Подъемно-транспортные устройства

Категория:
Практика слесарно-сборочных работ


Подъемно-транспортные устройства

Во время сборки слесарям-сборщикам, ремонтникам и монтажникам приходится транспортировать тяжелые детали и узлы. Подъем, опускание и перемещение различных грузов с помощью подъемных механизмов и подъемно-транспортных устройств называют такелажными работами. Во избежание (при такелажных работах) несчастных случаев при подъеме тяжелых грузов и транспортировке их, необходимо, чтобы состояние механизмов и подъемно-транспортных устройств соответствовало требованиям Госгортехнадзора. На каждой машине или механизме нужно обязательно повесить бирку с указанием предельной рабочей нагрузки, даты испытания и т. д. При наличии неисправностей (недопустимом износе канатов, цепей, механизмов подъема, неисправностей тормозов и т. д.) нельзя пускать в ход подъемно-транспортное оборудование. Перед каждым, тяжелым подъемом тщательно проверяют состояние блоков, тросов, лебедок и т. д.

Не разрешается резко тормозить, а во время движения переключать на обратный ход грузоподъемные устройства. Запрещается также подтаскивать груз крюком механизма подъема при косом натяжении троса. В нерабочее время все подъемно-транспортные устройства должны находиться в положении, исключающем возможность их пуска посторонними лицами. При работе подъемно-транспортных устройств не допускается подъем груза, масса которого превышает грузоподъемность машины или механизма. Для предупреждения подобной опасности на кранах устанавливают всевозможные ограничители, действующие автоматически.

Кроме изложенных общих правил безопасности при эксплуатации грузоподъемных устройств, необходимо соблюдать дополнительные правила:
— груз, подлежащий подъему и транспортировке, должен быть заранее освобожден от фундамента, на котором он был смонтирован, и тщательно очищен от грязи и посторонних предметов;
— центр крюка механизма должен быть на одной вертикали с центром тяжести груза;
— стальные канаты, стропы и приспособления к ним должны быть смазаны не реже одного раза в 10—15 дней канатной мазью ПК или мазью из солидола и 5—10% битума марки 111;
— грузовые и чалочные цепи перед началом работы нужно смазывать салом с графитом;

Надежность — свойство машины или агрегата выполнять заданные функции, сохраняя свои эксплуатационные показатели в заданных пределах в течение определенного промежутка времени. Надежность обусловливается безотказностью, ремонтопригодностью, сохраняемостью, а также долговечностью частей машины. Надежными считаются машина или агрегат, не только не имеющие отказов, но и сохраняющие эксплуатационные характеристики в пределах установленных норм. Надежность отремонтированной машины или агрегата во многом зависит от качества ремонта и условий их эксплуатации.

Работоспособность — состояние машины или агрегата, при котором их основные параметры находятся в пределах, установленных требованиями технической документации.

Долговечность — свойство машины или агрегата сохранять работоспособность до наступления предельного состояния с необходимыми перерывами для технического обслуживания и ремонта.

Предельное состояние машин и агрегатов зависит от:
— состояния машины или агрегата, при котором их основные параметры не соответствуют хотя бы одному из требований технической документации;
— ремонтопригодности, т. е. приспособленности машины или агрегата к предупреждению и устранению отказов и неисправностей при техническом обслуживании и ремонте; показателями ремонтопригодности могут служить, например, среднее время восстановления и средняя стоимость технического обслуживания;
— коррозионной стойкости — способности металла деталей противостоять коррозии; такому разрушению подвержены машины, работающие в условиях химического и электрохимического взаимодействия металла с окружающей средой;
— упругости пружин, поршневых колец, рессор и других деталей, потеря которой происходит вследствие динамических нагрузок и теплового воздействия; причинами этого являются работа с перегрузками и нарушение теплового режима агрегатов.

Для обеспечения надежности грузоподъемных механизмов и прочности такелажных средств допустимая нагрузка для стационарных машин должна быть в 2—3 раза, а машин передвигающихся — в 6—12 раз меньше разрушающей.

Отношение разрушающей нагрузки к допустимой называют коэффициентом запаса прочности. Наименьшие допустимые значения коэффициента запаса прочности для такелажных средств (тросов, канатов, строп, чалок и т. п.) зависят от назначения и условий работы этих средств.

Для подъема и перемещения различных деталей и узлов широко используют тросы. При изготовлении их вначале свивают отдельные проволоки (диаметром от 0,5 до 5 мм) в пряди, а затем свивают последние в канат. При этом направления свивания проволок в прядях и самих прядей в канат противоположны, что придает стальному канату большую сопротивляемость раскручиванию. Касание слоев прядей в тросах точечное. Гибкость стального каната зависит от диаметра составляющих его проволок: чем меньше диаметр, тем больше гибкость. Однако стальной канат из тонких проволок дороже и к тому же быстрее изнашивается.

При подборе стального каната сначала определяют предельную нагрузку, при которой происходит разрыв стального каната. Чем выше прочность проволок, составляющих стальной канат, тем он прочнее, тем выше его предельная нагрузка. Поскольку проволоки в стальном канате работают неравномерно, разрывная сила стального каната меньше суммы разрывной силы отдельных проволок. Если эти последние силы известны, то обычно принимают, что разрывная сила стального каната составляет 0,83 их суммы. Этот коэффициент установлен правилами Госгортехнадзора для обеспечения безопасной работы. Этими же правилами регламентируется и коэффициент запаса прочности стального каната, учитывающий возможность работы последнего в различных условиях. Во избежание обрывов ветвей стального каната (проволоки) в местах изгибов (в острых углах груза) необходимо подкладывать под стальной канат специальные деревянные угловые бруски.

Коэффициент запаса прочности — это число, показывающее, во сколько раз надо уменьшать нагрузку на стальной канат по сравнению с разрывной силой, чтобы перемещение груза было безопасным. Для стального каната, работающего с механизмом, имеющим машинный привод, коэффициент запаса прочности должен ыть больше, чем у стального каната при работе с ручным приводом. Во втором случае условия работы более спокойны и благоприятны.

На основании полученного значения разрывной силы подбираем стальной канал диаметром 25 мм, состоящий из шести прядей проволок по 19 шт. в каждой и одной мягкой сердцевины. Временное сопротивление проволок на растяжение равен 16 МПа.

Обычно из паспортных данных стального каната известно временное сопротивление проволоки, из которой он свит, диаметр стального каната и проволоки, при этом, зная разрывную силу легко подсчитать коэффициент запаса прочности.

Для подъема мелких деталей и элементов конструкций применяют пеньковые канаты смоленые (хорошо противостоят действию влаги) и несмоленые (очень гибкие, но при размокании их прочность резко снижается), а также канаты из капрона или перлона (прочны, водоустойчивы, но боятся высоких температур).

Рис. 1. Простая форма сжимов тросов:
а — дугообразный сжим; б — Г-обраэный сжим; в — правильное и г — неправильное расположение сжимов

Безопасная работа стального каната обеспечивается при условии правильного крепления его к барабанам лебедок, крюкам, поднимаемым грузам. Стальной канат закрепляют сжимами. В зависимости от диаметра стального каната применяют различные сжимы. Для стального каната диаметром от 8,7 до 33,5 мм используют дуговые и Г-образные кованые сжимы, для тросов диаметром 17— 37 мм — литые сжимы с зубчатым корпусом. На внутренней стороне корпуса имеются углубления, совпадающие по величине и направлению с витками прядей стального каната. Это обеспечивает повышенное трение между сжимом и стальным канатом без нарушения строения последнего. Расстояние между сжимами должно быть не менее шести диаметров стального каната. Болты затягивают равномерно на всех установленных сжимах при натянутом стальном канате.

Затягивающие гайки, должны быть расположены со стороны рабочей ветви стального каната. При этом не нарушается прямолинейность стального каната, а стремящийся выскользнуть конец будет лучше зажат. Во время работы постоянно наблюдают за состоянием сжимов, периодически подтягивая их. Плохая затяжка сжимов может явиться причиной аварии.

Если при работе приходится часто изменять длину стального каната, его лучше закреплять клиновым зажимом. При натяжении стального каната клин входит в зазор между щеками зажимает стальной канат. Концы стального каната закрепляются прижимами через коуш, который предохраняет стальной канат от расплющивания и расслоения прядей и проволок на перегибах. Коуши штампуют из листового металла. Иногда при отсутствии коушей заводского изготовления их делают из газовой трубы: ее Разрезают пополам и изгибают.

Для подъема груза применяют стропы. Их изготовляют из стальных канатов с числом проволок в каждой пряди. Наибольшее распространение имеют универсальный и облегченный стропы. Универсальный (или закрытый) строп делают из стального каната диаметром от 10 до 30 мм. Строп имеет форму замкнутой петли длиной до 20 м. Концы стального каната сращивают сплеткой, длина ее должна быть не меньше 30—40 диаметров сращиваемого стального каната. Облегченные стропы состоят из отрезка стального каната, снабженного крюком и коушем, двумя крюками или двумя петлями.

Рис. 2. Сложная форма сжимов тросов:
а — клинообразный сжим; б — коуш (полукольцо), изготовленный из трубы

Рис. 3. Стропы:
а — универсальный; L — длина сращивания; а — длина сплетения, а = 40d\ б — облегченный с крюками и двумя коушами (полукольцами); в — облегченный с двумя коушами (полукольцами)

Рис. 4. Приемы ручной сигнализации подъема и опускания грузов;
а — вверх; б — вправо; в — вниз; г — влево; д — вперед; е — назад (на себя); ж — стоп — Движение вправо и влево на уровне пояса

Сигналы крановщику, стропальщику и лицам, ведущим наблюдение за подъемом или опусканием груза, подают движением кисти правой руки.

Способы строповки стальным канатом стропом показаны на рис. 5. Для предохранения стального каната стропов от повреждений под стальные канаты на острые кромки груза подкладывают Деревянные или металлические подкладки или коуши. Присоединяя несколько облегченных стропов к кольцу, навешенному на крюк крана, жестко захватывают деталь или груз.

Кроме вышеуказанных стропов применяют также цепные стропы.

Рис. 5. Приемы захвата стропами:
а — фасонная строповка облегченным (тонким) тросом; б — строповка груза (тросом) одним крюком; в — строповка груза (тросами) двумя крюками; г — строповка груза (тросами) четырьмя крюками

Перед началом эксплуатации стропы испытывают на нагрузку вдвое большую, чем масса груза, на которую они рассчитаны. Согласно правилам Госгортехнадзора испытанные стропы должны иметь бирку с порядковым номером, грузоподъемностью и датой последнего испытания. В специальной книге должны быть зарегистрированы результаты испытаний. Испытания проводят ежедекадно; они заключаются в приложении к стропу двойной нагрузки в течение 10 мин.

Рис. 6. Приемы цепной строповки грузов

Рис. 7. Приемы строповки грузов на двух ветвях (тросах) и распределение сил в ветвях стропа в зависимости от угла их наклона

Ветви стропа, идущие к поднимаемому грузу, могут быть расположены под различными углами к горизонту. Груз может быть подвешен также на двух параллельных ветвях, на одной ветви, на четырех ветвях и т. д.

Чтобы определить силу, действующую на каждую ветвь стропа, необходимо учитывать угол между ветвью стропа и вертикалью (или горизонталью), а также число ветвей. Чем меньше угол между ветвью стропа и вертикалью (или чем больше угол наклона стропа к горизонту), чем больше число ветвей, тем меньшая сила действует на каждую ветвь.

Если две ветви стропа параллельны, силы в них будут одинаковыми, а суммарная сила в ветвях будет равна массе поднимаемого груза. Тросы, используемые в стропах, рассчитывают принимая коэффициент запаса прочности равным не менее 8 при огибании груза стальным канатом и не менее при подъеме груза за петли или креплении стального каната к грузозахватным деталям через коуши на сжимах или сплетке.

Необходимо следить за тем, чтобы стропы и их ветви были равного натянуты. Равнодействующая от натяжения должна проходить через центр тяжести груза, который необходимо определить перед началом подъема. У грузов простой конфигурации с равномерным определением материала по объему центр тяжести находится в геометрическом центре. Если нет данных о положении центра тяжести, его устанавливают путем пробных подъемов на небольшую высоту.

Следует добавить, что строповка грузов является наиболее ответственной операцией такелажных работ. К ее выполнению допускают опытных такелажников (слесарей) после проверки их знаний специальной квалификационной комиссией. Стропальщик (слесарь) должен знать массу поднимаемого груза, его габаритные размеры и в соответствии с этим подобрать необходимые стропы, проверить их исправность, срок испытания и грузоподъемность используемого подъемного механизма.

В настоящее время применяют разнообразные лебедки с ручным и машинным (главным образом, электрическим) приводами. Ручные лебедки, которые по способу установки разделяют на настенные и напольные, применяют для вспомогательных операций, для перемещения или подъема стальными канатами груза на небольшую высоту, когда скорость подъема или перемещения не имеет существенного значения.

Наиболее удобными являются ручные рычажные лебедки со стальными канатами, позволяющие не только поднимать, но и перемещать грузы на небольшие расстояния горизонтально или с наклоном. Эти лебедки имеют обратный ход, что позволяет плавно опускать и поднимать груз.

К типу подъемных лебедок, работающих со стальным канатом, относятся лебедки с электроприводом и подъемным механизмом, смонтированным на тележке, у которых передача вращающего момента осуществляется через редуктор (их называют редукторными).

Рис. 8. Схема подъема груза электрической лебедкой

Одна из таких тележек с лебедкой грузоподъемностью 7,5 т показана на рис. 8. Лебедка состоит из рамы на колесах, барабана с намотанным на нем стальным канатом; в верхней части рамы смонтированы электродвигатель с муфтой, соединенной с зубчатой передачей, редуктором, муфтой и валом, соединенным с ленточным тормозом. Перед тем как приступить к подъему груза лебедкой, необходимо подвезти тележку с лебедкой к месту работы и закрепить ее тросом за крюк, вмонтированный в стене. Затем разматывают на барабане стальной канат и пропускают его через ролик, подвешенный к ферме, после чего стальной канат опускают вниз и подвешивают к его крюку стропы с тарой и грузом 7,5 т. Убедившись, что тележка с лебедкой и тарой жестко закреплена стальным канатом к крюку, включают электропривод и стальным канатом поднимают груз на заданную высоту.

В кузнечных цехах мостовые краны используют для выполнения различных грузоподъемных и транспортных работ, например для уборки отходов, окалины и т. д. Мостовой электрический кран имеет подвижный мост, передвигающийся на ходовых колесах по подкрановым путям цеха, и грузовую тележку, передвигающуюся по мосту крана и несущую на себе механизм подъема груза. Управляет таким краном машинист из кабины или оператор, находящийся на полу цеха.

Мостовые ковочные электрические краны являются наиболее универсальным и широко применяющимся средством механизации при ковке. При помощи их подают нагретый металл из печи к прессу или молоту, укладывают его на боек и совершают необходимые манипуляции в процессе ковки. При гибке и скручивании колен подъемная сила крана используется для деформации металла.

Слиток или заготовка не всегда занимают строго горизонтальное положение и поэтому не всегда плотно прилегают к рабочей поверхности нижнего бойка. Поэтому при нажатии верхним бойком пресса, а в особенности при ударе бойком молота, нагрузка передается через подвешенный конец на цепь кантователя и через крюк — на грузоподъемные механизмы и ферму крана. С целью предохранения крана от перегрузки между редуктором и двигателем установлена муфта предельного момента.

Ковочный мостовой кран имеет подвижный мост, передвигающийся на ходовых колесах по подкрановым путям, и две подъемные тележки. Мост крана передвигается электродвигателем (одним или двумя в зависимости от грузоподъемности крана). От электродвигателя движение через редуктор передается трансмиссионному валу и дальше через шестерни, вал и зубчатый венец — к ходовым колесам. На кранах большой грузоподъемности, например 2,5 МН (250 тс) конструкции УЗТМ, восемь ходовых колес являются приводными от двух электродвигателей, а шесть — холостыми.

Рис. 9. Вагон-термос для перевозки горячих слитков массой до 60 т

Главная тележка используется для перемещения слитка или заготовки и для манипулирования ими в процессе ковки. Эта тележка имеет специальный барабан, предназначенный для наматывания кабеля, подводящего электрический ток к электродвигателю кантователя. Кантователь подвешивается для ковки к крюку главной тележки.

Рис. 10. Ковочный мостовой кран:
1 — кабина машиниста, 2 — вспомогательная тележка. 3 — мост, 4 — трансмиссионный вал, 5 — редуктор, 6 — муфта, 7 — электродвигатель механизма перемещения моста, 8 —- главная тележка, 9 — ходовые колеса, 10 — крюк главной тележки

Подъемный барабан главной тележки установлен на пружинах для амортизации сил, возникающих в процессе ковки и передающихся частично на механизмы и ферму крана. Вторая — вспомогательная тележка имеет значительно меньшую грузоподъемность, чем главная тележка. Этой второй тележкой с подвешенным к ней крюком пользуются для перемещения и установки оправок, патронов, различных подкладных инструментов и приспособлений. Вспомогательную тележку используют также совместно с главной тележкой для подъема тяжелых заготовок и поковок и при выполнении вспомогательных операций с длинными поковками. Кабина машиниста крана имеет два пульта управления, установленных на разных высотах от уровня пола цеха.

Ковочные мостовые краны изготовляют по ГОСТ 1682—69 грузоподъемностью главной тележки от 0,75 до 4 МН (75—400 тс). Они обладают повышенными скоростями перемещения моста и тележек, подъема и опускания их крюков, что необходимо для максимального использования по времени температурного интервала ковки слитков и заготовок.

Ковочные поворотные краны используют обычно в молотовых кузницах для подачи нагретых заготовок под паровоздушный молот с укладкой на нижний боек, поддержания заготовки в горизонтальном положении, манипулирования ею в процессе ковки, снятия поковки с бойка, укладки ее, уборки отходов и смены инструментов и приспособлений.

Один из ковочных поворотных кранов (консольно-поворотный) показан на рис. 11. Тележка такого крана перемещается по консоли стрелы крана лебедкой, установленной на короткой консоли. Вторая лебедка установлена там же и предназначена для подъема и опускания. Каждая из лебедок состоит из электродвигателя и редуктора. Передвижение тележки в ту или другую сторону осуществляется реверсированием лебедки. Обе лебедки являются механизмами перемещения тележки, подъема и опускания крюка.

Стрела крана вокруг вертикальной оси поворачивается механизмом вращения. Трос подъемного механизма закреплен одним конном на лебедке подъема, а другим—стойке. Огибая поворотные ролики, средняя часть троса образует петлю, на которой подвешена обойма крюка. Это позволяет обойме с крюком оставаться неподвижной в вертикальной плоскости при перемещении тележки вдоль стрелы крана.

Преимуществом консольных кранов является то, что они придаются к каждому молоту, в связи с чем отсутствуют потери времени на ожидание, как это нередко наблюдается при работе с мостовыми ковочными кранами. Ограниченная зона обслуживания является существенным недостатком консольного крана. Основной характеристикой консольного крана является его грузоподъемность и величина вылета стрелы.

Поворотные краны в зависимости от конкретных условий цеха располагают между молотом и печью прямолинейно. В этом случае излучение от печей не попадает на рабочих, однако время подачи заготовки здесь удлиняется, так как угол поворота крана составляет 180°. При взаимно перпендикулярном расположении печи и молота на рабочих действует вредное тепловое излучение, но в этом случае сокращается время подачи заготовки, так как угол поворота крана составляет 90°. При любом из этих вариантов, если молот обслуживается двумя нагревательными печами, справа и слева от молота устанавливают по поворотному крану. Прямолинейная планировка расположения молотов и печей является наиболее рациональной.

Рис. 11. Ковочный консольно-поворотный кран:
1 — вертикальная поворотная стойка, 2 — механизм вращения, 3 — короткая консоль, 4 — механизмы перемещения тележки, подъема и опускания крюка, 5 — тележка, 6 — трос подъемного механизма, 7 — стойка, 8 — оборотный ролик, 9 — обойма крюка, 10 — стрела


Реклама:



Читать далее:



Статьи по теме:


Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум