добавками железа и марганца — применялись в подводных лодках, фильтровальных сетках, баках и выхлопных трубах самолетов.

Никель в качестве основного легирующего элемента, повышающего вязкость специальных сортов стали, направлялся на производство наиболее ответственных деталей вооружения — артиллерийских и ружейных стволов, коленчатых валов и шатунов авиационных и танковых двигателей. За годы войны никель стал “металлом танковой брони”.

Всем известен советский средний танк Т-34, имевший высокую маневренность, огневую мощь и надежность в бою. Знаменитая боевая машина и другие виды советской военной техники обладали этими качествами в значительной мере потому, что металлурги страны обеспечили оборонную промышленность сталями и сплавами, легированными цветными и тугоплавкими металлами (никелем, хромом, марганцем, молибденом, ванадием, кобальтом).

Каждый килограмм высококачественного металла в годы войны был на строгом государственном учете. Легирующие цветные металлы расходовались экономно и рачительно. В легких танках и артиллерийских самоходных установках, солдатских касках и щитках пулеметов и пушек использовались стали, легированные марганцем и молибденом, никелем или кремнием.

В броне большой толщины, защищающей средние и тяжелые танки, самоходные артиллерийские установки, боевые корабли, использовались стали, легированные никелем, хромом, марганцем, молибденом и ванадием. И хотя содержание никеля в броне лишь иногда достигало 4%, а молибдена — чуть более 0,5 %, для создания лишь одного танка было необходимо добыть сотни тонн руды и извлечь из нее цветные металлы. Здесь уместно напомнить, что за годы войны советская оборонная промышленность произвела более ста тысяч танков и самоход-^ ных артиллерийских установок, более 136 тысяч боевых самолетов, 333 миллиона штук снарядов и около 500 тысяч орудий1.

Преобладающая часть вольфрама и кобальта в виде твердых сплавов использовалась в сердечниках подкалиберных снарядов, пробивавших крепкую броню хваленых гитлеровских “тигров”, “пантер” и “фердинандов”. Оборонная промышленность непрерывно требовала быстрорежущую сталь в виде резцов и фрез; на одну четверть эта сталь состояла из вольфрама и кобальта. Вольфрам в виде проволоки и листов Необходим был для электрооборудования автомобилей, танков и самолетов, деталей радиоламп и нитей ламп накаливания, кобальт — для магнитной стали, радио- и электроаппаратуры.

Ртуть направлялась на изготовление капсюлей и детонаторов для патронов, снарядов, мин, взрывных пакетов. Порошок циркония использовался в качестве воспламенителя в смесях для капсюлей и детонаторов, входил в состав бездымного пороха.

Осветительные и сигнальные ракеты начиняли солями бария и стронция в смеси с бертолетовой солью, углем и серой. Литий применялся в системах жизнеобеспечения подводных лодок, соли титана и олова — для создания дымовых завес. Угли электрических ламп прожекторов пропитывали солями редкоземельных элементов.

Соединения висмута в большом количестве применялись в военной медицине для изготовления антисептических и заживляющих средств. Производство взрывчатых веществ нуждалось в олеуме — растворе серного ангидрида в безводной серной кислоте. Химические и нефтеперегонные заводы не могли работать без ванадия и платины, используемых в качестве катализаторов.

Разумом и руками людей извлекались из недр земли эти цветные металлы и редкие элементы и шли на создание грозной боевой техники и боеприпасов. В,И.Ленин говорил в 1919 году: “Побеждает на войне тот, у кого больше резервов, больше источников силы, больше выдержки в народной толще“1. Одним из таких источников силы и выдержки была и остается советская цветная металлургия и ее героические труженики.


Читать далее:



Статьи по теме:


Реклама:




Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум