Отвертки специального назначения

Категория:
Нестандартный инструмент


Отвертки специального назначения

При выполнении регулировочных операций часто приходится работать одновременно двумя инструментами: гаечным ключом и отверткой. Большое удобство в этом случае представляют собой комбинации из этих инструментов. Применяя их, можно сделать нужную работу с достаточной точностью в более короткий срок.

В практике используется много различных комбинированных инструментов. Рассмотрим некоторые из них.

Отвертка для регулирования редукционных клапанов гидросистемы самоходных комбайнов СК-3 и СК-4 тоже комбинированная и состоит из собственно отвертки (рис. 1) и торцового ключа для гайки с шестигранным углублением под ключ.

При пользовании инструментом нужно вначале надеть на контргайку регулировочного болта торцовый ключ, затем вставить в паз болта отвертку. После этого, придерживая одной рукой отвертку за ручку, надо ослабить гайку, вращая ключ приспособления гаечным ключом.

Освободив регулировочный болт, следует, пользуясь отверткой, установить его в нужное положение. И, наконец, Удерживая болт отверткой, затянуть контргайку.

Рис. 1. Комбинированная отвертка для регулировки редукционных клапанов гидросистемы комбайнов СК-3 и СК-4: 1 — отвертка; 2 — торцовый ключ; 3 — ручка

Отвертки для регулирования тепловых зазоров в механизме газораспределения двигателей внутреннего сгорания.

Одна из конструкций такой отвертки показана на рисунке 2, а. Она состоит из отвертки, вставленной в торцовый ключ с воротком. Отвертка второго типа, предназначенная для той же цели, показана на рисунке 2, б. Она отличается от предыдущей конструкции тем, что на конце стержня можно устанавливать сменные наконечники, позволяющие вращать регулировочные болты с хвостовиками различной формы, что делает этот инструмент универсальным.

Отвертка для регулирования без щупа тепловых зазоров в механизме газораспределения двигателей внутреннего сгорания. Более совершенную конструкцию комбинированной отвертки предложил конструктор Ункелис. Эта отвертка показана на рисунке 3. Она состоит из торцового ключа с ручкой. Внутри ключа вставлена отвертка с головкой, боковая сторона которой накатана. На корпусе ключа установлен неподвижный диск, а на отвертке — подвижный лимб. Лимб держится на отвертке силами трения между ними.

Рис. 2. Комбинированные отвертки для регулирования тепловых зазоров в механизмах газораспределения: а — конструкция первая; б — конструкция вторая; 1 — отвертка; 2 — торцовый ключ; 3 — ручка (вороток); 4 — сменный наконечник

Рис. 3. Комбинированная отвертка: 1 — головка; 2 — отвертка; 3 — лимб; 4 — диск; 5 — торцовый ключ; 6 — ключ

Чтобы отрегулировать тепловой зазор, нужно ключом отвернуть контргайку регулировочного болта, затем отверткой повернуть болт так, чтобы полностью выбрать зазор между стержнем клапана и бойком коромысла. После этого, удерживая неподвижно отвертку, следует повернуть лимб так, чтобы его метка встала против метки А на неподвижном диске. Наконец, требуется отвернуть отверткой регулировочный болт так, чтобы метка на лимбе встала против метки Б на неподвижном диске. При этом болт повернется на угол х, а тепловой зазор будет соответствовать норме.

Отвертка для регулирования ручного тормоза автомобиля «Москвич-407» — комбинированная. Ею можно регулировать положение тормозных колодок.

Устройство такой отвертки практически не отличается от отверток, описанных выше, и понятно из рисунка 49. При использовании этого инструмента нужно увеличить окна в тормозных барабанах до 18,5 -19 мм.

Приспособления для вывертывания пробок из коленчатого вала двигателя ЗИЛ-130 в значительной степени облегчают работу ремонтника и, кроме того, предохраняют коленчатые валы от механических повреждений. Эти приспособления могут быть выполнены в виде следующих конструкций.

Первый варцант. Приспособление изготовляется из старого шатуна двигателя ЗИЛ-130. Нужно изогнуть тело шатуна (рис. 5) так, как это показано на рисунке, отрезать его верхнюю головку и вместо нее приварить стакан, Затем в отверстие стакана ввернуть гайку, которая служит упором для подвижной гайки. Шаг резьбы гайки должен быть равен шагу резьбы пробки. Гайка круглой формы, ее можно перемещать вдоль оси стакана, но нельзя вращать вокруг нее, так как она удерживается от этого штифтом. В гайку ввернута отвертка с ручкой.

Рис. 4. Комбинированная отвертка для регулировки ручного тормоза автомобиля «Москвич-407»: 1 — отвертка; 2 — торцовый ключ; 3 – ручка

Рис. 5. Приспособление для вывертывания пробок из коленчатого вала двигателя ЗИЛ-130 (первый вариант):

Вывертывать пробки из коленчатого вала рекомендуется в такой последовательности.

Закрепить приспособление на шатунной шейке коленчатого вала с помощью нижней головки — шатуна, затем вставить в прорезь пробки отвертку и прижать ее гайкой. После этого, работая ручкой, надо вывернуть пробку.

Второй вариант. Приспособление подобно первому, но несколько иного типа (рис. 6). Оно состоит из крышки с приваренной к ней пластиной и гайки с отверткой.

Крышка изготовлена из полосовой стали и ей придана форма крышки коренного подшипника коленчатого вала. Пластина 6 приварена к крышке так, что при установке приспособления на место крышки коренного положение, параллельное щеке подшипника она занимает коленчатого вала.

Гайка закреплена на пластине двумя винтами с резьбой М 10X 1,5. Резьба гайки М 30X 1,5, т.е. точно такая же, как резьба вывинчиваемой пробки. Отвертка делается двух размеров: длиной 64 и 109 мм.

Чтобы вывернуть пробку из коленчатого вала с помощью этого приспособления, нужно вначале снять крышку коренного подшипника, расположенную рядом со щекой, из которой будет вывинчиваться пробка, поставить на ее место приспособление и привернуть его теми же винтами, которыми крепилась крышка. После этого в прорезь пробки необходимо вставить отвертку (длиной 106 мм при отвертывании пробок со стороны первой и пятой коренных шеек или длиной 64 мм для всех остальных), навернуть на нее гайку до упора в пластину и окончательно закрепить гайку на пластине винтами. Вращая отвертку гаечным ключом за квадрат, надо вывернуть пробку из коленчатого вала.

Рис. 6. Приспособление для вывертывания пробок из коленчатого вала двигателя ЗИЛ-130 (второй вариант): 1 — крышка; 2 — винт; 3 — пробка; 4 — отвертка; 5 — гайка; 6 — пластина

Приспособление для вывертывания блока жиклеров из карбюратора К-22. Тем, кто разбирал карбюратор К-22, известно, как трудно бывает вывернуть блок жиклеров. Сильная затяжка его в гнезде корпуса карбюратора, окисление или повреждение резьбы препятствуют вывертыванию с помощью обычной отвертки. При попытках вывернуть все-таки блок отверткой часто повреждается или сам блок, или корпус карбюратора.

Всего этого можно избежать, если вместо отвертки применить приспособление, состоящее из плиты (рис. 7) с закрепленными на ней стойками, к которым приварена шестигранная трубка.

Для работы нужно закрепить корпус карбюратора на плите при помощи барашковой шпильки, навернуть на винт-отвертку шестигранную гайку, вставить их в трубку и продвинуть вниз настолько, чтобы отвертка вошла в прорезь блока жиклеров. После этого следует закрепить винтом с барашком гайку в трубке и вращать винт-отвертку против часовой стрелки за рукоятку (в ее головке есть трещотка) до тех пор, пока блок жиклеров не выйдет за кромку торца гнезда корпуса карбюратора.

Рис. 7. Приспособление для вывертывания блока жиклеров из карбюратора К-22: 1 — плита; 2 и 9 — стойки; 3 — шпилька с барашком; 7 — винт-отвертка; 9 — гайка; 10 — корпус карбюратора

Рис. 8. Самозарядная отвертка: 1 — стержень отЕертки; 2 — патрон; 3 — шлицы; 4 — муфта; 5 — пружина; 6 — выступ; 7 — вращающийся упор; 8 — неподвижный упор; 9 — пружина; 10 — корпус; 11 — защелка; 12 — водило; 13, 14 и 17 — шестерни; 15 — шпиндель; 16 — обойма; 18 — коронная шестерня; 19 — буртик

Самозарядная отвертка… При ввертывании винтов их приходится сначала провертывать на несколько оборотов, прилагая к отвертке небольшое усилие, а затем с силой дотягивать на 0,5-1 оборот. Следовательно, первая часть операции требует много времени и мало энергии, а вторая, наоборот, мало времени и много энергии.

Учитывая это обстоятельство, изобретатель И. Кобин сконструировал самозарядную отвертку. В ней устроен механизм, автоматически заводящий пружинный двигатель в момент затяжки винта. Эта запасенная энергия и используется для первоначального завинчивания винтов на 8-10 оборотов.

Внутри корпуса такой отвертки (рис. 8) размещен двигатель с ускорителем в виде планетарного шестеренчатого редуктора. Все детали механизма установлены на водиле, снабженном полым валом, оканчивающимся шлицами. Внутри вала водила расположен шпиндель, который с помощью блока планетарных, жестко соединенных между собой шестерен находится в постоянном зацеплении с внутренними зубьями коронной шестерни. Коронная шестерня впрессована в обойму и свободно надета на вал водила. Торцовая часть коронной шестерни снабжена прямоугольными выступами, взаимодействующими с храповой защелкой, вделанной в корпус.

На валу водила расположена предварительно закрученная заводная пружина. Один конец ее прикреплен непосредственно к корпусу инструмента, а другой упирается в установленный на водиле неподвижный упор, который взаимодействует с вращающимся упором и через него с укрепленным на рукоятке выступом.

Патрон шпинделя служит для зажатия гаечного ключа или отвертки. Он находится в постоянном зацеплении с муфтой, соединяет шпиндель с водилом, минуя редуктор.

Для автоматического поддержания постоянной готовности механизма к заводке муфта и пружина отведены в крайнее правое положение. Если отжать буртик, то муфта передвинется в крайнее левое положение и двигатель сработает.

Оба крайних положения муфты фиксируются так, что, вращаясь вместе со шпинделем, она не соприкасается с неподвижными или медленно вращающимися деталями и не тормозит их.

Закрепляя ввернутый винт, рабочий поворачивает корпус отвертки с усилием. В этот момент шпиндель, соединенный через патрон с закрепляемым винтом, остается неподвижным. Также неподвижны водило, связанное со шпинделем муфтой, и закрепленные на водиле выступ и конец пружины. Следовательно, при повороте корпуса пружина закручивается, что ощущается по возрастанию силы противодействия и слабому пощелкиванию храповой защелки. При полной заводке вращение пружины ограничивается упорами.

Заведенная пружина после снятия отвертки с закрепленного винта стремится повернуть водило. Но этот поворот невозможен до тех пор, пока не будет отодвинут буртик. Тогда под действием пружины водило повернется и обкатит планетарную шестерню по зубьям коронной шестерни. Шпиндель через шестерню сделает несколько оборотов и винт будет быстро ввернут до упора.

Буртик возвращается в исходное положение, что дает возможность, повернув корпус отвертки, закрепить резьбовое соединение и одновременно вновь подзавести пружину двигателя.

Рис. 9. Предельная отвертка: 1 — стержень с лезвием; 2 — втулка; 3 — сухарь; 4 — пружина; 5 — рукоятка; 6 — гайка; 7 — болт; 8 — крышка

Самозарядную отвертку можно включать, нажав большим и указательным пальцами на буртик. Но практически это происходит автоматически при нажатии на рукоятку.

Предельная отвертка. Для завертывания винтов или шурупов с определенным усилием может быть использована предельная отвертка, показанная на рисунке 9.

Она устроена следующим образом. Стержень с лезвием вставлен квадратным хвостовиком во втулку, изготовленную заодно с болтом. На втулке нарезаны зубья, которые входят в зубья сухаря, вставленного в пазы рукоятки. На болт надета пружина, затягиваемая гайкой.

Чтобы завернуть гайку, нужно предварительно с рукоятки снять крышку.

Действует отвертка так. В начале ввертывания шурупа или винта отвертка работает как обычная. Но как только усилие завертывания возрастет и превысит установленную норму, винт начнет тормозить лезвие, зубья сухаря 3 выйдут из зацепления с зубьями втулки, произойдет характерный треск, по которому и можно судить о конце завертывания.

Настраивать отвертку на заданный момент можно так же, как и предельные ключи.

Отвертки для работы с распределителем гидросистемы трактора. На рисунке 10 показаны отвертки, используемые для завинчивания и вывинчивания пробки золотника (рис. 10, а) и регулировочного винта (рис. 10, б).

Отвертка для отвертывания гайки центрального переключателя света автомобиля. Для удобства отвертывания и завертывания круглой гайки, крепящей центральный переключатель света автомобилей на щитке приборов, предлагается специальная отвертка с широким лезвием и вырезом в средней части (рис. 10, в).

При работе поводок переключателя, с которого предварительно снята ручка, помещается в вырез лезвия отвертки, а концы лезвия вводятся в шлиц гайки.

Рис. 10. Отвертки: а — пробки золотника; б — регулировочного винта; в - центрального переключателя света; г — главного жиклера карбюратора К-125

Применение такой отвертки позволяет избежать повреждения гайки и сокращает время работы.

Отвертка для вывертывания главного жиклера карбюратора К-125. Для этой операции рекомендуется специальная отвертка с направляющим цилиндром, показанная на рисунке 55, г.

Отвертка для быстрого отвертывания винтов или шурупов имеет следующее устройство. В ручке запрессована втулка с прямой накаткой на наружной поверхности. Внутри втулки вставлены муфта 6 с торцовыми шлицами и ось, соединенные между собой болтом.

Рис. 11. Отвертка для быстрого отвертывания винтов: I — сменная лопатка; 2 — пружина; 3, 5, и 11- втулки; 4 — шариковые подшипники; 6 — муфта; 7 — ось; 8 — болт; 9 — ручка; 10 — сальник; 12 — гайка; 13 — корпус; 14 — головка; 15 — фиксатор; 16 – винт; 17 – гайка

На оси посажено два шариковых подшипника, между которыми установлена распорная втулка. Подшипники на оси закреплены гайкой.

На шариковых подшипниках вращается корпус, соединенный винтами с головкой, в которую вставляются сменные лопатки. На наружной поверхности корпуса сделана накатка, а на правом торце — шлицы такой же формы, как и шлицы муфты. В проточке корпуса установлен войлочный сальник, внутри — спиральная пружина, которая через нажимную втулку постоянно отжимает корпус от ручки.

Пользоваться отверткой нужно так. Чтобы вывернуть винт или шуруп, нужно вставить лопатку отвертки в шлиц этого винта и сильно нажать на ручку. При этом корпус сожмет пружину и переместится вправо, его шлицы войдут в зацепление со шлицами муфты. После этого, поворачивая отвертку за рукоятку, надо периодически на удобный угол поворота начать вывертывать винт. Как только усилие вывертывания уменьшится, нажим на ручку следует уменьшить, тогда шлицы выйдут из зацепления и корпус нужно будет вращать большим и указательным пальцами.


Читать далее:



Статьи по теме:


Реклама:




Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум