Подшипники качения и их сборка

Категория:
Слесарно-инструментальные работы


Подшипники качения и их сборка

Подшипники качения кроме собственно подшипника включают в себя также корпус с крышками, устройства для крепления колец и смазывающее устройство.

Материалом для изготовления колец и тел качения подшипника служат в основном высокоуглеродистые хромистые стали ШХ15, ШХ15СГ, ШХ6, ШХ9. Твердость колец 62—65 HRC3, твердость тел качения 62—66 HRC3.

Между кольцами и телами качения имеется зазор. Он позволяет кольцам перемещаться относительно друг друга в радиальном и осевом направлениях. Радиальный зазор — это суммарный зазор между телами качения и кольцами, измеряемый в радиальном направлении. Осевым зазором называют наибольшую величину осевого смещения одного кольца относительно другого при совпадении их осей. Зазор бывает начальный (до установки подшипника в узел), посадочный (после установки подшипника в узел) и рабочий (под рабочей нагрузкой при установившемся режиме работы).

Кольца на вал и в корпус устанавливают с зазором или натягом. Точность и жесткость подшипника можно повысить путем специального регулирования с помощью предварительного натяга. С его помощью выбирают зазоры в подшипнике и создают предварительную нагрузку на подшипник в момент сборки опоры. Предварительный натяг обеспечивает отсутствие зазора в процессе дальнейшей эксплуатации подшипника.

Последовательность сборки подшипников качения. Подготовку подшипников и других деталей опор проводят непосредственно перед сборкой. Распакованный подшипник очищают от консервационной смазки в горячем растворе минерального масла (80—90 °С). Затем тщательно промывают в 6—8%-ном растворе масла в бензине или в горячих антикоррозионных водных растворах, просушивают, а потом покрывают тонким слоем масла. Производят наружный осмотр деталей на отсутствие коррозии и механических дефектов, проверяют легкость вращения и уровень шума подшипника.

Установку колец с зазором производят от руки, а с натягом — с помощью молотка и оправок из мягких материалов. Последний способ применяют только для неответственных опор и при минимальных натягах. При посадке подшипника силу следует прикладывать к тому кольцу, которое устанавливают с натягом. Чтобы не было перекосов, сила должна равномерно распределяться по торцу кольца. Когда подшипник устанавливают сразу на вал и в корпус, силу следует прикладывать одновременно к обоим кольцам.

Рис. 1. Установка подшипника в корпус (а) и демонтаж его с вала (б): 1 — корпус, 2 — оправка, 3,5 — подшипники, 4 — вал, 6 — винтовой съемник

Широко распространена установка подшипника на вал путем его нагрева в масляной или воздушной среде с обязательным контролем температуры (она не должна превышать 100°С). Если нагрев не компенсирует натяг, то следует дополнительно охлаждать вал в термостатах с сухим льдом. Особенно эффективно охлаждение при установке с натягом наружного кольца (в корпус).

При сборке нагретый подшипник устанавливают на вал от руки и досылают на место с небольшой силой. Аналогичным образом поступают при установке охлажденного кольца в корпус.

После установки подшипника на вал проверяют фактическую величину радиального зазора простейшими индикаторными приспособлениями. Плотность прилегания колец к уступам вала или корпуса контролируют щупами.

Важным этапом сборки подшипника является создание необходимого предварительного натяга. Способ выполнения этого этапа зависит от конструкции опоры. Например, при создании предварительного натяга прокладками крышку подшипника сначала закрепляют без прокладок до тех пор, пока вал не станет проворачиваться туго. В этом положения замеряют зазор между крышкой и корпусом и определяют необходимую толщину прокладок.

После установки подшипников производят их фиксацию гайками, пружинными шайбами, крышками. Затем подшипник смазывают, устанавливают уплотнения и крышки и производят испытания собранного узла на нагрев и бесшумность работы.

Разборку подшипников производят на прессах; винтовыми съемниками; путем предварительного нагрева подшипника (или охлаждение вала) и др.


Читать далее:



Статьи по теме:


Реклама:




Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум