Покрытия и технология

Категория:
Покрытия


Покрытия и технология

В практике промышленного производства бывает, что казалось бы, правильно выбранное покрытие в серийном изделии воспринимается совсем не так, как видел его художник или конструктор на абстрактном образце или даже в опытном макете. В большинстве случаев такой результат является следствием недостаточного учета технологических факторов и специфики производства. Чтобы покрытие стало органической частью конструкционного материала и формы, необходимо в процессе конструирования учитывать особенности технологии формообразования детали и нанесения покровных пленок.

Поскольку этот вопрос неоднократно обсуждается в книге применительно к конкретным процессам, здесь мы рассмотрим лишь несколько типичных примеров, иллюстрирующих важность поставленной задачи.

Известны, например, случаи, когда в качестве покрытия выбирается блестящий никель или хром для металлических деталей, формообразование которых может быть выполнено только литьем в землю или, в лучшем случае, в кокиль. Тогда для обеспечения требований чертежа к отделке приходится подвергать детали операциям шлифования в несколько переходов на эластичных дисковых кругах. При этом, как правило, нарушается тщательно продуманная художником или конструктором геометрия формы, а на все изделие ложится досадный отпечаток кустарщины.

Аналогичный результат получается, когда в целях кажущейся экономии деталь, которая в конечном итоге должна подвергаться оксидированию, изготовляется штамповкой горячекатанной стали вместо холодного проката. Чтобы получить на такой детали высококачественную оксидную пленку, ее необходимо подвергать глубокому травлению и шлифованию. При этом вместо ожидаемого экономического эффекта от применения второсортного материала обнаруживается удорожание, а Контуры детали не сохраняют характерную для штамповки строгость линий.

Особенно тщательно следует продумывать выбор покровных пленок и способов их нанесения для деталей нужной конфигурации, а также для узлов, состоящих из различных конструкционных материалов. Бывают случаи, когда детали сложной конфигурации, имеющие много точных посадочных и резьбовых мест, проектируются под окраску или другое покрытие ради небольшого участка поверхности. Это значительно усложняет и удорожает процесс отделки, не всегда являясь безусловно оправданным с точки зрения конструктивно-функциональных требований к изделию.

При выборе покрытий для деталей особо сложной конфигурации следует помнить о возможности получения неравномерных по толщине и качеству покровных пленок или даже отсутствие таковых в наиболее углубленных местах деталей.

Принципиальные технологические затруднения, влияющие впоследствии на качество отделки, могут возникать при нанесении покрытий на детали, формообразованные из двух или нескольких конструкционных материалов. Примерами таких деталей могут служить стальные или латунные элементы конструкции, армированные полимерными материалами, или разнородные металлические детали, соединенные при помощи пайки, а также узлы из алюминиевых сплавов, изготовляемые литьем под давлением с одновременной армировкой деталями из черных или цветных металлов. При выборе покрытий и способов их нанесения на такие комбинированные детали необходимо сопоставлять и оценивать химическую и термическую стойкость используемых конструкционных материалов. Невозможно, например, подвергать анодной обработке силуминовую деталь, армированную стальными втулками, которые в процессе электролитического оксидирования будут интенсивно растворяться. Нежелательно применять лакокрасочные покрытия горячей сушки для металлических деталей, совмещенных с термопластичными и т. п. Недопустимо выбирать стеклоэмалевые покрытия для деталей или узлов, состоящих из различных по сечению и массе участков металла. Эмалирование таких деталей приводит к деформации или пережогу отдельных мест покровной пленки.

Серьезные технологические затруднения и ухудшение качества многих покрытий могут вызывать такие «мелочи», как отсутствие фасок (скруглений) на ребрах сопряжения поверхностей или отверстий для подвешивания и крепления деталей.

Работа дизайнера немыслима без участия технолога; тем не менее чем больше сам художник-конструктор знает специфику производства, тем он свободнее и самостоятельнее в решении поставленных задач.


Реклама:



Читать далее:



Статьи по теме:


Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум